Быть Хозяйкой или важность женских инициаций

May 17, 2013 11:05

Состояние Хозяйка относится не только к кухне и дому, это состояние позволяет управлять своей жизнью, быть хозяйкой себе в первую очередь. То есть, если я хочу управлять жизнью, то я должна находиться в положении хозяйки, если я этого не делаю, то кто это делает за меня? Кто занимает хозяйское место, удачно усевшись на троне, кто управляет мною и моими (моими ли?) свершениями?

У всех по разному, у кого-то родители, которым хочется что-то доказать - их вроде бы и нет давно уже в жизни, и живете раздельно, но, парадокс, занавески вешаются те, которые бы понравились маме, хотя мама и была в этом доме 2 раза в жизни, у кого-то вообще толком неизвестные люди.

В любом случае, если я хочу быть хозяйкой, если я хочу управлять своей жизнью, то я действую из разума, а не из обид и чужих образов. Когда я смотрю из обид и чужих личин, я не вижу всей картины в целом, а если я не вижу картины в целом, как я могу ею управлять?
«Если не ты управляешь реальностью, то реальность управляет тобой».

http://vk.com/vedjena

Стать Хозяйкой может только зрелая женщина, прошедшая все инициации (переходы), связанные с разными периодами жизни. Переход связан с умираем в прежнем состоянии и возрождением в новом статусе. В переходе происходит отсечение всего отжившего, "хвостов" прошлого, которые могут мешать в новом периоде жизни.

Основные фазы жизненного цикла человека складываются из 5 частей, которым соответствуют следующие возрастные категории - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики. В Традиции принципиальная значимость придавалась всему тому, что способствовало поэтапному "вживлению" ребёнка в мир его родителей, семьи, рода. Все, что происходило впервые, должно было моделировать разные аспекты жизни по принципу подобия.

Женские инициации в Беларуси

Рождение
Первая ступень начинается с приходом дитя в мир.

Когда рождалась девочка, то над нею читали молитву "Песня Пресвятой Богородицы". Существует поверье, что ребёнок изначально не имеет пола, и потому обычаем половой идентификации является перерезание пуповины девочки ножницами и перевязывание ее на предмете, который символизирует женское занятие - на веретене. Так закрепляют пол дитя. Таким образом происходит и присоединение новорожденного к отчему дому.

Важным компонентом обрядов, которые сопровождают начало человеческой жизни, является купание ребенка. В этом ритуале, как и в других связанных с водой, положена одна и та же идея - "стирание" или смывание предыдущей информации и ее перекодировка в связи с получением нового социального статуса. С момента рождения и до первых 40 дней жизни чадо будет проходить 3 этапа "стирания" информации и последовательного вживления в пространство семейного существования. Самым первым этапом "очеловечивания" новорожденного является первое купание - смывание следов его недавней внутриутробной жизни. Бабка-повитуха омывала младенца, смывая с него все "нечеловеческое", поправляла носик, осматривала головку, формируя его вид. Магические действия, которые сопровождают первое купание дитя, содействуют положительному влиянию на его судьбу и характер. Затем происходит следующий акт присоединения к сфере культуры - чадо одевают, пеленают в пеленки, только из старой родительской одежды, а сверху опоясывают красным поясом - оберегом от сглазов.

Следующим обрядом является первое ритуальное купание, которое проходит на 9 день после рождения. Оно призвано продолжить процесс программирования важных аспектов будущей жизни. После первого ритуального купания девочки воду выливали под вишню, чтобы новорожденная была такой же стройной и красивой. На Полесье воду выливали за порог, чтобы в своё время вышла замуж - "пошла скорей из дому".

Ритуал посвящения чада в состав своей семьи

Чаще всего этот обряд исполняется следующим образом: дитя купают, одевают во все белое, перевязывают красным поясом-оберегом и трижды по солнцу обносят вокруг стола, чтобы ребенок любил родителей и родительский дом. На столе лежат хлеб-соль. В доме готовится праздничный обед, который всегда завершается обрядом "Бабина каша". Кашу варит бабка-повитуха. Перед тем, как поставить ее на стол, она просит за нее выкуп. Гости начинают активно торговаться, но последнее слово всегда остается за старшим мужчиной в семье. Он должен так поставить глиняный горшок на стол, чтобы тот раскололся на несколько частей. После этого каждый из присутствовавших берет по ложке вкусной и сладкой каши.

Одним из обрядов инициации можно считать и первый постриг ребёнка. Этот обряд обозначает момент перехода дитя от опеки матери к воспитанию отцом или племенем. Обряд необходимо осуществить в тот день, когда чаду исполнится ровно год. В день рождения или назавтра мать, отец, а возможно, бабушка крестоподобно выстригают на затылке ребёнка несколько прядей волос, аккуратно складывают их в платок, перевязывают красной нитью и кладут в красный угол дома. Когда дочка выходит замуж, пряди волос отдают ей, чтобы она навсегда оставила отеческий дом, успешно вышла замуж.

В 3 года девочке впервые давали веретено и прялку. Это было сакральное действие, и первой нитью, которую спряла дочка, мать опоясывала ее в день свадьбы, чтобы защитить от сглазов. Прядение ассоциируется с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

Обычно до 7 лет дети обоих полов ходили в одних сорочках, и мальчик от девочки отличался только длиною волос. Существовал обряд перехода от младенчества к детскому возрасту - первое одевание юбки.


Перед тем, как впервые одеть девочке юбку, в присутствия членов семьи сначала подстилалась старая юбка матери. Девочкам предлагали переодеться. Взрослые наблюдали при этом, как они одеваются. Верным признаком долгой жизни считали наибольшую упёртость дитяти при этом. Первую юбку, когда она была доношена, сжигали.

Из девочки в девушку
По окончанию подросткового возраста девочки должны получить полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. С достижением брачного возраста проводился обряд, связанный с первым одеванием на девушку понёвы (предшественницы юбки). Обряд исполнялся публично и принадлежал к циклу празднований, связанных с совершеннолетием молодежи, с их переходам к категории взрослых участников общества.

В некоторых регионах на Юрья, на Троицу и т.д. девчата брачного возраста собирались на поле, умывались росой, угощались молоком и т.д. На троицко-сёмушные празднования березовые рощи становились местом духовной инициации девчат брачного возраста. В четверг троицкой недели они собирались группами и кумились, т. е. выбирали себе подруг на год, с которыми во время свадьбы они будут должны распрощаться, что хорошо отбилось в обрядовых текстах. Девчата шли "завивать березки": пригибали верхушки двух близко стоящих деревьев и попарно сплетали их в венец, а затем исполняли обряд кумления - каждая со своей подругой проходила через созданною арку. Этот ритуал и символизировал смену социального статуса их участников.

Женитьба
В исконной народной традиции жених и невеста одевали одежду белого (светлого) цвета, который символизировал переход молодоженов из одного состояния в другое, из юношества во взрослую семейную жизнь. Но одежда молодоженов включала и элементы (пояс, вышивка, прошва, украшения и т.д.), какие были выполнены и красным цветам, которым молодожены охраняли-экранировали себя от присутствующих.

Накануне самой свадьбы, в субботу вечерам, в доме невесты справляли "сборную субботу" ("девичий вечер", "паненский вечер", "венки", "сборный вечер"). Сборная суббота была своеобразной границей в характере жизни и социальном статусе девушки. Она прощалась со своей девической жизнью, со своими лучшими подругами, лишалась права присутствовать вместе с ними на гулянках добрачной молодежи.

Обряд деления каравая практически завершал этап перехода молодоженов в другой социальный статус. Теперь они уже становились мужем и женой, которым надо было продолжать род и обеспечить его благоустройство. Делили каравай крестные отцы молодожена. Середину или верхнюю часть его вырезали и оставляли молодоженам, затем одарялась семья молодоженов, начиная с родителей, а затем уже вся родня.

После дележки каравая к невесте подходила мать молодожена, снимала с нее фату (символ девушки) и повязывала 2 атрибуты женской участи: платочек и фартучек. Фату на несколько минут передавали старшей подружке невесты, а затем вешали на стену около икон.

Роды
Роды оформлялись в сложный многоэтапный обряд.

Комплекс действий во время самих родов направляется на облегчение страданий роженицы и на более легкое появление ребёнка. В частности, по аналогии с родовыми путями женщины открывались окна, двери, заслонка, развязывались пояса, открывались замки. Во время родов стремились развязать все узелки на одежде роженицы, распустить ей волосы. Выбор места для родов предусматривал не только изоляцию роженицы от неугодных взглядов, но и ориентировались на "выделенные места" - баню, хлев, гумно. Постукивая ногами по полу, а метлой в потолок, переступая порог, обращались за содействием к домашнему духу и предкам вообще. Роженица считалась "нечистой", ведь еще 40 дней сохранялась ее связь с потусторонним другим миром. Чтобы ни навредить роженице, к неё ни допускали других беременных женщин и больных людей. Когда начинались роды, то стремились никому про это не говорить, чтобы ни наслать на роженицу лишние страдания.

Повсюду в Беларуси, чтобы отогнать злые силы от роженицы, повитуха клала ей в кровать металлическую вещь или обвязывала ее красной нитью.

Смерть
Смена статуса индивиду происходит при использовании ритуальной функции воды. Омывать и одевать покойника приглашали взрослых людей: к женщине - женщин. Воду, которая обладала разрушительной энергией, выливали под печь, под угол дома, около забора, где никто ни ходил. Женщину одевали в чистое нательное белье, поверх которой одевали сорочку, юбку, шерстяную или льняную поневу, кофту, передник. На голову женщине повязывали платок, повойник, надевали чепец или шапочку, сшитую с нового отбеленного холста. На ноги женщине обували чулки или носки с лаптями или ботинками. Мытую и одетую покойницу-женщину клали на скамейку, которая находилась слева или напротив входа в дом. Сверху покойника покрывали белым холстом.

Источник

инициации, Традиции

Previous post Next post
Up