Иверско-Алексеевская община /с.Кирпичное, Туапсе/

Apr 07, 2015 07:29



Иной раз, рассуждая и думая о глобальном, о своих отношениях с богом, религии вообще, мы проходим мимо и забываем о том, что находилось буквально рядом с нами. Истории наших мест, людей, которые оставили свой след в ней, да сгинувших в небытие...

Эта история - о Мавре Степановне Макаровской, о женском Иверско-Алексеевском монастыре, развалины которого по сей день растворяются в лесу под селом Кирпичное...

[История]



Иверско-Алексеевский женский монастырь, приписанный к Сухумской Епархии, был основан в 1905 году, на земле принадлежащей мещанке Мавре Макаровской, площадью 27 десятин, относящейся к селению Георгиевское. «Список землевладельцев кубанской области» за 1909-1911 г.г.
Освящен монастырь был в 1910 году. Из-за этого, и существовало разночтение в дате основания общины.

В 1905 году, у поселянина деревни Георгиевской, за 3500 рублей была приобретена земля, и оформлена на имя Мавры Макаровской. Из Екатеринодара, прибыли вместе с Маврой старец Софроний (духовный настоятель семьи и друг отца Макаровской), ее сестры, сводные братья, несколько девушек. Земля была приобретена на средства самой Мавры, семья была зажиточной.

Позднее, Мавра вложила в строительство и обустройство монастыря, кирпичного завода, образовавшегося поселка, более 100 тысяч рублей собственных средств.

Так началась история монастыря. Но что предшествовало этим событиям?



Такою же дорогою дошла к дверям моей квартиры и начальница Иверско-Алексеевской обители в Туапсе, монахиня Мариам, и рассказала мне свою поистине трагическую историю.
Проживала в Екатеринодаре зажиточная мещанская семья, богобоязненная и религиозно настроенная, жившая на попечении старика отца и состоящая из трех дочерей, одна другой краше. В числе знакомых этой семьи был старец Софроний, которого молва называла великим подвижником и за которым толпы народа ходили следом, признавая его святым. Почитала старца Софрония и помянутая семья, и когда старик отец заболел и лежал уже на смертном одре, то, призвав к себе старца Софрония и указав ему на своих юных дочерей, сказал ему:
"Тебе я поручаю чистые и невинные души детей моих. Береги их и доведи до Престола Божьего". Сказав это, старик скончался, а сироты остались на попечении старца Софрония, который посоветовал им распродать все свое имущество и на вырученные деньги основать монастырь, принять иночество и подвигами и трудами спасать свои чистые души вдали от заразы мирской. Так они и сделали. Долго длились поиски удобного места, пока не отыскали подходящего, подле Туапсе, в одном из живописных ущелий Кавказских гор. Работа закипела, и не прошло и двух лет, как на купленном участке воздвигли монастырские корпуса и был заложен фундамент для каменного храма. Временно же богослужение совершалось в домовой церкви, при покоях начальницы общины

Несколько вычурный стиль написания. Но писал это князь Жевахов в 1916 году, тогда, такой стиль был в моде.

Сомневаться в достоверности изложенных Жеваховым событий не приходится. Все его воспоминания и записки отличаются документальностью, реальными историческими фактами.

Кроме того, он лично и не раз беседовал со старцем Софронием, в своей инспекционной поездке по делам Иверско-Алексеевского монастыря.
Мавра Степановна Макаровская, 1870 года рождения. Церковное имя - Мариам.

Тогда, чтобы решиь вопрос об открытии монастыря, обители, церкви, надо было обращаться к обер-прокурору Святейшего Синода. Сотни просителей добивались приема. Два года длились мытарства Мариам, пока ее настойчивостью не заинтересовался князь Жевахов, состоящий при Синоде, и не помог ей.



Сам Епископ Сухумский благословил закладку храма, а в 1910 году освятил монастырь.
Мариам стала его игуменьей.

В период с 1905 по 1912 год, трудами Макаровской был не только отстроены монастырские помещения, но и заложен и запущен кирпичный завод, недалеко от монастыря.

Кирпич был очень качественным. На монастырском урочище, я держал в руках кирпич, которому было больше ста лет. Кирпич был крепок и сейчас. На его шершавой поверхности, четко просматривалась литера «М». Монастырь? Мариам? Макаровская?...



Вокруг завода образовался и начал разрастаться рабочий поселок , сушествующий и по сей день - село Кирпичное. Монахинями, в поселке, была открыта школа. А рядом с поселком, по указанию Мариам вырыт пруд, где рабочие ловили рыбу и раков.

Даже сейчас, поражает основательность монастырских строений. Остатки крепких, выложенных из тесанного песчаника фундаментов, сохранившиеся участки дороги к монастырю, выложенные каменными плитами. И все это, в большинстве своем, сделано женскими руками, трудами монахинь.



Затем начались интриги, подогреваемые революционными настроениями местных Шариковых и противостоянием черного и белого духовенства православной церкви.

Практически все ревизии и проверки дел общины, проводились под руководством Краснова - главного недоброжелателя Мариам и монастыря..

В беседе в вагон-салоне Жевахова, на станции Туапсе, Краснов держался нагло, с вызовом, вины своей не признавал, убежденно доказывая, что к интригам отношения не имел, проверки проводил непредвзято. Однако, почти все докладные по монастырю, в Священный Синод и Сухумскую епархию, оправлялись им…

Князь Жевахов, после инспекционной поездки по Кавказу и югу страны, вернулся в Петербург в конце 1916 года. Помочь Мариам и ее общине он уже не смог. Над Петербургом уже дули ветры революции.

Однако, своими воспоминаниями, он пролил свет, на события в монастыре. Вернул честное имя Мавре, указал нам на негодяев, разрушивших благое начинание.

Где находилась Мариам после 1912 года? Что с ней стало потом?

Из воспоминаний Жевахова, видно, что к дознанию, в Туапсе, она появилась в 1915 году.



Обобщу сведения, оставленные Кривенко, материалы и документы собранные А.Б. Пихуном, а также разрозненные упоминания.

Сотрудница историко-краеведческого музея Туапсе, М.Ю.Куадже, предоставила Пихуну копию допроса Мавры Макаровской, из которого следует, что Мавра ушла из обители и удалилась в ссылку, оставив после себя новую настоятельницу - Серафиму.
Потом был, как мы уже знаем, Петербург.

Затем - недолгое проживание в Риге.

В начале первой мировой войны 1914 года Мариам проживала у своей невестки Агафьи в городе Екатиринодаре, вместе с выдворенной сестрой Таленией. Она тяжело переживала изгнание, но, будучи невиновной, молча несла свой крест.

Скорее всего, Мавра, так и проживала в Краснодаре, до 1929 года. Точно - мы не знаем.

23 марта 1929 года, Мавра Макаровская, была арестована органами ГПУ в Крымском районе, местечке Псебепс.

Ей было предъявлено обвинение в организации имяславско-монархической, контрреволюционной группы, где выполняла роль помощника группы, в 1924 году принимала участие в подпольном съезде монархистов, ездила в Москву с поручениями организации, укрывала у себя белых офицеров и бандитов.

Заседанием коллегии ОГПУ от 8 июля 1929 года, Макаровская Мавра Степановна, по статье 58 пункт 10 и 11 УК, была приговорена к высшей мере наказания - расстрелу.

Приговор был приведен в исполнении 17 июля 1929 года.

Захоронена у основания Суджукской косы, под г.Новороссийском.

Позднее, из УФСБ, пришло уточнение. В документе сообщается, что приговор приведен в исполнение не в Новороссийске, а в Ростове-на-Дону.
Место захоронения Мавры Макаровской неизвестно.

3 февраля 1993 года, Прокуратурой Краснодарского края, архивное дело было пересмотрено, Макаровская М.С. была реабилитирована.

Закончила свою земную жизнь Мавра Макаровская. Оставив после себя светлую память, боль несправедливости, уважение к женщине, основавшей и построившей монастырь и кирпичный завод, который просуществовал еще 80 лет…
Осталось дописать историю монастыря…



По материалам:

"Территории поиска"
Магия дольменов
Уральский православный вестник (со стр.26)
Князь Николай Живахов - Воспоминания



Туапсе, фото, культура, Иверско-Алексеевская община, заброшки, Туапсинский район, история

Previous post Next post
Up