(интервью для «Союзной»)
Какие неочевидные способы стать звукорежиссером вы имеете в виду? Расскажите о них подробнее.
Не-не, я не в смысле как стать, а в смысле жизненных лайфхаков как сделать карьеру и попасть в эту, на самом деле элитную профессию. Ведь, это совершенно райская работа мечты, что-то вроде пилота самолета - сидишь в очень красивом месте, окруженный потрясающими предметами (фантастической аппаратурой), занимаешься любимым делом, копаешься с музыкой и еще тебе за это платят. Слишком многие люди, связанные с музыкой это понимают и хотят получить такую работу. А тем более музыканты, которые в подавляющем большинстве очень мало зарабатывают, мечтают перейти в эту смежную профессию.
И вот поэтому в крутых студиях конкурс на вакансию звукорежиссёра настолько высокий, что с улицы попасть туда практически невозможно. По моим прикидкам 100-300 человек на место. Но есть три верных не всем очевидных способа как получить это заветное место:
- Пойти обучаться к владельцу или главному звукорежиссеру студии, работы которого вам нравятся - это очень жизненная ситуация, что когда возникнет неожиданный аврал, то позовут в первую очередь именно ученика, с которым владелец студии много общался, уверен, что ученик всё знает про студию, имеет похожие схемы записи, ибо сам же им и научил, и не запорет работу как минимум. Практически гарантированно из сотни претендентов на должность звукорежиссера своей студии владелец выберет своего радивого ученика.
- Долгое время под свои проекты арендовать понравившуюся вам крутую студию. Опять же, владелец студии при аврале или уходе старого звукорежиссёра, в первую очередь вспомнит о вас - ибо вот человек, который давно знаком с коммутацией, проверенный в деле, ответственный, да еще если и звук хороший, вроде, слышно было когда он работает :).
- Создать свою собственную студию, плюс, в качестве жизненной лазейки - совмещенную с реп. базой. Пусть это будет поначалу бюджетная студия с офисным столом, ноутом и двухканальным Скарлетом, но с годами вы сами не заметите, как обрастёте крутыми клиентами, связями, деньгами, хорошим помещением и аппаратурой. Дорогу осилит идущий. Конечно, тут есть большой риск банкротства в первые же пол года пока студия не раскручена, а аренду платить надо, но есть шикарный лайфхак, как не обанкротиться сразу - совместить эту студию с репетиционной базой. Ибо реп. база - это простейшая и понятная услуга, которая в больших городах будет востребована всегда и риск обанкротиться небольшой. А уже репетирующие у вас музыканты всегда с удовольствием соглашаются, чтобы их и позаписывали тут же - сразу пойдет вал клиентов и для студии. И еще и бонусом быстрый проф. рост при таком потоке работы.
По какому пути прошли вы?
Вот как раз по третьему: реп. база, совмещенная со студией. Хотя, одновременно с открытием моей первой реп. базы-студии мне выпал именно этот нереальный лотерейный билет, о котором я сказал выше как о невозможном - меня взяли с улицы в большую крутейшую студию “Союз”, но это какое-то дикое нереальное везение (мои работы по звуку понравились директору), на такое не советую рассчитывать. (Но я тогда сглупил и ушел быстро оттуда, решив делать собственную студию - надо было набрать сначала там звёздное портфолио.)
Моментально репетирующие у меня группы стали записываться тут же с удовольствием. Опыт набирался лавинообразно, очень быстро и я буквально через пару лет уже стал заметным специалистом в отрасли. Со временем доход от записей и аранжировок сильно перевесил доход от репетиций и уже я на каком-то этапе стал делать студии без совмещения с реп. базой. Хотя, будете смеяться, только что открыл в дополнение к своей основной студии “Блюз Минуз” опять студию с возможностью репетиций “Аниматон” - ретёрн ту инносенс :)
Выбор профессии звукорежиссера для вас: было ли это осознанное решение, или вы оказались в этой сфере случайно?
Осознанное. Я со школы безумно люблю музыку, и очень хотел быть в этой сфере, но зарплата у большинства музыкантов - слёзы. Я примерно в это время работал гитаристом у Родиона Газманова, гитаристом и организатором в кавер-группе, еще в одной группе: семью не получалось прокормить, а в дорогие коллективы такого зелёного музыканта не брали. Приходилось после университета несколько лет работать на денежных работах вроде дизайнера и фотографа рекламы.
Но от работы вне музыки я не испытывал счастья и мы с женой просто сели и стали на листочке бумаги прикидывать варианты как можно было бы получать минимум денег на жизнь и работать где-то около музыки и победил вариант студия звукозаписи. А как студии не обанкротиться пока она не раскручена придумалось вот как раз сделать её при реп.базе. У нас было сколько-то тысяч долларов, накопленных на дизайне и фотографии, уже не помню сколько (2002 год), мы арендовали вскладчину с друзьями помещение, сами вдвоем с моей Машей сделали ремонт, закупили аппарат (денег хватило на приличные барабаны, колонки и комбари), и понеслась - чуть ли не через месяц-два реп. база “Аниматон” уже начала окупать аренду.
Что стало ключевым фактором при выборе этой профессии?
Возможность зарабатывать именно чем-то связанным с музыкой: у меня какая-то иррациональная любовь к музыке, почти религиозная, музицирование или прослушивание крутой музыки вгоняют меня в экстаз, делают меня счастливым. А это же совершенно потрясающе - заниматься тем, что делает тебя счастливым и еще за это получать деньги! :)
Были ли моменты, когда вам приходилось заниматься работой, не связанной напрямую с звукорежиссурой, чтобы впоследствии получить доступ к более крупным проектам?
Не, такого не припомню.
Расскажите о моменте, когда вы точно решили, что звукорежиссера - это дело вашей жизни.
Я сразу после ВУЗа работал несколько лет фриланс-дизайнером и фотографом рекламы, и в 1998 году, после известного дефолта, заработки обрушились в разы вместе с курсом доллара, и пришлось пойти работать в офис главным дизайнером сети “Спортмастер” (музыкой, аранжировками, записями постоянно занимался всё это время, со школы, но не профессионально). Мне в первые же дни работы с девяти до шести в офисе моя жизня стала казаться вселенски печальной и, как только кризис в экономике закончился (а это буквально через несколько месяцев), я пожаловался жене на свою печаль, и моя Маша совершенно потрясающую вещь предложила - давай, говорит, поживём пока на мою зарплату а ты попробуй заняться своей любимой музыкой. В общем, чисто музыкой не получилось и придумали делать студию.
Какой из ваших профессиональных опытов за пределами звукорежиссуры стал неожиданно полезным в карьере?
Фотограф. Группа “Манго-Манго” в те годы наняла меня фотографом и дизайнером по чьей-то рекомендации - надо было делать фотки для пиара в журнале нового альбома и для обложки альбома. В процессе общения выяснилось, что у них на гитаре играет мой друг и партнер по моей первой студии, что я сам играю в группах, занимаюсь записями и аранжировками, и закончилось тем, что они у меня стали записываться. И до сих пор записываются - вот на днях только что еще несколько песен записал им в “Блюз Минузе” и “Аниматоне” :) Вадим, директор “Манго”, до сих пор меня упрекает, что зря я забросил дизайн и фотографию, что они потеряли такого классного подрядчика (я им и обложки CD делал кроме фоток), и пару недель назад Вадим даже просил найти архивные файлы фото и дизайнов тех лет, до сих пор говорит, актуальны и нравятся.
Какие шаги на пути к карьере звукорежиссёра вы считаете наиболее важным и почему?
Обучение (знания), практика и общение.
Без знаний, если самому тыркаться, на путь до коммерчески конкурентного звука уйдут десятилетия, а упорное осознанное обучение сократит этот путь на порядок. Поэтому, ребят, если появляются лишние деньги, лучше не на новые моники потратить, а на хороший очный курс (оно и отобьётся, кстати, хорошими заказами в будущем под возрошую квалификацию). Я тоже так и сделал в своё время - оплатил очные индивидуальные занятия одному из топовейших спецов Володе Овчинникову, позже еще прошел очный курс у ультрамастера Андрея Клюшникова.
Практика - понятное дело: это как хорошим скрипачом или футболистом не станешь без упорных занятий, так же и звукорежиссёром. Наша профессия имеет очень много общего с искусством и со спортом - упорные ежедневные тренировки очень быстро повышают квалификацию, думаю, это очевидно и не требует подробного раскрытия.
А вот общение - неочевидная штука: звукорежиссер и аранжировщик по сути, это подрядчик, если не сказать, обслуга артиста. А артисты - народ очень эмоциональный, часто не разбирающийся в звуке, но зато очень хорошо разбирающийся в людях и отношениях. И даже если вы так себе спец, но хороший и приятный человек, то артист выберет вас в большинстве случаев, а не мрачного неприветливого, но крутого профи.
Как вы справлялись с первыми трудностями в профессии? Были ли моменты, когда хотелось все бросить, и что помогло вам продолжить?
Да, один раз бросал - закрыл студию и занялся опять фотографией: нам с Машей хотелось отдельное жилье скорей и мы решили на тот момент, что нам важней вложить деньги от продажи раскрученной базы-студии в нашу собственную новую квартиру - уж очень хотелось жить отдельно от родни в собственной квартире, это на тот момент перевесило желание иметь студию. Но не смог не вернуться довольно быстро назад, из музыки уйти очень сложно - мы с Машей тупо набрали потребительских кредитов и опять закупили аппарат и арендовали помещение (это уже мы сделали базу-студию “Deep Repal”).
Какое значение, по вашему мнению, имеет нетворкинг в звукорежиссуре? Может быть, у вас есть примеры из личного опыта, где важные (или случайные) знакомства сыграли ключевую роль?
Ключевое, да. Например, я на звёздный уровень вышел благодаря таким связям - ко мне в студию пришел классный аранжировщик Саша Малкович писать-сводить звук для своей тогдашней артистки Оксаны Почепы (“Акулы”). А Сашу навел другой классный аранжировщик, с которым я уже сотрудничал. А Оксана оказалась на тот момент девушкой Ивана Демьяна, лидера “7Б”. И Ваня приезжал привозить-увозить на записи Оксану и поэтому часто тусовался в студии, и ему так понравилась и студия, и как я работаю, что он предложил мне писать-сводить и продюсировать его очередной альбом.
Три песни из альбома сразу же попали в “Чартову Дюжину” и в ротацию, одна на первое место даже. Кто-то из коллег-звукорежиссёров даже сказал, что это лучший звук в России (конечно же это не так). И понеслась - сразу же повалил вал заказов, все хотели тоже такой же звук, который попадает в “Чартову” (в те годы “Наше Радио” имело какой-то дичайший вес и значение в российской муз. индустрии).
Как вы видите будущее профессии звукорежиссера? Какие новые навыки или подходы, по вашему мнению, станут важными в ближайшие годы?
К огромному сожалению, тенденция очень печальная: все признаки того, что нас легко заменит ИИ: уже “Суно” частенько выдаёт очень такой приличный звук, к которому реальные люди идут несколько лет. Такими темпами лет через пять, думаю, если не раньше, появятся алгоритмы с элементами ИИ, когда просто грузишь мультитрек, задаешь описание какой примерно хочется звук, и он будет выдавать готовый к изданию и ротациям файл со звуком коммерческого уровня, который не могут делать большинство звукорежиссёров.
Останется, конечно, какое-то количество востребованных специалистов для фанатов звука, сделанного вручную. Но это будет как с театрами после появления кино: до этого театры были чуть ли не при каждом поместье, а сейчас остались только самые крупные считанные, в центрах больших городов.
Но советовать компетентно не могу тут, ибо предсказания будущего - очень зыбкая тема. Но на всякий, ребят, имейте ввиду фактор развития ИИ: возможно, стоит уже сейчас продумать запасные пути отхода в виде каких-то смежных профессий (я для себя продумал - буду записывать видеолайвы для ВИА, если аранжировки и звук заберёт себе ИИ; тут мне пригодится и умение писать-сводить звук, и умение от занятия рекламной фотогафией ставить крутой свет и кадр).
Но, может, и не стоит паниковать - замену водителей грузовиков роботами уже мы ждем лет 40, и чего-то ничего не меняется: ну проехала одна фура-робот “Камаза” из Москвы в Питер, но, по-моему, так ни одного водителя и не уволили :).
Что важно знать тому, кто решил стать звукорежиссером?
Ну, повторюсь - знания по профессии и опыт: как всё записывать, как сводить, как делается музыка и тому подобное. И бонусом, только после того, как минимально освоил профессию, желательно иметь минимальные навыки ненавязчивого честного пиара себя, вроде того как делать карьеру - это общение, соц. сети, там, основы продвижения, личностного роста, там и подобной фигни вроде рекламы и фото-видеосъёмок как в моём случае :)