Предновогодняя культурная программа началась депрессивно. После эйфмановской "Анны Карениной" с корабля на бал из лондонского поезда оказалась в Ковент Гарден, где шла премьера «Смерти в Венеции» Бриттена. Музыка Бриттена очень специфическая для традиционного слуха; да и к опере второй половины ХХ века отношение опасливое, слишком велико различие с традиционной. Эту оперу я никогда не видела, но пройти мимо было нельзя, сам бог велел мне туда пойти.
Для многих детей путь в мир оперы начинается... с Бриттена. Шедевр его детской музыки - опера «Давайте делать оперу, или Маленький трубочист» есть в репертуаре каждого уважающего себя детского музыкального театра.
Сюжет: в первом действии группа детей под руководством взрослых задумывает поставить оперу, дети репетируют сцены, взрослые хлопочут, а главный маленький герой постоянно опаздывает на репу. Во втором действии - собственно опера в костюмах: маленького трубочиста нещадно эксплуатируют в богатом доме. Дети в доме на каникулах его случайно обнаруживают - он чуть не задохнулся в трубе - и решают спрятать от жутких хозяев алкашей и увезти с собой после каникул, что им и удается. Детское несчастье, угнетённое детство - животрепещущие темы для Бриттена на протяжении его творческого пути.
В 10 лет я исполняла несколько раз главную роль в этом спектакле на сцене Пермской оперы. В то время у меня был хороший голос, короткая стрижка, повадками я тоже походила на мальчика, и вопросов не возникало. Знакомство с Бриттеном надолго прервалось потом из-за сложности музыки, и много лет спустя я не могла пропустить "Смерть в Венеции".
Фильм Висконти благодаря музыке Малера стал моим любимым: в 2006 году, в мой первый приезд в Венецию, я за три дня сама нашла (гугл и блоги тогда не были так сильно развиты) все места и закоулки, где снимались знаковые сцены фильма. А жила я вообще там, где проходило действие - на острове Лидо. И даже отобедали мы с будущим мужем в том самом ресторане отеля Grand hotel des Bains, где жили и обедали герои.
Так вот, опера.
Мой хороший инстаграмный френд, ценитель прекрасного, чуть не заснул, вся опера показалась ему похожей на один сплошной монолог главного героя Ашенбаха под фортепиано (в оркестре Бриттена фортепиано занимает важную роль). Справедливое мнение, которое я с ним наполовину разделила. Но лишь наполовину - я не заснула, а как раз с любопытством ждала, как же дальше будут выражены такие картины как пляж, тёмные углы Венеции. Им нашлись визуально интересные, нескучные решения.
Например, персонаж Тадзио, молчаливый образ юности, красоты, физической силы. Решение самое красивое и логическое: Тадзио - балетная роль, с яркой хореографией как в соло Тадзио так и в ансамблевых сценах, очень впечатляющих. Чего стоят «драки мальчишек», запечатлённые в движении как в замедленной съёмке, и сопровождаемые мощными хоровыми эпизодами.
А музыка, посвящённая Венеции! Именно она, наряду с соло Тадзио, не просто не давала заснуть, а будила воспоминания об одном из моих любимых городов. Среди выразительных средств для солнечной Венеции Бриттен щедро использует соло меди - трубы, валторны.
Любопытство перевесило скуку. Аплодировали много, горячо, зал был набит (всего три спектаклья), я не пожалела. Сидела под люстрой на местах со слегка ограниченной видимостью за 12£, зато на первом ряду, и почти все было видно.
Через два дня моё второе посещение королевской оперы неожиданно напомнило мне о лишнем весе, когда на сцене появились феи из «Спящей красавицы» и кордебалет. К счастью, кроме них были прекрасные Наталья Осипова и Дэвид Холберг 🌹🌹❤️❤️❤️🌹🌹❤️🌹🌹 Ради них я не пожалела приличных денег на хорошие места.
Осипова!!! Как же хороша, какой баланс, чувство ритма, позы, пор-де-бра, прыжки, актерская игра. Зал вопил. Холберг хорош, но если честно, мог бы и лучше, и технически и особенно артистически), фактурный, тонкий прЫнц. Он об этом знает, кто-то ему выдал секрет, и он собой любуется. Осипова по технике на голову его выше, сама станцует за себя и за того парня.
Минус лондонской версии - совсем нет деток на сцене, ни в вальсе цветов, ни мальчиков с пальчиков, этот номер вообще выкинут. А ведь он один из самых ярких в балете. Верните детей в Спящую!
И раз пошла такая пьянка, немного рождественских улиц
Вот такая шикарная "ёлка" висит в Либерти!