Правый уклон, бюджетный миллион. Причина и следствие разрушений в Туапсе

Nov 06, 2018 07:45



Все разрушения транспортной инфраструктуры (мосты и дороги), случившиеся после сильного ливня 24 октября, имеют одну общую особенность. Она давно известна и не является неким открытием или тайным знанием - подмыв правого берега реки. Вызвано это Кориолисовым ускорением или чем-то другим, выяснять не будем. Общеизвестный факт остаётся фактом.

На правом берегу реки Туапсе находится железная и автомобильная дороги, на левом берегу - две нитки нефтепровода Тихорецк-Туапсе. Так же по правую сторону расположены станция Туапсе-Сортировочная, бывший винзавод и пивзавод, мясокомбинат, другие промышленные предприятия и железнодорожный вокзал. По левой - предприятия нефтекомплекса и микрорайон Грознефть.

Очевидно, что берегоукрепительные работы должны учитывать более сильный подмыв правого берега. Но как показало очередное наводнение, этого не происходит. А ведь по счастливой случайности, вместе с разрушенной частью моста в Цыпке в реке не оказались автомобили с людьми. Повезло и сотням пассажиров поездов. Информация о размыве железнодорожного полотна поступила раньше прохождения составов. Иначе была бы совершенно другая история, в которой не получится сказать в оправдание: никогда не было дождя и вот опять.

[Далее]

Справка. История метеонаблюдений известна и включается в технические задания всех видов работ, проводимых в русле и пойме реки Туапсе. Наблюдались дожди с максимумом 197 мм в 1938 году, 186 мм в 1939, 145 мм в 1945, а в 1949 году, в течение суток выпало 227 мм осадков. Особенно интенсивный ливень прошел в верховьях рек Туапсе, Аше, Пшиш, Пшеха 1 августа 1991 года, когда выпало 244 мм за 2,5 часа. 2010 - 101 мм, 2012 - 82-121 мм, в 2014 году за шесть часов выпало 112 мм осадков, 2018 год - 152 мм за 12 часов. В последние 15 лет общее число наводнений увеличилось на 25 %, по сравнению с периодом 1980 - 2000 гг.

Следует отметить, что кроме выпадения большого количества осадков в бассейнах рек, усиление паводков происходит за счет природных сужений русел, которые вызывают перед ними подпор воды и резкий подъем уровня.

Так, русло реки Туапсе между поселком Кирпичный и селом Цыпка проходит в узкой расщелине, называемой “Волчьи ворота”, шириной 20-30 метров. При паводке 1 августа 1991 г. перед расщелиной создался очень большой подпор воды, что вызвало затопление поселка Кирпичный. В районе села Цыпка расщелина резко переходит в достаточно обширную долину. Около железнодорожной станции Греческий русло реки вновь входит в узкую расщелину. Из-за создавшегося подпора уровень вновь поднялся до восьми метров и поселок Греческий оказался затопленным.



В 2010 году в Цыпке был разрушен автодорожный мост. Правая сторона оказалась подмытой и не выдержала напора воды. Мост сделали, потратив бюджетные миллионы рублей.



Но в 2018 году вновь не выдержала напора воды правая сторона моста. Вместе с автодорожной насыпью и пролётом моста, были смыты и потраченные миллионы. Естественно, что "виноватой" оказалась природа. При этом стоящий через десяток метров железнодорожный мост, оставшийся в целостности и в этот раз, чиновники предпочитают не замечать.



После восстановления в 2010 году, под мостом появились вот такие бетонные плиты. Предназначенные, по всей видимости, для разбивания воды в реке. С водой плиты справились, а вот стволы деревьев и крупные брёвна не смогли пройти.



Создав плотину, ставшую по всей видимости причиной разлива реки на футбольное поле и автодорогу. С последующим подмывом и обрушением моста.

Справка. В 2015 году на расчистку русла рек Туапсе и Цыпка министерством природных ресурсов Краснодарского края было израсходовано более 17 миллионов рублей. В 2017 году, более 6,5 миллионов рублей на очистку русел рек Спорная (ст. Кривенковская) и Чумачка (с. Кирпичное). Именно в этих местах произошли самые сильные разрушения дорог и мостов. Всего после наводнения 2010 года, на расчистку русел рек в Туапсинском районе администрацией Краснодарского края направлено более 130 миллионов рублей.

С сожалением вынужден констатировать, что краевые правоохранительные органы должным образом не реагируют на обращения активистов ОНФ по контролю за эффективностью расходуемых бюджетных средств, полного выполнения объёмов работ по государственным контрактам. Последствия не заставляют себя ждать.



Не выдержал правый берег и в районе нового моста, построенного Туапсинским НПЗ "Роснефти". Произошёл подмыв и обрушение части автодорожного полотна.



Следует отметить, что где-то отсюда пошёл сильный водный поток на старый пивзавод и мясокомбинат. Где обнаружились живущие люди, проведшие на крыше и в воде несколько часов. В холодильниках бывшего мясокомбината хранятся продукты, предназначенные для детских садов и школ. Контроль за качеством продуктов, поставляемых в социальные учреждения после наводнения, должен быть усилен.

В самом прорыве, удивительного ничего нет. Правый берег реки практически не укреплён. Станция Сортировочная (как и нефтезавод) находится на насыпном грунте и река Туапсе устремилась в своё старое русло.



По стечению обстоятельств, в этот период осуществлялись работы по восстановление гидротехнического сооружения - перепад на реке Туапсе, проводимыми подрядной организацией Туапсинского НПЗ. Подрядчики - отдельная и больная тема. Многие из местных банкротятся, так как РН перестала не только вовремя платить, но и допускать к конкурсным процедурам. Личностный конфликт топ-менеджмента отразился как на сотнях туапсинских семей, качестве и своевременности работ по реконструкции нефтезавода, так и на восстановительных работах. Раньше все подрядные предприятия выделяли людей и тяжёлую технику для оперативного устранения последствий наводнения. Сейчас водопровод варили едва живой "КМУС-2", "Гроссман" и "Росводоканал" Фридмана (8 место "Forbes"). Завалы разгребали прибывшие из других муниципалитетов, МЧС, военные и волонтёры.

Отмечу, что на левом берегу предприятиями нефтекомплекса, построен каскад берегоукрепительной полосы для защиты от размыва по принципу "шпунта Ларсена". Мероприятия по берегоукреплению и расширению русла реки Туапсе позволили предотвратить резкий подъем уровня воды в реке и подтопление прилегающей территории.



Где-то рядом и произошёл разрыв водопровода, оставивший туапсинцев на несколько дней без воды. Всё на том же правом берегу, где находятся и парк резервуаров хозяйственно-питьевой воды. Оборудование парка оказалось подтопленным и Туапсе на какое-то время остался без аварийного запаса воды.





Правые берега оказались подмытыми и разрушенными в руслах других рек. В обычное время имеющими вид небольших ручьёв.



Затопило и муниципальное дорожно-ремонтное строительное предприятие (СДРСУ), вместе с техникой и площадкой временного хранения отходов. Неоднократно пытался достучаться до ответственных лиц, о необходимости организации стоянки для спецтехники вне зоны подтопления. Дорогостоящая техника (последний мусоровоз куплен более чем за 11 миллионов рублей), в очередной раз подверглась затоплению. Кроме того, эту технику не смогли оперативно задействовать для ликвидации последствий наводнения.

Справка. Типично селевые бассейны имеют притоки Туапсе - реки Греческая, Мессажай и Цыпка. Сель 1949 года на р. Цыпке разрушил мост и занес камнями поля и сады, имелись человеческие жертвы. Сама Туапсе, а также реки Шапсухо, Нечепсухо, Паук, Кирпичная, Каштановая, скорее являются водотоками с селеподобными водокаменными паводками. Роль источников селевого материала играют многочисленные оползни, а также делювиально-пролювиальные отложения, активно размываемые в местах площадных вырубок леса. Продолжающаяся и по сей день безудержная вырубка лесов, также внесла свою лепту в общую картину разрушений и гибели людей. В природе всё взаимосвязано, но в погоне за наживой и взятками мы подзабыли об этом.

Вполне очевидно, что и РЖД, и региональные власти должны задуматься о проведении комплекса берегозащитных работ (правый берег реки Туапсе) и возможных дноуглубительных работах. К сожалению, ни один из депутатов (Синяговский, Джеус, Булдин) не обозначился в помощи своим избирателям. А значит надеяться в дальнейшем на них, не приходится. Депутаты Совета Туапсинского района, менее чем за месяц до трагических событий, передали полномочия в области ЧС сельсоветам. Что также не пошло на пользу и только усугубило ситуацию. Администрация Туапсинского района заключила множество контрактов на поставку различных товаров и предметов первой необходимости при ЧС. Одеяла, теплые вещи, продукты питания, лекарства, инструменты, материалы, жилые вагончики... Почему-то всё это собирали в соцсетях обычные граждане. Ждём ответа от прокуратуры.

Все ссылки на "денег нет", беспочвенны. "Роснефть" выделяла на 5 лет 800 миллионов рублей. "Транснефть", после предыдущей аварии на нефтепроводе, 50 миллионов. Есть ещё у нас порт Лисина (1 место "Forbes"), химтерминал Мельниченко (7 место "Forbes"), РЖД, многочисленные местные "олигархи". Все вместе понёсшие убытки из-за простоя и ликвидации последствий наводнения больше, чем могло уйти на берегоукрепления и отселение людей из зоны подтопления.

Нам нужны государственники в системе управления. Так же необходимо возвращать Туапсе полномочия, утраченные после фальшивого объединения города и района. Туапсе должен стать городским округом, включающим Вельяминовское поселение. Решение о проведении референдума по данному вопросу, должны принять депутаты, если они хоть как-то переживают за свой город и своих сограждан. Необходима комплексная программа по защите от паводков. Иначе мы будем постоянно наступать на те же грабли и тонуть в грязевых потоках.

Время до очередного дождя ещё есть.



стихийное бедствие, ОНФ, общество, железная дорога, катастрофы, Краснодарский край, Туапсе, Роснефть, происшествия

Previous post Next post
Up