Это не персонажи "Пиковой Дамы" Пушкина / Чайковского, а мои лучшие ученицы в этом триместре после Норы. Про них уже несколько раз писала, занимаются второй год. Лизон это та, у которой сестра Максик, а Полина хочет стать дирижёром и ходит на виолончель.
Вообще этот триместр как-то оказался очень удачным по урожаю у ресурсных детей. Лиза и Полина сделали прорывы в технике или в музыкальности.
Особенно хочу показать успехи Полины - ведь в
прошлом посте о ней я сетовала на успеваемость и на то, что Полина в свои 7 лет знает, что очень умная и как бы почует на лаврах. И бились мы в числе прочего с «лежащим на боку» первым пальцем, и чтобы его добить, я ей дала очень красивую пьесу «Пчелка» из сборника Hervé Pouillard, по которому занимаются в консерваториях. Я не люблю этот сборник, почти не занимаюсь по нему, но выборочно даю пару красивых пьес. В русскоязычных сборниках этой пьесы нет, а жаль, очень красивая, мелодичная, легко запоминается и содержит важную техническую задачу - подкладывание большого пальца. Плюс шестнадцатые, плюс фразировка.
Вот как раз про фразировку и направление фраз у начинающих (детей и взрослых) особенно хочу сказать.
Грубо и очень схематично фразировку 90% муз.построений можно описать как "тихое начало - нарастание звука к вершине - окончание на спаде звука". На деле это не так топорно, но намного тоньше, и воспитывается чутье фразы в пении.
Эта задача часто намного сложнее, чем техника подкладывания первого пальца, для ребенка 7 лет без отдельного сольфеджио, то есть пения. Пение - важнейший момент в освоении фразировки, чтобы начать чувствовать дыхание формы, фразы. Поэтому в таких пьесах, если вдруг даю их маленьким, останавливаюсь на достижении технического момента (когда первый палец встает на ребро), и чуть-чуть пытаюсь фразировку, но потом все же приходится идти вперед, иначе зависнем на несколько уроков.
Полине так хорошо зашла эта пьеса, что на ее энтузиазме я решила поднажать, начали петь и два урока занимались только фразой. Был огромный сюрприз, когда я еще не успела ей все разжевать - дошли только до нарастания звука к вершине с помощью веса руки (движение тела вперед), - а она уже сама почуяла, что после вершины нужно закончить тише! И вот так просто взяла и это сделала. Не во всех фразах это повторяла, кое-где окончания были грубые, но в первой фразе на видео просто идеально - тем, кто интересуется, послушайте, Полина это сделала сама, это не я ей свистнула, еще не успела тогда.
Click to view
Второе наше с ней достижение - разница в звуке между мелодией и аккомпанементом в "Вальсе" Лайоша Паппа. Я очень люблю давать этот Вальс маленьким, чтобы они почувствовали себя пианистами - это легкая пьеса, звучащая сложно, на которой кроме того можно отлично поставить ребенку технику запаздывающей педали, или хотя бы начать движение в этом направлении.
Подробнее о Вальсе и ноты можно посмотреть на моем сайте "Что играть?" здесь. Стереофония фортепианного звука - тоже очень сложная задача для начинающих, учитывая природную специфику наших рук: повторение того, что делает другая рука. Так изначально устроен мозг в отношении рук, и "расщепить" команду мозга рукам на две составляющих удается не всем даже после нескольких лет занятий. И Полине не все удалось, например, для записи решили играть без педали, то есть без дополнительной отягчающей задачи, ради разницы в звуке (чтобы мозгу освободить больше места для этой задачи, а педаль приложится позже).
Click to view
Сейчас начали Андантино Хачатуряна, тоже легкую пьесу, звучащую сложно, но уровнем резко вверх. Я сыграла, Полине очень понравилось, я ей объяснила, что все сложнее, и надо посмотреть, как пойдет. То есть дала, зажмурив глаза, в расчете на энтузиазм. Заниматься этой пьесой она уже будет не со мной, а с коллегой, так получилось по расписанию, но коллега очень крут, и Хачатурян в надежных руках.
Перехожу к Лизону, которая пока чуть менее музыкальна, но технически и в плане сольфеджио намного круче - она занимается сама, без присмотра родителей, запоминает все, что делали на уроке (опять таки 30 минут в неделю), в общем память (особенно слуховая) - это невероятно важный фактор в нашем деле.
Закончили мы триместр с
пьесой Фламенко Уильяма Гиллока, которую я даю всем начинающим, чтобы тянуть их вверх. Лизон то Фламенко оприходовала за два урока, что неудивительно, пьеса яркая, простая и запоминающаяся (при этом с контрастной серединой, то есть почти "взрослая"). Над звуком и касанием еще работать, но за два урока вот это - молодец.
Click to view
А до Гиллока я дала ей - наверное впервые в жизни в этом возрасте - этюд Черни на терции, сложную технику для самых маленьких. Темп, конечно, медленный, но терции почти все артикулированные, очень мало зажеванного. И особенно можно похвалить 3й/5й пальцы, которые в таких пьесах зажевываются в первую очередь.
Click to view
Наконец, до терций Лизон освоила Чешскую песню из русского сборника Николаева. Эту песню тоже даю редко - там полифония, то есть два развитых голоса в обеих руках, а не мелодия и аккорды.
Но тут во время записи случился эпик фейл: я забыла закрыть дверь в подвал, где находится пианино, и уборщик включил пылесос именно во время записи, а по середине, как будто этого мало, в подвал через окно пытался прорваться их домашний кот. Лизон конечно это очень помешало, зато потренировалась сохранять концентрацию в любых обстоятельствах.
Click to view