У моей бабушки в Пятигорске есть первое издание Детской Энциклопедии. 12 жёлтых томов. Она говорит, что до сих пор к ней обращается по интересующим вопросам, в т.ч. при выполнении домашних заданий в школе моим двоюродным братцем и для расширения его кругозора. К ней даже соседи ходят иногда, просят помощи в расширении кругозора их внуков и правнуков :) В этом году на видном месте лежало 5 или 6 наиболее актуальных томов, остальные где-то пылились, но все сохранены, бабушка бережёт.
Как и многие другие неглупые дети, в своё время я ими учитывался :) Энциклопедия (а также журналы "Наука и жизнь", а позже и "Знание-Сила") была основным моим чтением в Пятигорске. Особенно меня привлекали тома 2 (Астрономия и науки о Земле) и 5 (Техника). В 3-м томе интересно написано о первых ЭВМ и о перспективах троичной (!) системы счисления для компьютеров. В 4-м (Природа) - красочные иллюстрации различных экосистем...
Вот некоторые иллюстрации (снято на фотик в режиме макро)
Том 2
Карта Звёздного неба:
Том 5
"Дом, в котором мы будем жить" - реклама на хрущёвку. Написано так, что не придерёшься! Всем хорошо этот дом, даже несмотря на то, что и коридорчик узенький, потолки низкие и т.д. Не то что сталинские громады с роскошными фасадами и высокими потолками, но (вот незадача-то!) со скользкими ступенями на лестничной клетке :) Через много лет именно подобные серии хрущёвок назовут "сносимыми"...
Типовая квартира в разрезе:
Тепловоз ТЭ3 в разрезе:
Одна из лучших иллюстраций - типовая ж/д станция (правда всё-таки сталинской эпохи). На переднем плане электричка ЭР1, за ней пассажирский поезд под ТЭ2, за ними горка с маневровыми тепловозами ТЭМ1.
Электричка ЭР1 (в подзабытой заводской схеме окраски!) и тяговая подстанция:
Новинка отечественного локомотивостроения 50-х - электровоз Н-6О (новочеркасский 6-осный на однофазном переменном токе), позднее его назовут ВЛ60. Очевидно, первый или один из самых первых локомотивов этой серии (судя по оформлению передней части). Еще в тексте упоминаются новые скоростные электровозы постоянного тока Н8 (которые через несколько лет станут ВЛ8 и доживут до наших дней на Донецкой ж/д)
Турбоэлектроход во всех подробностях:
Винтовой пассажирский авиалайнер во всех подробностях:
Двух- (и трёх-) колёсный транспорт. В те годы мотороллеры были очень популярным средством передвижения:
Устройство Москвича-402 и старые дорожные знаки (есть даже "Острожно, голуби!", кто-нибудь такой где-нибудь видел?)
Сравнительная таблица легковых автомобилей
Сравнительная таблица грузовиков и автобусов. Верится с трудом, но такой обычный ЗиЛ-130 в конце 50-х годов уже был, а вот ЗиЛ-131 нарисован со странной острой "мордой", наверное, имелся в виду 157.
Автобусы крупным планом. Основным городским автобусом тогда был ЗиЛ-158. Интересно, как умудрились запихать 100 мест в экспериментальный автобус ЗиУ, в то время как такой же по размеру ЗиС-127 имел всего 32 ? ;) Тогда уж написали бы, что в первом случае имеются в виду только сидячие, а во втором вместе со стоячими:
Экспериментальный двухкорпусной теплоход:
Научная фантастика: экспозиция одного из павильнов ВДНХ через полвека (ну т.е. как раз примерно в нынешнем году!). Пластмассовый автомобиль (художник наивно полагал, что "аэрокосмический" дизайн 50-х за десятилетия не претерпит существенных изменений...), пластмассовое судно, гиря массой 10 тонн, висящая на синтетической нити, и другие чудеса прогресса