ДА! УРРА!!! ЭТО СНОВА СЛУЧИЛОСЬ! ДВА (!!!) РАЗА НА ОДНОЙ ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ!!!! Если это читают журналисты, они меня поймут)))
В Цхинвали жгут книги "второго сорта"
// Университет уничтожил свою библиотеку из уважения к российской
Газета «Коммерсантъ» № 172 (4227) от 17.09.2009
1 из 4
Фото: Мария Плиева/Коммерсантъ
В Цхинвали вчера разгорелся скандал - там сожгли около тонны книг из библиотеки Южноосетинского государственного университета. В руководстве вуза и республики факт сожжения отрицают, называя происшедшее "утилизацией", а генпрокуратура Южной Осетии уже начала проверку инцидента. Уничтожение книг произошло накануне передачи в республику из России 100 тыс. томов, собранных на благотворительной акции.
Как рассказали "Ъ" очевидцы случившегося, 10 сентября в Цхинвали работники библиотеки Южноосетинского государственного университета стали выносить книги из здания университета, свалили их недалеко от гостиницы "Алан", после чего подожгли. Часть сожженного составили старые учебники по истории КПСС, однако среди книг были, например, "Средневековая религиозная поэзия X века" и тома Гете. Свидетелем инцидента стал главный редактор газеты "XXI век" Тимур Цховребов. Увидев сваленные на улице книги, он поинтересовался у работников библиотеки, что происходит, но не получил ответа. "Книги были в весьма хорошем состоянии. Мы с друзьями взяли оттуда несколько, в основном зарубежную классику. Даже наш таксист нашел для себя "Историю французской литературы"",- рассказал "Ъ" Тимур Цховребов. По оценкам журналиста, было сожжено "не менее тонны книг". "На следующий день мы увидели кучу пепла размером три на пять метров. Через сутки пепелище продолжало гореть, что говорит о том, как было много книг",- пояснил он "Ъ".
По некоторым данным, распоряжение об уничтожении литературы отдал ректор университета Теймураз Кокоев. По мнению Тимура Цховребова, "в курсе варварской акции" был и министр образования и науки Южной Осетии Анатолий Кусраев. Проректор вуза Мария Кабисова заявила "Ъ", что книг никто не жег, а списанные "учебники по марксизму-ленинизму" лишь выбросили на свалку. Правда, госпожа Кабисова отметила, что вуз принял "решение об уничтожении" книг, но не уточнила, как именно это планировалось сделать.
Ректор университета Теймураз Кокоев сообщил, что "не было никакого сжигания", а заявление господина Цховребова он назвал "ложью", "провокацией" и "политической пиар-акцией" против Южной Осетии. Министр образования и науки республики Анатолий Кусраев заявил, что "не знает, сжигали ли книги". По его мнению, произошла лишь "утилизация пришедших в негодность единиц хранения" и это "самый обычный процесс".
Утилизацией книг университет занялся накануне того, как в центральную библиотеку Цхинвали и библиотеки южноосетинских вузов должны были поступить книги, собранные в ходе широко разрекламированной международной благотворительной акции. В ней приняли участие десятки российских городов, а также Белоруссия, Украина и Индия. Губернатор Алтайского края Александр Карлин, например, подарил Цхинвали полное собрание сочинений Василия Шукшина. Еще 800 книг собрали в Ненецком автономном округе, 1 тыс. книг подарили индийские власти. Последнее мероприятие акции прошло во вторник в Госдуме. "Россия реально помогает Южной Осетии - восстанавливает жилье, дороги, строит газопроводы и собирает вот такие вот книги, заново создавая библиотеки, без которых не может быть нормальной человеческой жизни",- заявил глава парламентского комитета по международным делам Константин Косачев. Всего было собрано 100 тыс. книг, уместившихся в три "КамАЗа". Грузовики должны принять участие в параде военной техники, который посвящен Дню Южной Осетии (парад намечен в Цхинвали на 20 сентября). Предполагается, что "КамАЗы" проедут по улицам города вслед за российскими танками.
Генпрокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев заявил вчера "Ъ", что уже начал "доследственную проверку" инцидента. "Мы запретили утилизацию оставшихся книг и вызвали экспертов для определения их реального состояния и выяснения того, насколько они морально устарели",- пояснил "Ъ" генпрокурор. Господин Хугаев не исключил, что по итогам проверки в отношении руководства вуза будет возбуждено уголовное дело. "Кроме того, у нас есть претензии и к самой форме утилизации: цивилизованному человеку претит сама мысль о том, что книги можно сжигать",- добавил он.
Заур Ъ-Фарниев, Цхинвали; Александр Ъ-Воронов
Вот что крест миротворящий делает// Мир в Абхазии закончился войной церквей
Газета «Коммерсантъ» № 172 (4227) от 17.09.2009
1 из 6Иерей Виссарион Аплиа (справа), отделяя свою епархию от Грузинской церкви, считает себя вправе расcчитывать не только на духовную поддержку России (сверху), но и на политическую (в центре)
Фото: Василий Дерюгин/
Коммерсантъ
Политическое отделение Абхазии от Грузии повлекло за собой церковный раскол - абхазские священнослужители провозгласили свою независимость от Грузинской православной церкви (ГПЦ). При этом в непростом положении оказалась Русская православная церковь (РПЦ), позиция которой в грузино-абхазском конфликте отличалась от позиции Кремля. Московская патриархия не раз заявляла о неизменности канонических границ ГПЦ, поскольку Грузинская церковь до сих пор является главным союзником РПЦ в борьбе с раскольниками на Украине.
Как рассказал "Ъ" управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви иерей Виссарион Аплиа, решение о преобразовании епархии в Абхазскую поместную церковь с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской - было принято на общем собрании всех абхазских священнослужителей поздно вечером во вторник. Виссарион Аплиа заявил, что абхазские священнослужители "никогда не считали свою церковь частью грузинской". "Грузинскую церковь придумал Сталин",- сказал иерей. Кроме того, он подчеркнул, что никаких консультаций "ни с Московской патриархией, ни с кем-то еще" абхазские священнослужители не проводили: "К патриарху Кириллу мы обязательно обратимся с просьбой о признании, но это будет уже второй этап наших действий". На вопрос, не боится ли он, что Русская православная церковь откажется признавать восстановление Абхазской поместной церкви, иерей ответил, что "боится только Бога".
Из более 215 тыс. жителей Абхазии, согласно опросам, православными себя считают до 70%. На территории республики расположены 11 действующих православных храмов и соборов, а также два монастыря. Еще 140 культовых сооружений не действуют. Наиболее известным православным центром является основанный в 1875 году Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.
Вопрос признания Абхазской церкви со стороны РПЦ будет весьма болезненным. Накануне глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион заявил, что "изменение политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы", и в очередной раз подтвердил, что РПЦ "признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию". Позиция РПЦ в вопросе статуса православных церквей Абхазии и Южной Осетии остается неизменной уже год. Прошлой осенью, когда эти церкви официально обращались к патриарху Алексию II с просьбой принять их в состав РПЦ, Священный синод отказался удовлетворить эту просьбу.
На неофициальном уровне представители РПЦ объясняли этот отказ тем, что грузинский патриарх Илия II остается "чуть ли не единственным союзником Русской церкви" в конфликтах с не признанными Москвой Украинской православной и Эстонской апостольской церквями. На то, что эта позиция не изменится и теперь, рассчитывают и в Грузинской православной церкви. "Мы не верим, что Московская патриархия одной рукой благословляет единство Грузинской церкви, а другой - потворствует раскольникам,- сказал "Ъ" митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, возглавляющий отдел внешних церковных сношений ГПЦ.- Русская православная церковь неоднократно признавала единство нашей канонической территории, в том числе устами патриархов Алексия и Кирилла". "Аплиа не имеет права объявлять автокефалию,- считает отец Давид Шарашенидзе из пресс-службы ГПЦ.- Абхазская епархия должна обратиться к матери-церкви, то есть к ГПЦ, получить согласие, а затем ее должны признать все 15 поместных православных церквей". Помощник патриарха Илии II Михаэль Ботковели заявил "Ъ", что отец Виссарион Аплиа вообще "уже давно смещен с поста руководителя епархии, а ее главой является владыка Даниил, который, к сожалению, не имеет возможности вести службы на территории Абхазии".
Реакция официальных лиц Грузии на инициативу абхазских православных оказалась еще более жесткой. "Виссарион Аплиа является агентом российских спецслужб, и его заявление, конечно, продиктовано из Москвы",- уверен вице-спикер грузинского парламента Пата Давитая.
В российском парламенте, в свою очередь, к независимости Абхазской поместной церкви отнеслись очень сдержанно. "Церковь у нас отделена от государства, и Государственная дума не будет никак комментировать это решение",- заявил "Ъ" депутат Госдумы Константин Затулин, возглавляющий Институт стран СНГ. Господин Затулин считает, что "вопрос о независимости церквей до определенного периода должен быть заморожен, при этом РПЦ не должна свертывать программы сотрудничества с конкретными священнослужителями и паствой в Абхазии". "Главное - не оставить людей без Бога",- считает депутат.
В самой Русской православной церкви пока не отступают от прежней позиции по абхазскому вопросу. "Решение об изменении статуса православной церкви в том или ином регионе не может приниматься в одностороннем порядке. Русская и Грузинская православные церкви ведут переговоры о положении в Абхазии",- заявил "Ъ" зампред отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Протоиерей Николай также уточнил, что в Москве "пока не получали официальной информации о принятом решении духовенства Абхазии". И. о. секретаря ОВЦС священник Игорь Якимчук вчера также подтвердил, что РПЦ "уважает канонические границы Грузинской православной церкви". Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев обратил внимание на то, что до сих пор абхазские священнослужители "могли сослужить с патриархом Московским и всея Руси именно потому, что они были клириками Грузинской православной церкви. Если произойдет раскол, они не смогут этого делать". "Вся эта ситуация похожа на детский ультиматум, когда ребенок хочет привлечь внимание родителей",- считает протодиакон Андрей.
Решение абхазского духовенства с радостью поддержали в Южной Осетии. Епископ Аланской епархии владыка Георгий (Пухаев) заявил "Ъ": "Абхазия выстрадала свою независимость - как политическую, так и духовную, и абхазцы правильно сделали, что пошли на этот шаг". По его мнению владыки, "обратившись к Московскому патриархату за помощью, они оставили за собой право в случае отказа, как это произошло с нами, обратиться к третьей стороне". Речь идет о том, что Аланскую епархию, также заявившую о своем выходе из ГПЦ еще четыре года назад, признает наследницей древней Аланской церкви только Греческая Старостильная православная церковь, не поддерживающая контактов с каноническими православными церквями.
Павел Ъ-Коробов, Олег Ъ-Кашин; Георгий Ъ-Двали, Тбилиси; Заур Ъ-Фарниев, Цхинвали; Дауд Ъ-Кучба, Сухуми
Ради этого стоило сегодня устать насмерть и заканчивать писать текст для шабпшной передачи в полпятого ночи. Глаза слипаются... Но как же приятно от того, что сегодня получилось ВСЕ! Такие дни надо заносить в золотой фонд жизни. Я люблю эту собачью работу!