Туапсе - это небольшой южный город-порт, с развитой нефтеобрабатывающей промышленностью. В основном город будет застраиваться небольшими жилыми домами скромной и красивой архитектуры. На фоне этих домов, утопающих в зелени, будут хорошо выделяться общественные здания. Академик Щусев /великий русский зодчий/
Два года назад рассказывал о футуристических проектах реконструкции набережной в Туапсе. Так тогда и написал о проектах: не один год возились на инвестиционный форум в Сочи и украшали стенд города. Стенд, но не город. Инвесторов на футуризм не находилось.
В этом году администрация Туапсе два раза пыталась провести тендер на реконструкцию набережной. За 28 миллионов рублей из бюджета. Оба раза документация подавалась с нарушениями и закупки отменялись. Одну даже успели провести и "выиграла" аффилированная строительная фирма. На счету которой "реконструкция горпарка". Сейчас проводится третья попытка и сумма выросла на пять миллионов. Мне это напомнило реконструкцию площади в Туапсе, на которой после массовых выступлений туапсинцев, спешно и до окончания проведения тендера начались ремонтные работы. Тогда тоже тендер отменили и следующий был уже плюс пять миллионов. Гешефтик, такой.
Но это не очень интересно. Поговорим о том, почему Туапсе из зелёного и уютного южного города превратился в пыльное торговое поселение. И почему на набережной мы недосчитаемся 29 деревьев.
1. Цеха Туапсинского судомеханического завода. Снесены. Построен уродливый синий сарай для хранения более сотни тысяч химических удобрений "еврохима". 2. Туапсинский морской вокзал. Снесён. На его месте несуразная площадка в окружении питейных заведений. Подвыпившие посетители которых, периодически устраивают стрельбу. 3. Гостиница "Моряк". Уничтожена. Пытались из неё сделать здание для таможни, но её разогнали в том составе. 4. Пассажирский пирс. Обрезан. Из 180 метров советского наследия и глубины в 9,5 метров, "Росморпорт" за 106 миллионов делает 60-ти метровый пирс с 4,5 метровой глубиной. О пассажирских сообщениях можно окончательно забыть.
А ведь какое славное место было в эпоху "тоталитаризма". Визитная карточка Туапсе. Сейчас ни одной ивы и многих других деревьев нет. Всё рубят эффективные управленцы. Взятки за точечную застройку и безголовая вырубка, делают своё дело. К году экологии Туапсе подойдёт, как после химиотерапии. Бетон, плитка, асфальт.
До новой "реконструкции" на набережной было срублено 19 деревьев, с диаметром ствола до 500 мм. Сейчас будет вырублено ещё 10 деревьев. Зеленый пояс и тень в южном городе - не входят в планы местных чиновников.
Вот таким у нас был горпарк в те времена, когда расстреливали за казнокрадство.
Таким он стал после проведения реконструкции за 60 миллионов рублей. Было вырублено 33 дерева. В тени которых так любили сидеть туапсинцы и гости нашего города. Взамен посадили 82... Язык не поворачивается сказать деврева:
Если под этим "деревом" и можно сесть, то совершенно в иных целях. Далёких от культуры и отдыха.
Но многим нравятся стеклянные бусы такие метаморфозы. Дети могут бегать хоть и под солнцем, но по плитке вместо асфальта. О солнечной радиации и ультрафиолете покемонам неизвестно. С нерадивыми чиновниками их связывает одно - живём один раз, паразитируем по максимуму.
Бесспорно, набережная изменится. 33 миллиона освоятся за три месяца и на фоне того, во что её превратили за годы своего же правления, станет визуально лучше. В тени новых деревьев можно будет стоять на коленях, посыпая голову пеплом от химтерминала.
Который мамой клялся обещал обустроить зелёную зону по периметру. Но не посадил ни одного деревца. И так уж совпало, что его бывший директор - нынешний мэр города.
Кстати, господа чиновники. Курортный посёлок ЛермОнтово, на который вы собираетесь возить строительный мусор, пишется через "О". Не "А", как в локальной смете закупочной документации.