В начале сентября 2015 года поисковый отряд «Кубанский плацдарм» проводил очередные работы на высоте 167,4 под Горно-Веселым Крымского района. Нами были обнаружены останки восьми солдат. Ложка, найденная с одним из них, позволила установить имя бойца.
В августе 1943 года шло наступление советских войск. Один из участков эшелонированной обороны немцев - Голубой линии, проходил в районе поселка Горно-Веселый. Враг закрепился на небольших высотах. Их штурмовала 2-я гвардейская стрелковая дивизия.
На высоте 167,4 мы работаем не в первый раз. С этого небольшого пространства, было поднято уже сотни солдат. В этот жаркий сентябрьский день проводились раскопки участка прорыва одного из подразделений 2-й гвардейской.
В захваченной немецкой траншее, ее боковых ответвлениях, мы обнаружили останки солдат. Об этом мы рассказали в статье «Под подсолнухами, на высоте».
Всего - отделение. Восемь бойцов. Все они погибли накрытые артиллерийским огнем. Пробитые осколками каски, исковерканные саперные лопаты, кости вперемежку с зазубренным железом…
Детальное исследование положения останков, того, что было найдено с солдатами - гранаты, запасные диски к автомату ППШ, снаряжение, позволило сделать вывод, что найденные бойцы составляли штурмовую группу. Они ворвались в немецкую траншею, закрепились, вели бой. Но буквально сразу, по пристрелянной оборонительной позиции, немцы открыли артиллерийский и минометный огонь. Вся группа погибла, разрывы укрыли солдат сотнями килограммов земли. Так и остались они лежать, семь десятков лет. Вместе.
При зачистке останков были обнаружены личные вещи - перочинные ножи, опасная бритва, ложки, котелки. Но ни один из этих предметов не был подписан солдатом. Ни инициалов, ни фамилий. А если что и было - время уничтожило то, что могло вернуть им имена.
Только один из них бойцов, лежал немного в стороне от остальных. То, что было с солдатом, нас немного озадачило. Не было у него гранат, патронов и дисков к автомату, лишь патроны к винтовке Мосина, или подобному стрелковому оружию. Боец штурмовой группы, гвардеец, с трехлинейкой? Такое было исключительно маловероятно!
С солдатом был перочинный ножик, как и остальные найденные - не подписанный. И лишь когда мы стали снимать зачищенные останки, под ними лежала ложка бойца. Она была подписана.
Но то, что было на ней, поначалу, тоже вызвало замешательство. На черенке - несомненно, инициалы: ДАД. А вот на нижней части - ПАДАЮШИ (?)ЭХАНИ и дата: 4 IV 43
Что это? Фамилия и имя? Но они никак не пересекались с инициалами. Можно было предположить, что ложка раньше принадлежала другому солдату, с инициалами ДАД, а позднее перешла к тому, кто нацарапал вторую надпись. Но детальное изучение надписей позволило установить, что выполнены они одной техникой, и одной рукой! Еще в раскопе, когда ложка переходила из рук в руки, и каждый пытался понять, что на ней написано, Михаил Дерлугян выдвинул предположение, что вторая надпись - это что то из окопного юмора, выполненного с ошибками. Вторая гвардейская была многонациональна, в ней воевали солдаты из республик Азии, Кавказа.
И вообще, буква «М» в надписи, на самой ложке, фактически не читалась. И только изучение фотографий ложки, позволило ее выявить. «МЭХАНИ» - имя?
Этим же вечером, Женя Порфирьев, выдвинул самую жизнеспособную версию. Надпись на ложке, действительно была сделана с ошибками, и это действительно был солдатский юмор!
ПАДАЮШИ МЭХАНИ - было ничем иным, как шутливым обозначением ложки - «Подающий Механизм»! Надпись с осетинским акцентом. Почему - осетинским?
Женя Порфирьев, по боевым донесениям установил, какое подразделение воевало в этом месте и в это время. А специалист по документальным поискам Галина Мастепан, нашла единственного солдата, чье имя, фамилия и отчество, соответствовала инициалам ДАД:
Фамилия Дзукоев Имя Дмитрий Отчество Андреевич Дата рождения/Возраст __.__.1890 Место рождения Северо-Осетинская АССР Дата и место призыва Кировский РВК, Северо-Осетинская АССР, Кировский р-н Последнее место службы 2 Гв. СД Воинское звание гв. красноармеец Причина выбытия убит Дата выбытия 09.08.1943
Первичное место захоронения Краснодарский край, Крымский р-н, выс. 167,4
Но и это были не все совпадения. Исследование костных останков солдата, давало однозначный результат. Погибший был человеком не молодым, а в большом возрасте. Дата рождения Дмитрия Дзукоева - 1890 год. И значит, на момент смерти, в августе 43-го, ему было 53 года. Старый и опытный солдат. Но кем он был? Почему пошел в штурмовой группе, вместе с молодыми ребятами?
Ответ на это дали учетные данные Дмитрия Андреевича Дзукоева.
Снайпер. Причем - высшей, 1-й категории. Это объясняло все. Необходимая боевая единица в штурмовой группе. Патроны к винтовке Мосина, отсутствие гранат. Наверняка Дмитрий был вооружен трехлинейкой или карабином с оптическим прицелом. Самого оружия мы не нашли - он было либо поднято трофейной командой, либо отброшено далеко в сторону взрывом.
За бои в районе Сопки Героев на выс. 71.0 Дзукоев был награжден орденом Красная Звезда. Среди останков его не было. Может быть, ему не успели его вручить, а может, документы и награды, перед броском, группа оставила в расположении части...
На следующий день выяснилось, что бывший военком Крымского района, осетин, носит фамилию Дзукоев. Мы связались с ним. Он не родственник Дмитрия, но сразу начал поиск его родных в Осетии.
Так же, «Кубанский плацдарм», благодаря своему опыту, начал розыск родных снайпера Дмитрия Андреевича Дзукоева.