Франсуа Олланд, в свою очередь, предпочел бы портвейн
Журналисты, которые пришли в Кремль на переговоры Владимира Путина с Франсуа Олландом 28 февраля пытались почувствовать, потеплели ли с момента первой встречи отношения российского лидера с французом, который во время своей предвыборной компании обещал усмирить Путина. Президенты, в свою очередь, измеряли градусы алкогольных напитков, которые могут помочь им в сближении позиций по ситуации в Сирии.
Во время подписания 11 документов по итогам переговоров (среди них, в частности, соглашения о сотрудничестве в космической сфере, автомобилестроении, фармацевтике и культуре) Путин и Олланд на друг друга почти не смотрели. Каждый читал собственный вариант заявлений для прессы, периодически вставая, чтобы пожать руки подписывавшим. Но и холодом от их взглядов друг на друга вроде не веяло.
На последовавшей затем пресс-конференции французский журналист не выдержал:
- Во время предыдущей встречи (в начале 2012 года - В.П.) мы увидели, что между вами ведется искренний диалог, но не очень теплый. Сегодня вы вновь сидите бок о бок, вы искренне говорите с нами, но я не заметил увеличения тепла.
- Подойдите поближе и вы почувствуете, - предложил Путин.
- Президент Путин всегда так искренне отвечает на вопросы, - явно не был готов обогреть представителя прессы Олланд. - Я со своей стороны это тоже делаю со всей искренностью и теплотой, на какую способен. Мы сегодня встречаемся второй раз, мы несколько раз говорили по телефону в перерыве между этими визитами. Самое простое в общении с президентом Путиным это то, что он прямо говорит о том, что думает. Поэтому очень просто найти точки соприкосновения и совпадение мнений, если это вообще возможно.
Впрочем, после обещания Путиным поддержки в выводе французский войск из Мали, Олланд, похоже, немного оттаял. Поскольку старательно обходил вопросы, связанные с соблюдением прав человека в России (еще один его предвыборный конек) и утром, в эфире российской радиостанции, и вечером во время пресс-конференции. В Кремле на просьбу оценить ситуацию с правами человека в 2012 году, Олланд дипломатично отвечал: «Желание заботиться о соблюдении прав человека всегда присутствует в нашей внешней политике. Но не мне делать оценку - я просто констатирую факты. Когда существуют какие-то несоблюдения - я и говорю об этом открыто. Говорю это для того, чтобы ситуация была исправлена, а не для того, чтобы просто побряцать оружием и забыть».
Путин, в свою очередь, считает, что в минувшем году не было какой-то «особой ситуации с правами человека». Были избирательные кампании, во время которых «всегда происходит обострение политической борьбы», но «я не думаю, что в России что-то в 2012 году в этой связи изменилось».
В сирийском вопросе, впрочем, позиции лидеров не изменились. Олланд по-прежнему считает, что с Башаром Асадом проблематично сотрудничать. Путин - что урегулирование ситуации в Сирии невозможно в обход действующих властей.
- Если мы будем продолжать оставаться на этих позициях, вряд ли мы придем к какому-то сближению позиций. Сейчас мы ищем политический диалог, - подытожил французский президент.
- Мне показалось, что здесь не только без бутылки хорошего вина, тут без бутылки водки не разобраться сразу. Нам нужно еще посидеть и подумать, - предложил оригинальный способ поддержки политического диалога Путин.
- За бутылкой порто лучше всего! - оживился сидевший большую часть времени с каменным лицом Олланд. Напомню, портвейн в свое время получился из добавления в вино более крепких напитков, так что предложение французского президента можно считать компромиссом. По крайней мере, в выборе алкоголя.
Шуточный вариант гарантированного согревания отношений Путин закрепил вполне реальным подарком Олланду. Как выяснил «МК», в рамках традиционного обмена презентами между лидерами во время визитов, российский президент передал французскому гравюру с видом Кремля.