Как стать востребованным звукорежиссёром?

Oct 31, 2024 19:34


(интервью для «Союзной»)

Какие неочевидные способы стать звукорежиссером вы имеете в виду? Расскажите о них подробнее.



Не-не, я не в смысле как стать, а в смысле жизненных лайфхаков как сделать карьеру и попасть в эту, на самом деле элитную профессию. Ведь, это совершенно райская работа мечты, что-то вроде пилота самолета - сидишь в очень красивом месте, окруженный потрясающими предметами (фантастической аппаратурой), занимаешься любимым делом, копаешься с музыкой и еще тебе за это платят. Слишком многие люди, связанные с музыкой это понимают и хотят получить такую работу. А тем более музыканты, которые в подавляющем большинстве очень мало зарабатывают, мечтают перейти в эту смежную профессию.

И вот поэтому в крутых студиях конкурс на вакансию звукорежиссёра настолько высокий, что с улицы попасть туда практически невозможно. По моим прикидкам 100-300 человек на место. Но есть три верных не всем очевидных способа как получить это заветное место:

  1. Пойти обучаться к владельцу или главному звукорежиссеру студии, работы которого вам нравятся - это очень жизненная ситуация, что когда возникнет неожиданный аврал, то позовут в первую очередь именно ученика, с которым владелец студии много общался, уверен, что ученик всё знает про студию, имеет похожие схемы записи, ибо сам же им и научил, и не запорет работу как минимум. Практически гарантированно из сотни претендентов на должность звукорежиссера своей студии владелец выберет своего радивого ученика.
  2. Долгое время под свои проекты арендовать понравившуюся вам крутую студию. Опять же, владелец студии при аврале или уходе старого звукорежиссёра, в первую очередь вспомнит о вас - ибо вот человек, который давно знаком с коммутацией, проверенный в деле, ответственный, да еще если и звук хороший, вроде, слышно было когда он работает :).
  3. Создать свою собственную студию, плюс, в качестве жизненной лазейки - совмещенную с реп. базой. Пусть это будет поначалу бюджетная студия с офисным столом, ноутом и двухканальным Скарлетом, но с годами вы сами не заметите, как обрастёте крутыми клиентами, связями, деньгами, хорошим помещением и аппаратурой. Дорогу осилит идущий. Конечно, тут есть большой риск банкротства в первые же пол года пока студия не раскручена, а аренду платить надо, но есть шикарный лайфхак, как не обанкротиться сразу - совместить эту студию с репетиционной базой. Ибо реп. база - это простейшая и понятная услуга, которая в больших городах будет востребована всегда и риск обанкротиться небольшой. А уже репетирующие у вас музыканты всегда с удовольствием соглашаются, чтобы их и позаписывали тут же - сразу пойдет вал клиентов и для студии. И еще и бонусом быстрый проф. рост при таком потоке работы.




По какому пути прошли вы?

Вот как раз по третьему: реп. база, совмещенная со студией. Хотя, одновременно с открытием моей первой реп. базы-студии мне выпал именно этот нереальный лотерейный билет, о котором я сказал выше как о невозможном - меня взяли с улицы в большую крутейшую студию “Союз”, но это какое-то дикое нереальное везение (мои работы по звуку понравились директору), на такое не советую рассчитывать. (Но я тогда сглупил и ушел быстро оттуда, решив делать собственную студию - надо было набрать сначала там звёздное портфолио.)

Моментально репетирующие у меня группы стали записываться тут же с удовольствием. Опыт набирался лавинообразно, очень быстро и я буквально через пару лет уже стал заметным специалистом в отрасли. Со временем доход от записей и аранжировок сильно перевесил доход от репетиций и уже я на каком-то этапе стал делать студии без совмещения с реп. базой. Хотя, будете смеяться, только что открыл в  дополнение к своей основной студии “Блюз Минуз” опять студию с возможностью репетиций “Аниматон” - ретёрн ту инносенс :)

Выбор профессии звукорежиссера для вас: было ли это осознанное решение, или вы оказались в этой сфере случайно?

Осознанное. Я со школы безумно люблю музыку, и очень хотел быть в этой сфере, но зарплата у большинства музыкантов - слёзы. Я примерно в это время работал гитаристом у Родиона Газманова, гитаристом и организатором в кавер-группе, еще в одной группе: семью не получалось прокормить, а в дорогие коллективы такого зелёного музыканта не брали. Приходилось после университета несколько лет работать на денежных работах вроде дизайнера и фотографа рекламы.

Но от работы вне музыки я не испытывал счастья и мы с женой просто сели и стали на листочке бумаги прикидывать варианты как можно было бы получать минимум денег на жизнь и работать где-то около музыки и победил вариант студия звукозаписи. А как студии не обанкротиться пока она не раскручена придумалось вот как раз сделать её при реп.базе. У нас было сколько-то тысяч долларов, накопленных на дизайне и фотографии, уже не помню сколько (2002 год), мы арендовали вскладчину с друзьями помещение, сами вдвоем с моей Машей сделали ремонт, закупили аппарат (денег хватило на приличные барабаны, колонки и комбари), и понеслась - чуть ли не через месяц-два реп. база “Аниматон” уже начала окупать аренду.

Что стало ключевым фактором при выборе этой профессии?

Возможность зарабатывать именно чем-то связанным с музыкой: у меня какая-то иррациональная любовь к музыке, почти религиозная, музицирование или прослушивание крутой музыки вгоняют меня в экстаз, делают меня счастливым. А это же совершенно потрясающе - заниматься тем, что делает тебя счастливым и еще за это получать деньги! :)



Были ли моменты, когда вам приходилось заниматься работой, не связанной напрямую с звукорежиссурой, чтобы впоследствии получить доступ к более крупным проектам?

Не, такого не припомню.

Расскажите о моменте, когда вы точно решили, что звукорежиссера - это дело вашей жизни.

Я сразу после ВУЗа работал несколько лет фриланс-дизайнером и фотографом рекламы, и в 1998 году, после известного дефолта, заработки обрушились в разы вместе с курсом доллара, и пришлось пойти работать в офис главным дизайнером сети “Спортмастер” (музыкой, аранжировками, записями  постоянно занимался всё это время, со школы, но не профессионально). Мне в первые же дни работы с девяти до шести в офисе моя жизня стала казаться вселенски печальной и, как только кризис в экономике закончился (а это буквально через несколько месяцев), я пожаловался жене на свою печаль, и моя Маша совершенно потрясающую вещь предложила - давай, говорит, поживём пока на мою зарплату а ты попробуй заняться своей любимой музыкой. В общем, чисто музыкой не получилось и придумали делать студию.

Какой из ваших профессиональных опытов за пределами звукорежиссуры стал неожиданно полезным в карьере?

Фотограф. Группа “Манго-Манго” в те годы наняла меня фотографом и дизайнером по чьей-то рекомендации - надо было делать фотки для пиара в журнале нового альбома и для обложки альбома. В процессе общения выяснилось, что у них на гитаре играет мой друг и партнер по моей первой студии, что я сам играю в группах, занимаюсь записями и аранжировками, и закончилось тем, что они у меня стали записываться. И до сих пор записываются - вот на днях только что еще несколько песен записал им в “Блюз Минузе” и “Аниматоне” :) Вадим, директор “Манго”, до сих пор меня упрекает, что зря я забросил дизайн и фотографию, что они потеряли такого классного подрядчика (я им и обложки CD делал кроме фоток), и пару недель назад Вадим даже просил найти архивные файлы фото и дизайнов тех лет, до сих пор говорит, актуальны и нравятся.

Какие шаги на пути к карьере звукорежиссёра вы считаете наиболее важным и почему?

Обучение (знания), практика и общение.

Без знаний, если самому тыркаться, на путь до коммерчески конкурентного звука уйдут десятилетия, а упорное осознанное обучение сократит этот путь на порядок. Поэтому, ребят, если появляются лишние деньги, лучше не на новые моники потратить, а на хороший очный курс (оно и отобьётся, кстати, хорошими заказами в будущем под возрошую квалификацию). Я тоже так и сделал в своё время - оплатил очные индивидуальные занятия одному из топовейших спецов Володе Овчинникову, позже еще прошел очный курс у ультрамастера Андрея Клюшникова.



Практика - понятное дело: это как хорошим скрипачом или футболистом не станешь без упорных занятий, так же и звукорежиссёром. Наша профессия имеет очень много общего с искусством и со спортом - упорные ежедневные тренировки очень быстро повышают квалификацию, думаю, это очевидно и не требует подробного раскрытия.



А вот общение - неочевидная штука: звукорежиссер и аранжировщик по сути, это подрядчик, если не сказать, обслуга артиста. А артисты - народ очень эмоциональный, часто не разбирающийся в звуке, но зато очень хорошо разбирающийся в людях и отношениях. И даже если вы так себе спец, но хороший и приятный человек, то артист выберет вас в большинстве случаев, а не мрачного неприветливого, но крутого профи.

Как вы справлялись с первыми трудностями в профессии? Были ли моменты, когда хотелось все бросить, и что помогло вам продолжить?

Да, один раз бросал - закрыл студию и занялся опять фотографией: нам с Машей хотелось отдельное жилье скорей и мы решили на тот момент, что нам важней вложить деньги от продажи раскрученной базы-студии в нашу собственную новую квартиру - уж очень хотелось жить отдельно от родни в собственной квартире, это на тот момент перевесило желание иметь студию. Но не смог не вернуться довольно быстро назад, из музыки уйти очень сложно - мы с Машей тупо набрали потребительских кредитов и опять закупили аппарат и арендовали помещение (это уже мы сделали базу-студию “Deep Repal”).

Какое значение, по вашему мнению, имеет нетворкинг в звукорежиссуре? Может быть, у вас есть примеры из личного опыта, где важные (или случайные) знакомства сыграли ключевую роль?

Ключевое, да. Например, я на звёздный уровень вышел благодаря таким связям - ко мне в студию пришел классный аранжировщик Саша Малкович писать-сводить звук для своей тогдашней артистки Оксаны Почепы (“Акулы”). А Сашу навел другой классный аранжировщик, с которым я уже сотрудничал. А Оксана оказалась на тот момент девушкой Ивана Демьяна, лидера “7Б”. И Ваня приезжал привозить-увозить на записи Оксану и поэтому часто тусовался в студии, и ему так понравилась и студия, и как я работаю, что он предложил мне писать-сводить и продюсировать его очередной альбом.

Три песни из альбома сразу же попали в “Чартову Дюжину” и в ротацию, одна на первое место даже. Кто-то из коллег-звукорежиссёров даже сказал, что это лучший звук в России (конечно же это не так). И понеслась - сразу же повалил вал заказов, все хотели тоже такой же звук, который попадает в “Чартову” (в те годы “Наше Радио” имело какой-то дичайший вес и значение в российской муз. индустрии).

Как вы видите будущее профессии звукорежиссера? Какие новые навыки или подходы, по вашему мнению, станут важными в ближайшие годы?

К огромному сожалению, тенденция очень печальная: все признаки того, что нас легко заменит ИИ: уже “Суно” частенько выдаёт очень такой приличный звук, к которому реальные люди идут несколько лет. Такими темпами лет через пять, думаю, если не раньше, появятся алгоритмы с элементами ИИ, когда просто грузишь мультитрек, задаешь описание какой примерно хочется звук, и он будет выдавать готовый к изданию и ротациям файл со звуком коммерческого уровня, который не могут делать большинство звукорежиссёров.

Останется, конечно, какое-то количество востребованных специалистов для фанатов звука, сделанного вручную. Но это будет как с театрами после появления кино: до этого театры были чуть ли не при каждом поместье, а сейчас остались только самые крупные считанные, в центрах больших городов.

Но советовать компетентно не могу тут, ибо предсказания будущего - очень зыбкая тема. Но на всякий, ребят, имейте ввиду фактор развития ИИ: возможно, стоит уже сейчас продумать запасные пути отхода в виде каких-то смежных профессий (я для себя продумал - буду записывать видеолайвы для ВИА, если аранжировки и звук заберёт себе ИИ; тут мне пригодится и умение писать-сводить звук, и умение от занятия рекламной фотогафией ставить крутой свет и кадр).

Но, может, и не стоит паниковать - замену водителей грузовиков роботами уже мы ждем лет 40, и чего-то ничего не меняется: ну проехала одна фура-робот “Камаза” из Москвы в Питер, но, по-моему, так ни одного водителя и не уволили :).

Что важно знать тому, кто решил стать звукорежиссером?

Ну, повторюсь - знания по профессии и опыт: как всё записывать, как сводить, как делается музыка и тому подобное. И бонусом, только после того, как минимально освоил профессию, желательно иметь минимальные навыки ненавязчивого честного пиара себя, вроде того как делать карьеру - это общение, соц. сети, там, основы продвижения, личностного роста, там и подобной фигни вроде рекламы и фото-видеосъёмок как в моём случае :)



Previous post
Up