Во мне нет ничего особенного.
Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи…
Кто хочет что-нибудь обо мне знать…
должен внимательно рассмотреть мои картины.
Г.Климт
Сегодня, как и 100 лет назад, в Вене царит Густав Климт. В 2012 г. исполнилось 150 лет со дня рождения художника, и австрийская столица активно празднует целый год.
Платки и галстуки, магнитики и вазы с орнаментами, заимствованными из его картин, многочисленные выставки его работ и работ, посвященных ему, многочисленные телепередачи, издания новых альбомов и биографий. В ресторанах можно выпить бокал коллекционного шампанское “Cuvée Klimt Edition”, а в знаменитой кондитерской “Gerstner” попробовать новый торт “Klimt” или купить шоколадные конфеты, чей золотой декор был специально придуман в честь юбилея художника. Ради такого события решили даже возобновить на месяц постановку мюзикла Джеральда Гратцера, Сисси Грубер, Биргит Наврата и Ники Нойшпиль о Климте, премьера которого состоялась в 2009 г.
Местом показа был выбран не театр или большой концертный зал, но одно из излюбленных мест встреч австрийской творческой интеллигенции - камерный зал Künstlerhaus Wien, где регулярно проводятся художественные выставки, показы новых фильмов, литературные чтения и диспуты.
Стены фойе были украшены копиями работ Климта, выполненными современными художниками (которые, кстати, каждый желающий мог приобрести в полное владение), так что, едва переступив порог, зрители оказывались в художественном мире творца, среди прозрачных, мозаичных цветов, орнаментальных форм и извилистых, витиеватых линий, еще до того, как познакомиться ближе с создавшим их человеком.
Художники-постановщики мюзикла не стали состязаться со своим героем в декоративной красочности и использовали в оформлении сцены простые раздвижные панели, на которые проецировались в соответствии с сюжетом виды мест, связанных с жизнью Климта, его работы или фотографии.
Мюзикл биографичен, он охватывает события с 1881 года, когда братья Густав и Эрнст Климт получили первый серьезный заказ, до 1918 года - смерти художника. Главной темой становится история становления творца, жизнь, которой он расплачивается за свой талант и успех.
Gustav Klimt - André Bauer
Emilie Flöge - Sabine Neibersch
Genius - Linda Geider
Franz Matsch - Lucius Wolter
Helene Flöge - Regina Mallinger
Ernst Klimt, Ensemble - Georg Prohazka
Mizzi Zimmermann, Ensemble - Anna Carina Buchegger
Kolo Moser, Alter Professor - Harald Tauber
Kulturminister von Hartel - Dennis Kozeluh
Mutter Klimt, Serena Lederer, Ensemble - Bettina Soriat
Freifrau von Erlenauer, Modell Traudl, Ensemble - Daniela Lehner
Gerichtsbeamter, August Lederer, Ensemble - Nicolas Boris Christahl
Gerichtsbeamter, Ensemble - Markus Hareter
Авторы ввели такое необычное действующее лицо, как Гений (Линда Гайдер), которая неотступно следует за Климтом с самых первых его шагов в искусстве. Невидимая героям, в обтягивающем трико, с разноцветными мазками краски на лице и шее, Гений напоминает женщин-русалок, женщин-змей на картинах художника, гибких, изменчивых, что издали могут показаться прекрасными цветами, а вблизи обернуться колдуньями.
Она не только вдохновляет Климта, побуждая создавать новый необычный стиль живописи, но и пытается активно вмешиваться в его жизнь, защищая от любых сильных чувств и привязанностей, мешающих целиком отдаться творчеству. Гений радуется, когда умирает брат Климта, Эрнст, откровенно негодует, поняв, что художник подумывает жениться на Мицци Циммерманн, ждущей его ребенка, а потом делает все, чтобы воспрепятствовать отношениям с Эмилией Флёге, нашептывая честолюбивые мечты, внушая, что он не способен на глубокие чувства.
Сам этот персонаж не показался мне очень уж необходимым для сюжета мюзикла, однако нельзя не признать, что смотрелась актриса очень эффектно, да и хореограф, работавший над ее сценами, постарался на славу, сочинив красивый пластический рисунок этой роли.
Расхожей фразой в статьях о Климте стало, что главным предметом его живописи было женское тело, и женщины, послужившие моделями для опьянявших и одновременно пугавших современников своим эротизмом картин, тоже присутствуют среди героев мюзикла.
Сабине Найберш, сыгравшая Эмилию Флёге, будто сошла с одного из нарисованных им портретов. Изящная, остроумная, уверенная в себе, превыше всего она ценила личную свободу, возможность жить по велению сердца и заниматься любимым делом (у сестер Флёге было собственное модное ателье), но чувствовалось, что ее небрежная насмешливость в отношениях с Климтом, их постоянные пикировки - это прежде всего способ защиты от неожиданно подкравшегося чувства, столь сильного, что оно могло разрушить все выстроенные ею вокруг сердца баррикады.
Противоположность Эмилии - беззащитная Мицци Циммерманн в исполнении Анны Карины Бухеггер, тоненькая, с огромными доверчивыми оленьими глазами, робкая, нежная, покорно подчиняющаяся воле «господина художника», тихо живущая в его тени, не смея прийти даже на выставку, где картины явили всему миру ее трогательную красоту.
Запоминались однако не только женщины, но и мужчины: и лучезарный красавец Люсиус Вольтер в роли друга и коллеги Климта Франца Матча, и импозантный Дэннис Козелух в роли министра культуры фон Хартеля, и потрясающий Харальд Таубер, сыгравший сразу две роли - энергичного ниспровергателя авторитетов и догм Коло Мозера и его антагониста, престарелого маразматичного профессора искусств, который, будучи приглашен на выставку в Сецессионе, так и не понял, чьи именно работы он должен разгромить с высоты своего авторитета.
Click to view
Заглавную роль, как и три года назад, доверили Андре Бауэру. Бауэр играет Климта без грима, даже не пытаясь добиться максимального внешнего сходства, да оно и не нужно. Удивительно, но Бауэр, которого, как правило, используют в амплуа положительного героя - верного мужа (Франц Иосиф в «Элизабет») или преданного друга (Фрэнк Кроули в «Ребекке»), оказался удивительно хорош в этой роли и не только вокально. Климт в мюзикле менее всего напоминает тот образ болезненно-безумного творца-декадента, что чаще всего возникает в сознании при упоминании эпохи рубежа XIX - XX веков. Открытый миру с его радостями, сильный, жизнелюбивый, стремящийся к независимости от мнений, моды, течений искусства, от людей и обязательств, Климт достигает совершенства в избранном им для себя стиле, наслаждается триумфом и признанием, и лишь в финале понимает, что на покоренной вершине он оказался в одиночестве, и обретенный успех ему разделить не с кем. Он взирает с высоты Эйфелевой башни на очарованную его талантом Европу, но внизу, на земле, его никто не ждет. Любимого брата давно уже нет, Мицци, расстается с Густавом, не пережив смерти их младшего сына, а Эмилии Флёге, женщине, которая могла стать единственной и самой сильной любовью, он сознательно отвел роль подруги, испугавшись, что сделает ее несчастной. Больной, разбитый, он пытается уже ускользающей душой найти покой в объятиях Эмилии и в финале герои застывают в прощальном объятии, как на знаменитейшей картине «Поцелуй». Гений одержал победу над человеком, сама жизнь стала искусством.
Фото
Künstlerhaus Wien