Что такое маленький человечек - без любви, без мамы, без помощи....?
Это трудно себе представить, потому что каждый из нас, из тех кто читает это - был ребёнком и помнит себя в 10 лет.
Официальную биографию Надежды Павловой можно прочитать здесь:
https://biographe.ru/znamenitosti/nadezhda-pavlova/ * * * * *
художник: Широков Евгений Николаевич
Набор в национальное отделение Пермского хореографического училища был важным политическим событием. Основной задачей этого отделения, на которое принимали талантливых мальчиков и девочек из Чувашии, Башкирии, Бурятии, Киргизии, Туркмении, Казахстана, и всех других национальностей из республик СССР - была подготовка национальных кадров для театров этих республик, чтобы приобщить к искусству балета новые творческие силы всех народов Советского союза - особенно так называемых "коренных малочисленных народностей".
"Национальными кадрами" в СССР считались будущие специалисты, не относящиеся к русскому народу, а также обрусевшие или русифицированные группы населения Советского Союза. Например, родившийся в Москве или в Ленинграде человек нерусского происхождения, но выросший в русской среде, "национальным кадром" не считался. Национальные кадры - это были люди из союзных республик и из автономных республик, краёв, областей и округов в составе союзных республик.
Цель программы подготовки национальных кадров укладывалась в государственную идеологию СССР - сформировать, подготовить и обучить в национальных регионах СССР прослойку партийных и государственных служащих, работников образования, культуры, здравоохранения, инженерно-технические кадры, которые могли бы обеспечивать жизнеспособность республиканских экономик, а главное - были бы проводником советской идеологии в среде своих соплеменников.
Вот так и чувашской девочке, из бедной, многодетной семьи посчастливилось оказаться в нужный момент в нужном месте и попасть в хореографическое училище.
Надя выросла в бедной многодетной семье - она была младшая, восьмая. Особого тепла или внимания к себе она не ощущала, да и какое особенное внимание могло быть в семье, где восемь детишек и родители работают и "строют коммунизм"?
Когда обнаружился талант Нади, учиться ей пришлось вдали от семьи. Родители даже обрадовались, что можно дочку пристроить "в люди" и в искусство. Добиралась из Чебоксар до Перми Надя одна, на перекладных. И общение с родителями за годы учебы сводилось к поздравительным открыткам и письмам Нади. Надежда вспоминала, что когда позже, уже став звездой балета, она приехала в родной город, то встретила там - полное безразличие, от нее отвыкли, о ней забыли. Лишь однажды её сестра пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла.
"Как же так? - недоумевала Надя, - Чужие люди восхищаются, поздравляют... Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла..."
Надежда Павлова не любит вспоминать о детстве.
"Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала", - говорит она.
* * * * *
Девочки, уставшие и голодные, оторванные от дома, каждый вечер перед сном сами стирали в раковине свои купальники и носочки. Купальник был только один, сшитый из длинной белой майки. Сушили на батарее.
Преподаватель маленькой Нади - "педагог" Сахарова, была совершенно деспотичной женщиной. Она вымещала на бедных, беззащитных детях все свои обиды и душевные страдания. Она кричала и била девочек. Конечно никаких синяков она не оставляла, но резко и обидно "шпыняла" и Надю, и других девочек. Всё чего Сахарова не смогла добиться сама она "выбивала" из своих девочек. Мальчиков в училище всегда было намного меньше, чем девочек и к ним относились - также.
* * * * *
Моя учительница балетной классики тоже училась в Пермском хореографическом училище, на три года старше Нади Павловой. Она много рассказывала о своих годах учёбы.
"Всех новичков, собрали в огромном зале, а за длинным столом сидела строгая и страшная комиссия.
Члены комиссии пристально всех нас осматривали: поворачивали, измеряли, ощупывали ноги и руки, стопы, заставляли прохлопать короткую мелодию и постучать в такт на столе. Было очень холодно и очень страшно.
Главная балетмейстер что-то говорила другим членам комиссии и нас всех обсуждали чтобы выбрать лучших. Меня все-таки решили оставить на год, но с испытательным сроком. Мне показалось что выбирали детей, которые не живут в Перми. А моя бабушка с дедушкой жили недалеко от училища".
"У Нади были такие большие, черные глазищи, и столько в них было грусти, страха и мольбы одновременно, что я до слез её жалела".
Особенно печально было смотреть на Надю, когда к другим детям приезжали родители и когда родители забирали других девочек с собой на улицу и на каникулы. К Наде никогда не приезжала мама, никогда на каникулы её не забирали. Можно только представить насколько она была несчастна.
Надя Павлова сама вспоминала о школе: "Представляете, что будет с ребенком, если ему сказать, что он - урод, бездарность… Надо быть фанатично преданным балету, чтобы такое вынести". Павлова вынесла все унижения, но не простила жестокости и оскорбительных криков, среди которых наиболее употребляемое было "дура гениальная".
Людмила Павловна Сахарова - отрабатыва у девочек технику танца до самой последней мелочи: все движения должны были быть идеальными - крепкая пальцевая техника, уверенное вращение и лёгкость прыжка. Длительные занятия и полное подчинение педагогу, кроме высокой техники, обернулись для Нади - психической неустойчивостью и депрессией.
* * *
В хореографическом училище система воспитания и образования - очень жестокая. Как в казарме, как в армии.
У детей практически нет детства.
Все подчинено только одному - балету, танцам.
Подъем в семь утра, беспрерывные изнурительные занятия, потом репетиция.
Очень строгая диета. Растущие организмы, измученные занятиями и нагрузками - постоянно хотят кушать, но их кормят только "по расписанию".
Но все это можно выдержать, если бы не постоянные унижения. Когда ребенок ошибался, на него Сахарова не только кричала, обзывая уродом и бездарью, а могла подойти и ударить ногой. Все дети её очень боялись.
Надя рассказывала мужу, что они все там очень много плакали и помочь, утешить девочек - было некому. У нескольких учениц обнаружились психические расстройства. Надя выстояла и сейчас не хочет говорить плохих слов о своем педагоге Людмиле Павловне Сахаровой. Когда Надя получила Гран-при, к ней Сахарова стала относиться еще жестче, чтобы она не возгордилась. Все призы отобрала. Надю пригласили учиться в Москву, но Людмила Павловна не отпустила, поставив условие - "только вместе с ней". В Москве и так было достаточно талантливых педагогов, так что это условие там не приняли.
* * *
Дети не могут ответить взрослым, тем более - учителю. Тем более, когда нет рядом никого, кто бы мог заступиться и пожалеть, ободрить и поддержать. Дети просто молчат. Оскорблениями и унижениями не вырастить прекрасного лебедя, но иногда они всё-таки - вырастают. Как великие исключения они - выросли вопреки....
'Иногда мне казалось, что лучше вообще не продолжать учёбу, - говорила моя учительница, - Когда на тебя орут постоянно и когда постоянно страх и ожидание "затрещины" - получается практически нулевая работоспособность. Все девочки были постоянно зажаты от страха. На грубость и крик один ответ - слезы. Сахарова с ее деспотичностью создала целую плеяду загубленных душ и талантов, и талантливые девочки "ломались" и уходили из балета.
В глазах девочки, когда на неё орала Сахарова кроме паники и уныния ничего не было. Это загубленное детство и сломаные души на всю жизнь.
Настоящий педагог никогда не будет унижать ребёнка-ученика - человека. Всё можно объяснить ребенку, не унижая его, не калеча его психику и не подрывая веру в себя.
Требования должны быть - разумными, через любовь и уважение'.
* * * *
Есть такой парадокс: при очевидной востребованности хореографического образования, училища испытывают недостаток в талантливых детях. Основная причина - в том, что для занятий балетом подходит очень ограниченное количество детей и чтобы стать профессиональным танцовщиком, нужно иметь специфические природные данные. Это и характерные для балерин пропорции тела - удлиненные руки и ноги, классическая "балетная" шея.
У детей замеряют рост в положении стоя и сидя и определяют специальный коэффициент. Тело должно быть очень гибким и послушным. Проверяют подвижность тазобедренных суставов - нужна хорошая выворотность ног, особенное строение и эластичность стоп. Ребенок должен легко и высоко прыгать. Приемная комиссия уже на первом этапе отбора отсеивает 95-98% желающих заниматься балетом. Затем дети, прошедшие отбор, идут на медкомиссию, следом на оценку музыкальности и слуха. Только при наличии всех данных ребенка могут зачислить. К поступлению невозможно подготовиться - природа либо дает шанс, либо нет.
Всегда в конкурсе есть дети "высокопоставленных чиновников" и спонсоров. Их тоже приходится принимать и обучать, но чаще всего эти дети рано или поздно сами начинают видеть разницу и понимают что далеко им не продвинуться. Иногда эти девочки и мальчики всё-равно продолжают заниматься с целью в дальнейшем преподавать или танцевать не классический балет, а современный танец, но чаще всего они уходят. Они начинают сами осознавать, что солистками им не стать, а танцевать кардебалет они не хотят.
* * * * *
https://www.youtube.com/watch?v=EpoLQtNoHLw&feature=emb_logo Click to view
Если Сахарова так ужасно унижает девочку на камеру, зная что её снимают на видео, страшно предствить как она орёт когда никто не видит из посторонних...
- Слушай ты, балерина!!! Я сейчас устрою тебе хорошую жизнь! Мне противно с тобой разговаривать. Слушай ты, гений!!! Мне наплевать на то, что ты выступишь... нахалка такая! С такой мордой кислой не ходи ко мне в класс, бездарная дура!!! Не нравится - убирайся! Меня тошнит от твоей Жизели с утра до вечера! Твоя индивидуальность не настолько еще обозначена, рано!!! И так горбатая! Нахалка! Встань, раз! Нахалка, раз! Плие меняй, дура!
И - шлепки, удары, побои, издевательский тон, крик и унижения.
* * * * *
ещё один страшный комментарий к видео:
если хотите получить профессию артист балета,то нужно это терпеть. Я могу Роман написать по этим вопросам. У меня двое детей профи. У одной психика нарушена на всю жизнь,я считаю. Другой покрепче и школа московская.. но и последнюю мы сменили на французскую консерваторию. Сахарова оставила после себя подобных учеников. Мальчики не учились у Сахаровой,у них преподы мужчины,поэтому автор первого коммента тут не столкнулся с ней вплотную . Только в дуэте или ещё где то. А вот девочкам пришлось вытерпеть многое. Слово "дура" это облегченный вариант. Школа в Перми возникла после эвакуации Вагановки во время войны. Но Сахарова одна в своем роде была такая. В московской академии хореографии в лучшем случае треснуть по спине или искорябают ногтями спину. Но такого прессинга я не видела. Хотя и там унижений хватало. Хотите жуткую историю из последних. Смерть 14-летней девочки в 2017году. Выбросилась из окна. Проблема с весом. Академия историю замяла. Обещали выделить детям психолога или массажиста. Ни того,ни другого. Все проглотили. Я своего сына после этого месяц отпаивала успокоительными. Хотя для дочки Шувалова с ее весовым перебором это не стало барьером для приема в большой. Все переплетено в области балета вместе с политикой. Ни одна прокуратура в России этим заниматься не будет. В нашей стране балет всегда был политикой. Хотите танцевать-терпите. Только так.
* * * * * *
Григорович, женатый на приме-балерине театра в то время - Бессмертновой - был против поступления Нади Павловой в Большой театр, поскольку молодая и очень талантливая Надежда была конкуренткой его жене.
Григорович не раз публично орал на Надю на репетициях, всячески унижал её грубостью и оскорблял. Григорович не давал Наде танцевать премьеры, но Надя молчала и всё терпела, поскольку она не мыслила своей жизни без балета. Но когда Григоровича уволили из Большого театра и многие из тех, кого он считал своими друзьями отвернулись от него, в его защиту выступила именно Павлова, чего завистливый и подлый Григорович от неё не ожидал. Надежда с благородством Жизели ему всё простила, поскольку считала его "очень талантливым хореографом", чем сам Григорович был крайне удивлён.
* * * * *
Интернат и жизнь в хореографическом училище очень многим девочкам сломали судьбу и оставили душевные раны на всю оставшуюся жизнь. В балете очень легко сломаться, это - жуткий, каторжный, травматичный труд. Балерина забегает за кулисы во время спектакля, с нее пот катит ручьями, ее промокают, и она опять выпархивает на сцену, лучезарно улыбаясь. Кроме того, нужно эмоционально выложиться, просто техникой зрителя не проймешь. Поэтому звезд балета можно по пальцам пересчитать.
Очень много сломанных судеб. Девушки из кардебалета мечтают стать солистками и идут на всё...
Не секрет, что танцовщики, чтобы снять стресс и мышечное напряжение, злоупотребляют спиртным. Марис Лиепа и Александр Годунов - стали жертвами такой привычки расслабляться.
Казалось бы - звёздное замужество должно было спасти Надю. Они оба были - знаменитыми, молодыми, талантливыми.
Надя и Слава прожили вместе - десять лет, но семья у них не сложилась. На людях они всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой, но это был просто творческий союз. Надю и Славу - искусственно "спарили" в целях "шоу-бизнеса".
Вячеслав Гордеев на десять лет старше, и он взял на себя роль очередного "руководителя" Нади. Надя попала из одной казармы в другую. Она жила в шикарной квартире с танцклассом, но каждое её движение контролировалось.
Главной ее функцией было - танцевать, танцевать и танцевать. Слава был - самовлюблённым эгоистом. Друзья дома, а вернее исключительно Славины друзья, всегда старались дать Наде понять, что она всем обязана своему партнеру и мужу, а сама она ничего собой не представляет. Надя была очень одинока и в какой-то момент ее перестали радовать танцы, театр, жизнь... И судьба проявила к ней благосклонность - она встретила своего доктора - Константина Михайловича и решилась на развод.
Надя действительно многим в своей творческой жизни обязана Гордееву. Он был старше, знал в Большом театре все "ходы и выходы", всю жестокую и тщеславную закулисную жизнь. Провинциальную девочку, хоть и талантливую и гениальную, но скромную, да еще с моральными принципами, без него бы там - в момент бы "сожрали". Тогда роли многие получали только "через постель". Надя на такие компромиссы была не способна. При Гордееве, все шло нормально - защищая себя, он защищал и ее.
Развестись с Гордеевым было непросто - посыпались анонимки, начались разбирательства. Дело дошло даже до прокуратуры, но всё же Надя сумела очень быстро развестись и сразу же официально зарегистрировала брак с Константином Михайловичем. Надя очень изменилась, она говорила мужу, что у нее такое ощущение, будто бы она вырвалась из рабства.
Славы уже не было, о Наде забыли очень быстро.
* * * * *
Надежда Васильевна Павлова, о которой выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер сказал: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве», была самой юной народной артисткой СССР, получившая это звание в 28 лет в 1984 году. Павлову называли - "Надеждой и Славой русского балета".
Анна Павлова тоже при жизни не была так знаменита в России, как сегодня.
Надежда Павлова, когда открывала культурный центр в Вашингтоне, её приветствовали как звезду первой величины и это был триумф.
* * * * *
"К сожалению, мы не ценим свои таланты", - рассказывает муж Надежды Павловой - Константин Михайлович Павлов (Окулевич) - "На Западе Надежду Павлову знают лучше, чем здесь. Во всяком случае, когда она гастролировала в Нью-Йорке, известный импрессарио Сол Юрок, уже глубокий старик, бывший некогда другом Дягилева и, как сегодня принято говорить, был спонсором и Шаляпина, и Анны Павловой, сказал: «Когда-то я первым привез в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть...»
Вскоре он действительно умер. Но мы, ныне живущие, хотели бы чаще видеть Надежду Павлову на сцене. Век балерины так короток. А нам выпало счастье жить в одно время с великой танцовщицей."
* * * *
Сегодня по-видимому, не слишком изменились методы воспитания и образования в хореографических училищах.
Очень страшно читать такое:
Девочки боялись, что вырастет грудь, начнутся месячные»
Будущие балерины терпят унижения, голодают и сводят счеты с жизнью
В начале октября покончила с собой 14-летняя ученица Московской государственной академии хореографии. Позже в редакцию «Ленты.ру» обратилась бывшая студентка учебного заведения. По ее словам, не последнюю роль в трагедии сыграли жесткие, а порой и жестокие методы обучения, принятые в балетной школе. В руководстве академии произошедшее назвали несчастным случаем и попросили не акцентировать на нем внимания, но девушка рассказала, почему не верит, что трагическая смерть ее знакомой была случайной.
читать дальше:
https://m.lenta.ru/articles/2017/11/13/swans/ * * * * *
К шторам спальни прикоснулся первый робкий луч рассвета.
Спят пуанты у кровати, рядом с куклой, на полу.
А в кроватке - балерина, лет семи, Елизавета
Тоже спит, во сне танцуя на «взаправдашнем» балу.
Словно две лианы - руки, и тонки, как стебли, пальцы.
Нежно вздрогнули реснички. Растворилась в дымке ночь.
Мама в комнату заходит, поправляет одеяльце
И не может наглядеться на «танцующую» дочь.
Снятся маленькой принцессе лебединые озёра,
Снится девочке Щелкунчик и красивые цветы.
Просыпайся. Все желанья могут сбыться, даже скоро.
Если очень постараться, то сбываются мечты.
[Надя Ораевская ]