На дворе вроде как 30 апреля. Мы - накануне Вальпургиевой ночи. Похмелье - 1 мая, рожденное выходкой чикагских рабочих (а вы думали - в Чикаго тогда были одни гангстеры?!).
Коммунизм - христианство наоборот
Светло-серый костюм Хрущева в соломенной шляпе - детское впечатление
дядечки Жаринова от светлого весеннего праздника большевиков. А звезда на их красном знамени - вполне себе ведьмацкая звезда. Коммунистическое общество было сплошь мистическим, скрыто-мистическим. Кремлевский мавзолей, лежит в котором воспитанный в абсолютно православной семье Ленин, - чем не храмовая архитектура?
Щусев, Шехтель, Мельников - они ведь не просто дома строили. Они находились под влиянием своей эпохи, а их эпоха - серебряный век, пронизанный символизмом. Имажинизм, футуризм, акмеизм - все это отблески символизма, который сквозит даже у Маяковского в стихотворении о новой квартире рабочего...
Лекция Жаринова чудно слушается в чудном подвале «Капуста» в чудном старом доме напротив дома Моссельпрома в Малом Кисловском переулке («Нигде кроме, как в Моссельпроме!» - «Окна РОСТА» помните?), зажатом между ГИТИСом и старой пожарной частью - символичное такое соседство: всегда можно потушить из брандспойта творческий пыл артисток.
...А символизм, меж тем, - это учение Соловьева о Софии, насквозь пронзенное мистицизмом.
«Православие и коммунизм» Бердяева.
Экс-семинарист Джугашвили, конечно же, блестяще знал православный дискурс. В продолжение темы «Христианство и Сталин» - солженицынское «дефиле страданий» и шаламовская «картография ада». «Прочитайте «Один день Ивана Денисовича» и «последний бой майора Пугачева» (это же «Хаджи-Мурат» Толстого!) и тогда вам станет понятно, кто публицист, а кто писатель, - профессор Жаринов явно недолюбливает Солженицына, считает его пижонистым. - Борода - это Лев Толстой. Но вместо толстовки - китель Сталина. Этакий «тяни-толкай».
Мера страдания определяет меру истины (в этом весь Достоевский). Сталинские лагеря - очищение через страдание.
Диалектика формы и содержания.
В совершенной форме - совершенное содержание. Мистическая связь между формой и содержанием.Это собор Софии в Константинополе.
...Тут дядечка Жапринов сравнивает «Запорожец» и Volkswagen Beetle 1938 года: великий Порше, создатель танка Тигр, пошел от полусферы, а полусфера - это шарообразный купол Софии, с которого скопированы, как грибы-опиаты, все православные храмы и все православие. Это храм абстрактной идеи. Фи-ло-София - любовь к мудрости, к «космической душе» Платона, великого язычника.
«И чтоб меня не перепутали с сумасшедшим, а это несложно... - роняет оговорку профессор и приводит уйму доводов, фактов, аргументов и доказательств своих революционно-силлогических заявлений. - Не думайте, что я вам тут придумываю, я просто цитирую вам много книг. Я - болтун, а это опасно для психики».
Византийская политика
Византия отличалась лукавством в политике. У нас любой Кесарь-назначенец - уже помазанник Божий.
Император Юстиниан на месте ипподрома построил храм Софии, который нынче оказался «в этом невнятном мусульманском мирке, суетливом, торгашеском» - «они, мне кажется, в душе гастарбайтеры». О, политкорректность, прикрой свои наглые уши! На этих лекциях достается всем сестрам по серьгам: «Когда нашего отморозка князя Владимира крестили»...
Остановка Ереси
Русь крестили богомилы - еретики, поклоняющиеся пророку Мани. Манихейство соединяет раннее христианство с мудростью гностиков, их культурой научного мышления. Наука - это всегда сомнение. А сомнение - ересь. Ересь любви мало чем отличается от сексуальности. Современное научное мышление - это греко-римская традиция. Вся их культура - культура сексуальности.
Господь-Демиург-ремесленник.
Антагонизм между духом, душой и телом.
Конфликт между чистой душой Софии и ..
Фильм Луиса Бунюэля «Млечный путь» - режиссер горит в аду так, что мало не покажется.
Яков Компостело. Каждый город - остановка ереси.
«Исповедь Бладженного Августина».
Язычество все же ближе человеческой природе. Вся западная традиция вопиет: «Назад к природе!» А природа не знает жалости. Корпорация крыс и христианская обитель. Слоны хоронят своих близких. Между человеком и зверем грань тонка. «Так называемое зло» Лоуренса.
Возможные темы следующих лекций: Сакральность и насилие; история сексуальности(это вам не сексуальная революция! Какая еще сексуальная революция на фоне Вавилона?)