Индюк, Семашхо, Двубратский каньон (15-17 августа 2014 года)

Dec 31, 2014 22:01

Оригинал взят у nikolaywerner в Индюк, Семашхо, Двубратский каньон (15-17 августа 2014 года)
Индюк - одна из самых знаменитых гор в Краснодарском крае. Кажется, что её знают все, даже те, кто от походов очень далёк. Однако я к своему стыду очень долго не мог сходить туда и вот наконец в августе исправил упущение. В компании брата, и хорошего товарища, посетил гору, а так как идти на один Индюк скучно, то мы прошли по классическому маршруту от Индюка, через Индюшку к Семашхо и дальше, нет, на Два брата посмотрели только издалек, дальше через Двубратский каньон в Анастасиевку. Всего один ходовой вечер, один полный день и одно утро, а также две ночёвки.

Рассказ о походе опубликован на сайте: http://nikolaywerner.ru/blog/indjuk/

Ленивых прошу под кат, там полный дубль с тем же количеством букв и фоток.

Гора Индюк, в окрестностях Туапсе - популярное место Краснодарского края: прекрасные виды, что открываются с величественной скальной вершины вкупе с невероятной доступностью делают своё дело - на Индюке не бывал только ленивый. Я неленивый, однако, на Индюке не был. В августе этого, 2014 года, исправил досадное упущение и теперь расскажу о своём знакомстве с горой и дальнейшем походе через Индюшку, Круглую, Семашхо к Двубратскому каньону.

Индюк не всегда был популярен, долгое время добраться до него было проблематично. Всё изменилось в конце 70-х годов с электрификацией, построенной еще до революции железнодорожной ветки Белореченская - Туапсе и вводом в строй новой линии Краснодар - Туапсе. Последнее направление и дало толчок буму туризма. Места, в которые раньше нужно было идти многие километры, с несколькими ночевками, теперь стали доступны в качестве прогулок выходного дня. Совсем недавно краеведы А. Самойленко и А. Твёрдый создали путеводитель, который так и называется: «Электричкой в горы», и какая достопримечательность заняла место на обложке одного из изданий? Конечно, Индюк!

Маршрут к горе начинается со станции 1744-й километр, к ней мы добрались вечерней электричкой. В начале восьмого, когда вечернее Солнце смягчило перед закатом свой пыл, залив золотом окрестные склоны мы сошли на платформе и двинулись к горе. Через пять минут ходьбы, с тропы между двумя железнодорожными ветками увидели Индюк и его соседку Индюшку во всей красе. Защёлкали затворы, заряд эстетического удовлетворения получен, двигаемся дальше. Говоря «мы», я говорю о себе, Жене - постоянном компаньоне в горных вылазках и хорошем товарище Виталике, который влился в нашу компанию в предыдущем, папайском походе, рейд на Индюк стал вторым совместным путешествием.

Фото 2. Остановочный пункт 1744-й километр

Фото 3. Первый вид на Индюк и Индюшку.

Подошли ко второй железнодорожной ветке, в этом месте надо перейти по мосту через Индюшку и выйти на протоптанную тысячами ног тропу к вершине. Однако только мы вышли из перелеска к путям, как из-за поворота показался товарный состав, помахали машинисту рукой, получив в ответ протяжный приветственный гудок и пару улыбок, стали ждать. Как назло, состав стал замедляться и в итоге остановился. Тепловоз давно скрылся за горой, а конца состава так и не видно. Перелезать опасно - поезд может тронуться в любой момент, пришлось ждать минут десять пока товарник не начал снова набирать ход. Наконец, он проехал, освободив путь, и мы начали подъём.

Фото 4. Товарный состав, преградивший путь и мост через реку Индюшку.

Первая часть пути на Индюк, до высоковольтной линии электропередач представляет собой обычную лесную тропу, переходящую позже в целую дорогу, идущую с умеренным набором высоты. От станции до ЛЭП, даже с учётом задержки из-за поезда мы дошли за один час двадцать минут. ЛЭП проходили уже в сумерках, на открытом пространстве было едва светло, а только вернулись на лесную тропу, совсем стемнело, пришлось включать фонарики и место для лагеря искать в темноте.

Фото 5. Индюк и Индюшка в сумерках.

С ночёвкой вышла одна проблема, мы остановились на поляне, называемой в туристических кругах «баром лесным», и оказалось, что «полки бара» пусты - воды нет. Рассчитывали на родники горы, которые посчитали не пересыхающими и оказались на ночёвке со стаканом воды в бутылке - печаль.

После долгого изучения окрестностей, в кромешной тьме и с фонарями, обойдя родники-ручьи, отмеченные на карте, убедившись в отсутствии в них живительной влаги, оказались у старого водозабора. Это огороженное забором место, через которое проходит труба. Я так и не понял откуда идёт забор воды - внутри слышен не ручеек, а целый поток, однако, люк наглухо запечатан. Рядом нашли единственную лужу с прозрачной и ледяной водой, которая непонятно откуда берется и куда утекает - рискнули, набрали в ней несколько бутылок воды и начали кипятить. В этот вечер были разговоры, чтобы сократить поход и вместо Семашхо с каньоном лишь сходить на Индюк и обратно. Без воды в горах тяжело и если самые водоносные родники сухие, то что может оказаться дальше? Благо наши опасения были напрасными, но об этом дальше.

«Бар лесной» и еще несколько полянок вокруг него - первая большая стоянка на Индюке, вторая - Родниковая поляна и расположена она выше. По пробуждению субботним утром отложили окончательное решение о продолжении похода до Родниковой поляны. Собрали лагерь и тронулись в путь. От лесного бара наверх идут две почти параллельные тропы, 20 минут неспешного подъёма и вот не доходя до Родниковой оказываемся у каменного «моря» - огромной осыпи на восточном склоне Индюшки.

«Море» красиво, огромные валуны, некоторые из которых доходят до метра и больше в диаметре разбросаны на площади около 350 метров в длину и 150 в ширину, редкий куст или травинка пробивается сквозь камни. К сожалению утренний свет для фотографирования этого места оказался плох: тень на лесу, на камнях и солнечное сияние в лоб из-за Индюшки. На «море» купаемся в камнях четверть часа и выходим на расположенную рядом Родниковую поляну. К нашему счастью, на ней вода есть - слабый ручеек бежит через лес, вода в нем чистая и прозрачная, по капельке набираем оставшиеся пустыми бутылки и планы на поход не меняем. Крутой подъём ведёт от поляны к седловине на гребне. На склоне временами переходим на «полный привод», то есть гребем и руками и ногами, однако этот участок недолог, двадцать минут и мы наверху. Налево пойдёшь, к Индюшке придёшь, направо пойдёшь, Индюк найдёшь. Индюк ближе, сначала к нему. К слову, ветер на седловине был невероятный, футболку, поднятую в руках над головой, надувал как флюгер и норовил вырвать прочь из рук, в августе такой «вентилятор» приятен, трудно представить, что сейчас в Краснодаре жара готовится в очередной раз подкатить к отметке в сорок градусов. Это были самые жаркие дни этого лета.

Фото 6. Каменное «море» на фоне Индюшки.

Фото 7. Это ручей, возле Родниковой поляны, очень выручил нас в походе.

Фото 8. Живая лестница перед самым крутым подъёмом.

Фото 9. На седловине. Натюрморт с рюкзаками и футболками.

А мы проходим дальше, у скалы «Сыр» оставляем рюкзаки и налегке начинаем изучать окрестности. Некоторые камни позволяют забираться без веревок, виды с них - один краше другого. Особенно хороши панорамы в сторону Индюшки. Основной массив Индюка труднопроходим. Говорят, что есть путь на самую верхушку для которого не нужно снаряжение и навыки скалолаза, но мы его не нашли, хотя особо и не искали - будет одна из намёток на будущее.

Фото 10. Индюшка. Вид с одного из камней возле вершины Индюка.

Фото 11. Каменная растительность.

Фото 12. Скала на юго-восточном склоне, за ней долина Скакухи.

Фото 13. Скала Сыр.

Фото 14. Ещё один вид на Индюшку. Хорошо видно гребень, по которому идёт тропа к ней.

Даже на беглый обход скал Индюка потратили час. Стрелки часов перевалили за полдень, когда удаляясь от горы, я сделал фото каноничного вида, с лесом, всем скальным массивом и туманными далями в кадре. К Индюшке шли по гребню, тропинка там идёт козья, узкая, хитрая, местами большими камнями заваленная, там, где по карте идти девять сотен метров, шли около часа, конечно, не без вины длинных фотопауз. На Индюшку решили в этот раз не заходить - видов окрестных уже насмотрелись, а к темноте на Два брата прийти надо. Незадолго до перекрестка, где тропинка влево уводит к Индюшке, козья тропа на гребне заканчивается и начинается долгая лесная дорога, из каких состоят две трети всех маршрутов по кавказскому низкогорью. Дорога огибает долину речки Скакухи, что течёт у юго-восточного склона Индюка-Индюшки и направляется мимо горы Круглой к горе Семашхо.

Фото 15-16. Скалы, составляющие вершину Индюка.

Фото 17. Тропа к Индюшке.

Фото 18. Каноничный вид на Индюка.

Ещё у скалы «Сыр», что рядом с вершиной Индюка, попалась на глаза первая мемориальная табличка. В годы войны эти склоны были ареной кровопролитных боёв советских солдат с немецкими. Немцы рвались к Туапсе, а части Красной армии им всячески пытались помешать. Утюжили друг друга не на жизнь, а насмерть. Много костей, да железа осталось после этой страшной мясорубки на здешних склонах. Мы победили и в этом сражении, и во всей войне. Однако мало кто знает, что поколению победивших на День Победы, как день памяти, было наплевать - его отпраздновали три раза и сделали обычным рабочим днём - страну надо было восстанавливать, о войне хотели скорее забыть. Только в 1965 году празднование 9 мая внезапно вернули, да вернули с таким размахом, что мгновенно создали культ, иногда переходящий разумные рамки. К чему это я? Да к тому, что первая мемориальная табличка на Индюке - далеко не последняя, они везде: таблички, мини-обелиски, кресты, кучи военного металлолома, сваленные поисковиками и чёрными копателями. И как апогей - вершина Семашхо, на которой стоит красивый, стройный памятник в виде стилизованных автоматов, как кит ракушками-паразитами, монумент оброс множеством табличек от школьных классов, туристических клубов и прочих вредителей, напрочь загадивших вершину горы. Это напоминает вандализм и вредительство, а не почитание памяти павших.

Фото 19. Некоторые из встреченных памятных табличек.

Отвлёкся. Начался скучный участок маршрута к Семашхо. По карте от Индюшки до неё около семи километров, перепады высот небольшие. Идти приходится по унылой лесной дороге, по пути стоит зайти на вершину Круглой. Гора эта неприметна, но на вершине есть большая поляна, с которой видно Семашхо и немного окрестностей, особенно хороша панорама в юго-восточном направлении. Однако знойным летним днём виды заметно портила дымка, сильная даже для летней поры, поэтому забежали на минуту - сделали пару репортажных кадров и пошли дальше. На полпути между Круглой и Семашхо в пятисот метрах от тропы есть примечательный скальный останец - скала Зуб. Мы и так нарушили график, поэтому не стали тратить время на спуск к нему, однако, стоило бы судя по фото имеющимся в интернете объект интересный.

Фото 20. Примерно так выглядит большая часть пути от Индюшки до Семашхо.

Фото 21. На вершине Круглой.

Шагая по лесу, не сразу заметили, что ясное синее небо затянуло дымкой, набегали облака. Смена погоды бросилась в глаза когда вышли к первым полянам перед Семашхо. Над головой совсем посерело, а некоторые из облаков опускались так низко, что чиркали брюхом по земле, застилая периодами поляну туманом, потом поднимались и уносились прочь, освобождая место следующим. Перед вершиной проверили еще один родник. Сухой. Вздохнули и пошли наверх. Подъём на Семашхо прост - от силы сотня метров выше основной дороги, холм, да и только.

Фото 22. На подходе к Семашхо.

Вершина голая, одна трава на ней растёт, трава и памятник в виде трёх автоматов - красивый монумент. Про тысячу и одну самопальную мемориальную табличку я уже выше писал, повторяться не стану. Панорама с Семашхо красивая... должна быть. Нам окончательно не повезло с погодой. Я вышел на вершину чуть впереди ребят, едва успел окинуть взглядом окрестности, посмотреть на Два брата и каньон как налетела туча, одна, другая и вскоре мы оказались в молоке. Облака сгущались с каждой минутой, скрылся в тумане противоположный край горы, что уж говорить о панорамах. Выпили чая с «молоком» из облаков и как ёжики в тумане спустились с горы. Благо облако оказалось не таким страшным, чуть ниже туман рассеялся, освободил дорогу, повис в считаных метрах над головой и дорогу больше не закрывал. Семашхо осталась за спиной, мы вернулись в лес. Дорога в этом месте кончается, дальше к Двум братьям идет узенькая тропинка, местами вовсе исчезающая в траве. По пути попалась пара открытых уступов, с которых должен открываться прекрасный вид в сторону Туапсе, но мы смотрели в молоко, вздыхали и возвращались в сырой, наполненный обрывками тумана лес.

Фото 23. Монумент на вершине Семашхо. Красив. Обратим внимание на прилепленные вокруг таблички-паразиты.

Фото 24. Летят облака. Через считанные мгновения всё вокруг скроется в тумане.

Фото 25. Снова монумент. Уже в тумане, ему к лицу эта пелена.

Фото 26. Спуск с Семашхо.

Фото 27. Под вершиной. Не удержался, выбросил цвета.

Фото 28. Вершина Семашхо. Она правда там есть.

Фото 29. Тропа к Двум братьям.

Фото 30. Прекрасный вид в сторону Туапсе.

Фото 31. Сказочный лес.

К 19 часам вышли на стоянки у подножия Двух братьев. Я не знаю есть ли название у речки текущей через Двубратский каньон, но она обрадовала - вода есть, предполагаю, что каньон вода не покидает даже в самую засушливую пору. Начинало смеркаться, до темноты остаётся час, небо затянуто облаками - панорам никаких, от этого решили на Два брата не подниматься и разбивать лагерь.

Фото 32. Стоянка под Двумя братьями.

Расскажу о стоянках. То место, куда мы пришли - рай для ночёвки в лесу. Просторные, ровные площадки, близость воды, тишина, спокойствие, относительная чистота благодаря труднодоступности места.

Утро третьего дня похода началось около шести часов. Встали пораньше, чтобы иметь запас времени на прохождение каньона и успеть к дневной электричке.

Фото 33. Речка у стоянки. Это она за тысячи лет промыла могучий каньон.

Сделаю лирическое отступление про каньоны. Любопытна разница между понятиями каньона и ущелья в русском языке. В обоих случаях речь идёт о долине с крутыми, иногда отвесными склонами, но в ущелье река может не течь, а в каньоне она обязательный аксессуар зачастую занимающий всё его дно. Так вот, если мы попытаемся перевести слово ущелье на испанский (родной для термина «каньон»), французский и английский языки, то получим cañón, canyon и canyon. Во этих языках ущелье это и есть каньон, в одном английском имеется разница похожая на присутствующую в русском языке, только с точностью до наоборот, там отдельное слово gorge, означающее речное ущелье. Вот такое отступление про горную терминологию.

Вначале, путь в сторону Двубратского каньона выглядит как обычная тропинка, но скоро дорожка обрывается и мы останавливаемся перед водопадом, обходить приходится по наитию, тропа прячется. Еще несколько таких препятствий и мы подходим к его величеству Каньону. Мощные каменные стены, на редких уступах которых приютились сутулые деревца и кустарники, поднимаются на десятки метров, вода обрушивается вниз с каменного уступа куда-то далеко вниз. Вид впечатляет. Дальше того водопада, где мы остановились еще можно было бы спуститься и пройти вперёд, но совсем немного - каньон непроходим - обходить только поверху. Что мы и сделали. Вернулись и пошли по склону вверх.

Фото 34. Скоро начнётся каньон.

Фото 35. Первый водопад перед каньоном.

Фото 36. Начало Двубратского каньона. Дальше ещё можно немного пройти, а потом всё, только поверху.

Сначала никакой тропы не видно, потом почти на самом верху правой стены каньона мы всё-таки нашли первые признаки тропинки, которая вскоре чётко обозначилась. В этом же месте есть неплохая обзорная площадка, с которой отлично видно, вздымающиеся над левым берегом каньона шапки Двух братьев, видно вершки каньона и всю долину, уводящую туда, к Анастасиевке и дальше к Туапсе, особенно ярко бросается в глаза рыжая залысина горы Невеб, высотой в 561 метр. В этот утренний час еще не рассеялся туман и плотная молочная пелена укрывала все низины вдали. Красота.

Фото 37. Вид в сторону Кирпичного и Кривенковского. Утренний туман и лысина горы Невеб.

Фото 38. Гора Два брата.

Тропа вдоль каньона идёт настоящая козья, узкая, неудобная, с сюрпризами, то один камень из подботинка укатится, то другой, то грунт осыпется - только и смотри под ноги. Правда, в одном месте, на середине пути она внезапно успокаивается, становится ровной и удобной, как в парке, тут же бьет из склона родничок и находится место под стоянку.

Фото 39. Стоянка на тропе вдоль Каньона.

Вдоль каньона много обзорных точек разной живописности, с них просматриваются окрестные скалы, леса и долины, но нам в этот раз не повезло с освещением: солнце восходило, виды оказались в контровом свете, я сделал несколько репортажных кадров, но о снимках, имеющих художественную ценность пришлось забыть.

Фото 40. Скалы на другой стороне каньона.

Фото 41. Панорама каньона. Слева вверху, на горе видны обзорные площадки, с которых смотрели в туман (см. фото 30).

Фото 42. Здесь можно искупаться

Фото 43. Водопад. За ним внизу ещё одна купальня.

Фото 44. Ещё один вид на каньон.

Около трех часов нам понадобилось чтобы пройти каньон от места ночёвки до спуска назад к руслу. В месте, где спустились к реке есть хорошая купальня, даже две. Мы опробовали верхнюю, нижнюю уже заняла шумная компания. Да, сюда из Анастасиевки дойти легко. А нам пора уходить из каньона. В районе купальни как раз воображаемая развилка, можно снова нащупать тропу и продолжать идти правым берегом, козьей тропой - красивый путь, но медленный. Сподручнее перейти на левый берег, у купальни подняться наверх, насладиться еще одной отменной обзорной площадкой и отправиться вниз по заросшей лесной дороге. Она вскоре снова приводит к реке, переходим вброд. Речка в этом месте стала ровной и спокойной, а по правому берегу уже побежала не тропа, а полноценная грунтовая дорога. Время поджимало и мы поднажали. Там наверху было хорошо, свежо и прохладно, а внизу самое-самое августовское пекло. По грязной дороге выходим на сухую и пыльную в долину реки Пшенахо. Эта речка мелкая и до неприличия теплая. Почти в каждом углублении плещется народ, сюда спокойно проезжает любая легковушка, потому людей много. Жара подкатывает к 40 градусам, снимаю кепку, вытираю пот, градом льющийся по лицу, кепку хоть выжимай, одеваю, через минуту она уже сухая и горячая, от жары начинает мутить. Как хорошо, что идти недалеко. Час ходьбы и мы в Анастасиевке. Вовремя, за 20 минут до нужного автобуса. Падаем в тени, ждём. Скоро придет автобус, отвезёт нас в Кирпичное, где мы пересядем на электричку и начнется жаркая, очень жаркая дорога назад в Краснодар, но это уже за кадром.

Фото 45. Два брата. Вид от реки Пшенахо. Рядом мост к Анастасиевке.

Что сказать в итоге. Поход состоялся, полностью план не выполнили, где-то не рассчитали, не успели, погода лишила некоторых красот, но в целом хороший разведывательный поход в известный туристический район. Есть ради чего вернуться.