Наши друзья ЛеоВаленки (Лео и Валенсия) - настоящие индейцы, но мы с Инженером Д. ценим их не за это... Мы ценим их как раз за то, что им "завсегда везде ништяк"! Как и нам самим.
Такое родство мировосприятий способствует совместным путешествиям во всякие чёртовы е@еня манящие края. Несмотря что обе семейные пары - детные. Мы - так даже "много-"...
В итоге "искать приключения на..." отправляется весёлая компания: четыре взрослых особи (по 2 шт.каждого полу) + 5 мальчиков разного возраста (два - ЛеоВаленковых и три - наших)
... ну, с недавних пор + еще одна маленькая девочка Сюня...
Но во времена нижеописываемых событий Сю ещё сидела у мамы в животике. Вот уже пять месяцев как сидела!
Что поделаешь - бывают такие женщины, которым во время беременности хочется не только соленых огурцов...
В качестве "баз" для залезания в разные "жопы мира" у индейцев есть Северная Дача - дом в беломорской деревне Нильмогуба (о жизнеутверждающей встрече Нового года там я писала
вот тут- и далее по ссылкам), и Южная Дача - маааленький домишко родственников Валенсии в Кисловодске. Туда-то мы все дружно и нагрянули в осенние школьные каникулы 2007 года. Сбежали от московской зимы. Ага - в зиму южную: с ледяным ливнем, плавно переходящим в мокрый снег крупными хлопьями, сменяющийся офигенными закатами, вслед за которыми приходит ночь, и крупные яркие звезды дрожат от шквалистого ветра... Все это как нельзя более способствует - в первый же день мы нашли людей, готовых свозить нас во всякие интересные места вокруг Кисловодска.
И уже назавтра поутру нам подали карету к крыльцу: "буханку"серого хлеба-УАЗик мышастой расцветки. С немолодым степенным водителем Рустемом за рулём. По совместительству - гидом. И он повез нас на
плато Бермамыт, откуда в идеале должен открываться чудесный вид на Эльбрус и прочие горные радости... Там водятся
"броккенские призраки"! И ещё снежный человек
(его там в 70-х прошлого века усиленно искала специальная группа учёных). А в грозы на выступах скал даже горят Огни Святого Эльма...
Вощем, что-нибудь - непременно будет! Не то, так это, не это - так ещё что-нибудь...
Пока ехали по трассе, Рустем просвящал нас относительно жизни и обычаев местного населения, рассказывал, где пекут самые вкусные кычыны (такая штука типа пирога с сыром или мясом) - и сетовал на то, что "вай, как же не повезло с погодой!". Небо было затянуто тучами, и это говорило о том, что с Бермамыта мы не увидем не только Эльбруса и "броккенских призраков", но и вообще ничего. Мы утешали Рустема перспективой чудесного шашлыка (его для нас мариновали родственники индеицы Валенсии - представители уважаемого в Кисловодске грузинского рода, среди которых - повара лучших ресторанов города, ва!) и обещаниями, что небо мы непременно "откроем"! Он нам, разумеется, не верил - над горами лежал густой циклон.
Однако, когда мы свернули с трассы в Учкекене - на горизонте, прямо по курсу, обнаружился просвет в облаках. А еще через десяток километров, при съезде с грунтовки на горную дорогу - реально выглянуло солнце!
Но именно тут-то все самое интересное и НАЧАЛОСЬ!..
...УАЗ-"Буханка", если кто не в курсе - "грузопассажирский полноприводный внедорожник высокой проходимости с колёсной формулой 4х4". С самого своего рождения в 1957 году он может всё: сопровождать танковые колонны на пересечённой местности, возить (в случае удачного тюнинга) мажориков на охоту, "работать" фермерской тачкой или машиной "Скорой помощи" на селе...
Мы в нашу "буханочку" верили - и она, под водительством Рустема, честно сделала всё, что могла!
Но в предложенных обстоятельствах даже ей сделалось сильно невмоготу. Вообще-то Бермамыт - очень популярный и "наезженный" туристический маршрут. Лично Рустем за отчётный турсезон свозил полюбоваться Эльбрусом два десятка тургрупп... Всем им было счастье - мягко-экстримное, и в целом, достаточно комфортное. Он возил туриков сюда и на Новый год по "зимнику".
Но - не в это время года! Как выяснилось впоследствии, в осеннее межсезонье он последний раз бывал на Бермамыте много-много лет назад. Немножко подзабыл, что это такое.
Горная альпийская степь в любое время года по-своему прекрасна. Но в это - ещё и коварна. Нам предстояло проехать по ней несколько десятков километров, плавно поднимаясь всё выше по весьма условной дороге. И уже с первых километров нам стало чуток экстремальненько. "Буханка", как и положено вездеходу, штурмовала крутые подъёмы на очередной холм, мужественно, в несколько приемов, пробиваясь сквозь заметённые снегом колеи. Иногда её вело юзом. Мы все радостно выгружались, а Рустем пытался вырулить из глубоких распадков, куда сносило машину вместе с маленькими лавинами сухого первого снежка.
Иногда в распадках под колесами хрустели присыпанные снегом кости животных. "Волки! - просто объяснял Рустем. - Едят колхозных овец. Человека тоже могут, конечно - но этого давно не было..." Часть пути мы прошли ножками - на некоторые перевалы люди и машина могли взобраться только порознь.
Всё это бодрило. Настроение нашей чокнутой команды становилось всё солнечней - как и небо над плато Бермамыт.
И мы уже почти доехали! С последнего перевала открывался завораживающий вид на заветную гору. Вот там, за ней - красавец Эльбрус! "Буханка" радостно ухнула с перевала в широкую долину, отделяющую нас от конечной точки маршрута, и...
...И в самом её низу в очередной раз "свалилась" с дороги в заснеженный распадок! И - села.
Намертво. Ни вперёд, ни назад.
Мы уже привычно попрыгали из машины - и тут же провалились в снег по плечи, а дети - так чуть ни с головой. Тут нас посетили первые сомнения...
И дейстительно! Рустем ещё чуток потыркался туда-сюда - и тоже выпрыгнул из кабины. Разгрёб снег у задней двери, полез в чрево "буханки". Вылез он оттуда нескоро, держась за голову и с причитаниями: "Вай! Давно не ездил зимой! Нэт лопаты! Нэту...забыл, старый ишак!"
Нда...Ну, на нет и суда нет! Что у нас есть? Ага - дрова! Мы же в степь ехали, так что дровишки на шашлык везли с собою. Целый ящик цельнотыренных "издержек производства" какой-то мебельной фабрики. Хорошие дрова, фигурные: некоторые по форме подозрительно напоминают ножки от роялей, некоторые - до метра длиной.
В течение следующих полутора часов мы дружно выгребали ими снег из-под колёс машины.
Мы их пытались "подмостить" - и всей кодлой (не исключая "адын бэрэменный жэнщин") по команде Рустема, свисающего из кабины, толкали нашу "буханочку". И вперед, и назад... Тщетно! Она только глубже уходила в бездонный сугроб...
Где-то после полудня мы сдались и стали думать над жизнью.
Дано: в заснеженной степи, в трёх десятках км от "цивилизации", застряли намертво десять человек, из которых половина - дети, и младшему чуть больше четырёх лет...
Помощи ждать неоткуда: в это время года здесь проходят дай Бог одна-две машины в сутки, и то в основном с утра. Мобильная связь? Разумеется, отсутствует!
- Кажется, иногда берёт воооон на той горе! - указывает Рустем на вершинку холма в пяти километрах. - Может быть берёт...Не знаю!
Ночевать в горах в это время года - удовольствие сомнительное! Ну, у нас есть еда (ведро шашлыка, сырок-колбаска-хлебушек-конфеты), вода (10 литров), даже три бутылки вина для сугреву. Но в машине не заночуешь: бензину - на обратный путь и ещё чуток, двигатель всю ночь не погоняешь! А температура ночью сейчас опускается здесь до -15. Дров - на шашлык и ещё чуток. И в степи дополнительных взять негде! То есть костёр особо не пожжёшь. Теплые вещи? Все на нас - и после борьбы за спасение "буханочки" из снежного плена они в основном сильно мокрые.
Идти пешком "в цивилизацию"? Ага - 30 с лишним км! И среди нас дети. И темнеет - где-то около 5 вечера, а сейчас уже час дня. А ночью в степи ходят волки. В это время года, когда пастухи угнали отары с пастбищ вниз, они очень обиженные на людей и очень голодные! И поэтому дрова (еду, воду и т.д.) надо бы нести с собой: ночевать в голой степи с детьми если и придется, то хотя бы с костром. А с грузом мы будем идти ещё медленнее! И дров у нас мало...
Круг замкнулся. Взрослые сели в круг, достали сигареты и стали думать, как же лучше быть? И в повисшей паузе кто-то из нас тихо, задумчиво, запел под нос про "...там в степи глухой замерзал ямщик..."
"Ямщика" Рустем не выдержал! Видимо, в силу близости профессии и за неимением в радиусе 30 км других "коллег", он принял сей популярный фольклор близко к сердцу: вскочил, выхватив, как кинжал, из-за пояса мобильник:
- Всё! Я пошёл искать сеть! Ждите! - и решительно зашагал в направлении "воооон той горы".
С минуту мы смотрели ему вслед, а потом... Потом стали разгружать машину - вытаскивать всё, что нужно для шашлыка!
Больше мы не думали и не рефлексировали. Мы, не сговариваясь, решили: раз уж так сложилось - что же теперь, не жарить мясо? Жарить! И не у застрявшей в чистом поле машины, разумеется! Раз уж нам не показался Эльбрус - мы всё равно найдём для нашего "пикничка" красивое место где-то тут поблизости!
И мы его нашли, всего в полукилометре. С видом на чудесную горную страну в черно-белой графике первого снега, на дальние утёсы...ну да, и в целом с открывающейся "солнечной перспективой". В качестве моральной компенсации...
...Мужчины перетаскивали вещи
Женщины - строили очаг.
Дети были посланы в находящуюся чуть ниже долинку: там росли чахлые деревца, а стало быть, можно найти хоть какой-нибудь хворост.
Жизнь, несмотря ни на что, продолжалась - она всегда так делает!..
Сколько прошло времени, я не знаю...
И тут в широкой чаше долины послышался звук - самым божественный из тех, какие может уловить человечье ухо в создавшихся обстоятельствах: урчание автомобильного мотора!!!
Как по команде, все побросали вещи и камни для очага - и стали всматриваться вдаль.
И вскоре они показались: два ангела с большими сильными колёсами - трёхосный КАМАЗ и такая же, как наша (только зелёная) "буханочка"!
...Как неслись к ним наши мужики! Как нёсся с дальнего перевала уже порядочно ущедший от места нашего "попадоса", но вовремя оглянувшийся Рустем!
Как смешно было смотреть с полукилометрового расстояния на эту патетическую сцену: мужики посреди пустой степи сперва братаются, потом уже - объясняют ситуацию, потом - "спасители" быстро-быстро перегруппировываются и разматывают тросы...
Потом могучий трёхосный КАМАЗ, вытягивая нашу мышастую "буханку", неудачно маневрирует - и сваливается всеми тремя левыми колесами в аналогичный заснеженный распадок! И застревает.
И тогда в дело вступает зелёненькая сестрица-"буханочка": у неё на морде имеется настоящая, очень мощная, лебедка! И она "нас" чудесно вытягивает "на волю". На твердую почву дороги. И тут, кстати, стало понятно, почему нереально было откопаться самостоятельно: на том месте, где мы "сели", под днищем оказался нехилый кусочек скалы - УАЗик просто повис на нём брюхом и месил колёсами глубокий снег...
КАМАЗ, порычав мотором, выезжает из распадка сам.
Снова все братаются. Спасители, отказавшись от приглашения к нашему шашлыку, вскоре уезжают - довольные собою и гордые нашим спасением.
Наши мужики (Лео, Инженер Д. и Рустем) возвращаются к очагу, нервно смеясь и размахивая руками. Мы с Валенсией встречаем их, как положено кавказским женщинам встречать сделавших большое дело мужчин: заранее налитыми стаканами вина, хлебом (пока только бутербродами) и пылающим огнём в очаге...
Дальше были обычные - но чрезвычайно вкусные! - шашлыки.
И еще немного вина.
И роскошные виды на окреснтные горы и на прекрасную (хоть и коварную) бермамытскую степь.
И много солнца.
И дети, лазающие по скалам.
И чувство, что Земля очень большая - и во всех своих самых роковых сюрпризах всё равно прекрасная! И временами просто удивительно круглая. И в целом (непонятно только - почему?) - очень щедрая к нам и милосердная...
...И ей просто невозможно не быть за всё это благодарным!
...Водитель-гид Рустем всё это время периодически повторял одну и ту же загадочную фразу:
- Ой, ва - какие же вы счастливые!! Дааавно таких не возил!..
Он, правда, немножко занервничал, когда мы засиделись у костерка и всё никак не могли собраться и тронуться в обратный путь: его можно понять - выезжать из этой "жопы мира" в сумерках, и уже в темноте при свете фар проделать обратно "вот всё это" по ТАКОЙ дороге..!
Но мы выбрались - и Рустем нам всё простил. А нам - так и прощать ему было нечего: чудесно же съездили! Даже вернулись!
Прощаясь у крыльца дома в Кисловодске, он ещё раз повторил про то, "какие мы счастливые". И пояснил:
- Дети - и не плачут! Бэременная - и ничего не боится! Застряли... Могли вообще не вылезти - видно, что все понимают это, но почему-то НЕ ЗЛЯТСЯ! Все злятся! Все! Очень злыми становятся... А вы - нэт! Счастливые!.. Спасибо, ребята!
- И тебе, друг!..
...Да, мы не увидели ни Эльбруса, ни "броккенских призраков". К нам не вышел на запах шашлыка большой лохматый бермамытский йетти...
Но в этом ли счастье, в конце-концов?