Влияние ковида на концерты и спектакли не только плохо, но и хорошо. За два года сильно улучшилась ситуация с кашлюнами в концертных залах. Налицо прямо таки огромный прогресс, и в первую очередь это касается классической музыки - раньше между частями произведений (там, где грамотные люди не хлопают) начинался такой кашель по цепочке, что хотелось закрыть уши и было стыдно перед артистом, народ пользовался этими моментами, чтобы откашляться как следует, и вообще. Во время музыки тоже бухали будь здоров.
Cейчас кашлять потоком, по цепочке, или удушливо стало как-то неприлично; заболевшие всякой ерундой остаются дома, потому что в контексте последнего года их не поймут, а раньше заболели и все равно шли, билеты жалко. Еще видимо сейчас люди стараются больше следить за собой в плане разных симптомов, не тянуть с лечением, даже если простой насморк или кашель.
Все это я вчера обдумала и обсудила с подругой на концерте Евгения Кисина в театре Елисейских полей. С конца декабря я из этого театра не вылезаю, и хочется писать на память, но писать времени и сил нет: у меня пост-каникулярный синдром уже много лет (кстати, может это у многих преподов так), расслаблялись - и вдруг по уши в работу, и все, засосало.
В декабре был новогодний концерт, хотела о нем написать, но забыла - он мне совсем не понравился, было скучно и неоригинально, кроме Pump and Circumstances Элгара слушать было нечего. Это был первый новогодний концерт типа "сборная солянка", на котором я была в Париже за много лет, и больше не пойду.
Пару недель назад были на опере "Парижская жизнь" Оффенбаха с костюмами Кристиана Лакруа, очень красочно, хотя сидели на галерке. Вчера вот были на Кисине, а еще через неделю балетный вечер Прельжокажа.
И все это не отменили, к большому счастью, хотя я готовилась к худшему.
Потому что в другом парижском зале - "Музыкальной Сене" в Булони - я уже давно забукала "Ромео и Джульетту" с балетом Лос Анджелеса Бенжамена Мильпье (хореограф, бывший директор Гарнье и заодно муж Натали Портман), и его отменили, перенесли на сентябрь; я вообще не поняла почему его отменили, тогда как другие места продолжают собирать полные залы. Вчера на Кисине зал был битком, а "РиДж" должен был состояться всего неделю назад. Логика мне пока не понятна.
Концерты Кисина всегда проходят в трех отделениях. Два официально заявлены, а третье - это бисы, почти такой же длительности, как основные части, на радость публике, но не всякая публика умеет принять такой подарок. Вот парижская вчера сплоховала. Суббота вечер, а после трех бисов люди уже начали подниматься с кресел между пьесами, как будто все прямо в натуре опоздают сейчас на поезд или всем завтра на работу в 7 утра. А на самом деле скоро закроются кафешки, время к 11 вечера, а еще не выпили. В общем, после четвертого биса Кисин распрощался и ушел.
Кстати, я всегда думала, что он живет в Париже в 8-м округе рядом с залом Плейель, где мы его раньше видели в публике на концертах других пианистов. И что гражданство у него французское. А вчера в очереди в туалет зрители-спецы сказали, что он давно живет в НЙ, и гражданство американское. Не знаю, кому верить.
В программе первого отделения были классное переложение Токкаты ре минор Баха - Таузига, Адажио из сонаты Моцарта к540 (я чуть не заснула, вторые части могу только у Чайковского с Рахманиновым :)))), последняя соната Бетховена (гениальная по факту, но я ее так и не понимаю, не чувствую вообще).
Второе отделение шикарное совершенно - 7 мазурок, потрясающе сыграл такие казалось бы безыскусные вещи, особенно до-мажорная, до минорная, фа-диез минорная и си минор. Ну и чтобы жахнуть - Andante spinato (espionato, как я говорю) и большой блестящий полонез, после него публика легла. Но быстро оклемалась - как я уже написала, больше четырех бисов не сдюжили.
На концерты пианистов ранга Кисина хорошо ходить с подругой-пианисткой, товаркой по консерватории. В перерыве обсуждали Кисина и Луганского, сравнивали их манеру и звук, сошлись на том, что Луганский огромное мощное талантище, а Кисин - из гениев, и одновременно баловались селфи.