Голдратт. Цель. Десять лет спустя.

Mar 02, 2021 22:06

15 лет назад Маркус Бэйкер (simpletest, phemto) заканчивая свои публикации в журнале phpArchitect в связи с рождением ребенка, написал на последок -- ребята, прочтите книгу Э.Голдратта "Цель". Я прочел, мне очень понравилось, я даже написал об этом (https://fantaseour.livejournal.com/51208.html).

С тех пор я многократно возвращался к этой книге, к ее продолжениям. Перечитывал переосмысливал. Откладывал закладки.


Когда я был фрилансером, я пробовал искать бутылочные горлышки, получалось плохо, потому, что дедлайн был непрерывный. В компаниях, где я потом работал, бутылочные горлышки замечали, но сделать ничего не могли. Одна из причин, -- Голдратт предлагает бороться с ограничениями (бутылочными горлышками) тем, что все остальное должно работать в ритме этого ограничения, чтобы оно не простаивало.

А что это значит? Значит, что некритичные места не просто могут, но и должны простаивать, чтобы обеспечить нужный ритм работы. И вот на этот простой не может решиться ни один менеджер! Не знаю смог бы я, например? Потому, что это в инстинктах человека. Простой -- это потери.

По Голдратту получается, что если утилизация ресурса 100%, то вместо работы делается суета, заменившая собою цель (зарабатывание денег например).

Думается, что эджайл должен при правильном применении использовать методики, описанные в этих книжках. Однако нормального эджайла я в жизни не видел еще. Везде это выглядело как "заставим программиста писать больше отчета, будем меньше планировать, порежем время программиста на кусочки по 15 минут и пусть бизнес бьется за выделение себе этого ресурса, челмесы да (привет, Ф. Брукс).

Есть надежда, кстати, что в Сбере я смогу увидеть если не целиком, то хотя бы фрагментами хороший эджайл. Поскольку первый раз я вижу, что над процессом поработали и много поработали.

Хочу поделиться ссылками.

Итак, сами книги теперь легко купить в электронном виде:

I Книжки

Литрес:

1. Голдратт https://www.litres.ru/eliyahu-goldratt/elektronnie-knigi/ ( Цель. Процесс непрерывного совершенствования, Цель-2. Дело не в везении, Критическая цепь)
2. Последователи Голдратта: https://www.litres.ru/dzhef-koks/novaya-cel-kak-obedinit-berezhlivoe-proizvodstvo-shest-sigm-i-t/ (Новая цель про скрещевание TOC и популярных методик вроде ЛИН, Сигм и т.д.)

3. Есть Цель 3 про ИТ-мир. И ее почему-то не купить. Можно нагуглить в дурном, нечитаемом виде пиратскую.

В книгах идеи изложены в виде безнес-романов, чем-то похоже на Хейли (Голдратт нанимал для этого профессионального писателя!). С одной стороны читается легко, с другой стороны хочется дочитать роман и сложно разбираться, когда концепции становятся более сложными.

В интернете есть сайт, где автор (Dr K. J. Youngman), разбирает прямо по косточкам все, что есть в книжках этих и сопутствующих с картинками. И многое становится понятно. Единственное, там новозеландский английский, который немного трудно читать. Все хочу законспектировать для себя.
https://www.dbrmfg.co.nz/Overview%20Preface.htm

II Стог сена
Интересный разбор из книжки про Стог сена (книжка не издавалась у нас), но скорее всего самое интересное это именно задачка:

Задача: https://tocpeople.com/2014/02/sindrom-stoga-sena-12/
Внизу есть ссылка на решение.

III Симулятор голдратта

В интервью Голдратт рассказывает, что они и симуляторы писали, и получалось успешно. 15 лет назад найти не получилось, сейчас я нашел:
Видео и в описании -- ссылка на скачивание симулятора: https://www.youtube.com/watch?v=zZqotxA8_t4

При своей примитивности, довльно интересная игрушка при наличии методичек с задачками. Я поглядел видео, но уже немного успел позабыть

IV Еще один симулятор и книга к нему



Toc Executive Challenge: A Goal Game Paperback - June 1, 2007 (https://www.amazon.com/Toc-Executive-Challenge-Goal-Game/dp/0884271862). Я купил до пандемии. Но по дороге диск с программой разбился. Автор мне ответил в фейсбуке и прислал работающую программу.

Если покупать сейчас, то можно купить тут -- все электронное, не надо ждать, ничего не сломается:
https://goldratt-toc.thinkific.com/courses/a-goal-game (25.95 фунтов)

Может сделаю видео с пояснениями. Когда процесс виден в движении, ощущения не такие, как при чтении. Пока вот это нашел поиском:

image Click to view



V Flying Logic

Для рисования грозовых туч, есть интересный инструмент Flying Logic (тоже стоит денег -- $269)

Выглядит очень симпатично! Про нее есть статья на Хабре
Теория ограничений в интерфейсах (кто убил старого графа?) (https://habr.com/ru/company/docsvision/blog/277339/)

toc, goldratt

Previous post Next post
Up