28 декабря 2037 года, 16.00. Зарубите себе на носу эту дату. Именно в тот миг последний главный редактор подпишет в печать последнюю газету! Скорее всего, это будет глубоко дотируемая районная газета.
«Срок дожития» газет как жанра предопределен тремя ключевыми факторами. Ведущий не сводится даже к технологическому тотальному оцифрованию мира. Лидирует фактор поколенческий. Последнее газетное (читающее) поколение - ровесники олимпиады образца 1980 года. Они социализировались в начале 1990-х годов, когда в семьях еще была жива традиция домашней подписки. Последующие поколения социализировались в условиях интернета, навыки бытового потребления прессы уже отсутствует. Третья причина смерти газет - крах дистрибуции. Ключевая характеристика дистрибуционных сетей с дешевым чеком, к каковым относится и система распространения прессы, - пороговое наполнение ассортиментом, масштабный оборот. Тиражи и ассортимент изданий сжимаются, как шагреневая кожа, уже сейчас. К концу второго десятилетия 21 века крах каналов доставки прессы неизбежен. Отрасль перестанет существовать. СМИ уже сейчас потеряли монополию на выработку информации. Контент нападает на читателя со всех сторон. Пресса коммерциализировалась и в этом смысле деградировала.
Представим себя съезд работников гужевого транспорта век назад. Нет, не умрет гужевой транспорт, потому что лошадь теплая, у нее глаза красивые, она фыркает, а автомобиль воняет бензином... так, наверное, рассуждали погонщики. Лошадки, безусловно, остались. Газеты тоже останутся как элемент винтажной моды, как сигары на фоне электронных сигарет.
Что будет с журналистикой? Сможет ли она мигрировать в цифру? Скорее всего, этот институт умрет также. Уже сейчас классический редактор становится пастухом блогеров. Последняя задача последних оффлайновых СМИ -
завлечь читателя из оффлайна в онлайн, по сути - убить самих себя! Последние газеты будут
завлекать своих читателей на портал. В магма-неопределенное будущее смогут перейти отдельные приемы журналистики, вроде формирования основной «повестки дня», «панорамы мира». Главная дилемма - совместить массовость с персонификацией. Разрешить ее помогут бесконечные цифровые базы данных о нас, на основе которых и будут строиться кроскорпоративные и кроскультурные новые медиа.
...Теория смерти газет по-желтому любопытна и привлекательна катастрофичностью, аппокалиптичностью и полным коллапсом медийного мира, который мы знаем и любим (или ненавидим). Ее развивает Андрей Мирошниченко, специалист в сфере коммуникаций и медиа, который сразу зажег аудиторию III российской конференция «Клиентские и В2В-медиа - орудия повышения лояльности и продаж. Опыт российских и зарубежных компаний».
А теперь, под занавес - блиц-интервью медиафутуриста по горячим следам его спича.
- Андрей, спасибо за шикарный доклад. Что Вам дает
ведение блога на Слоне?
- Читателей, интерес ко мне дает. Много чего дает. Это крутая площадка с точки зрения обсуждения медийных проблем, наряду с «Часкор» и OpenSpace.
- «Вирусный редактор» - это же Ваша придумка?
- Да, просто объясняю, как действует интернет.
- Откуда вообще такое пристрастие к медиафутуризму?
- Ну, я увлекаюсь будущим в целом. У меня есть и более глобальные исследования будущего. А поскольку я журналист, то приломил анализ и на журналистику.
- Зачем покупать Вашу книгу об эффективном написании пресс-релизов, если пресс-релизы сейчас вообще уже не работают?
- Это надо делать. Работает-не работает, этот поток надо создавать. Последние 7 лет я работал редактором банковского обозрения и в день получал около 50 релизов. Хорошее чувство жанра у меня есть.
- А изнутри бизнес-структуры опыт написания релизов есть?
- Нет, в бизнес-структурах я не работал, в 90-е активно занимался политическим PRом.
- Вот правильно, вот именно такие люди и должны создавать книги о том, как правильно писать релизы!
Тут в разговор включается еще один медиа-футурист,
блог-директор Онэксим Групп Андрей Беляк:
- Ну, все равно это зависит от позиции руководителя. Если он принимает стилистику... он все-таки не пластилин в руках PRщиков.
- Ровно наоборот - о чем речь!