Low Carb High Fat (“меньше углеводов, больше жиров”) - система питания, основанная на единственном элементарном принципе: есть как можно меньше сахара и крахмала, и как можно больше цельной еды, богатой жирами, белками и пищевыми волокнами.
На сайте gogol.tv («Говорящие головы») состоялась очень интересная дискуссия между главным редактором нашего сайта Кареном Шаиняном и психологом и психотерапевтом Светланой Бронниковой, автором книги «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть».
Посмотреть ее целиком можно
здесь. Она довольно длинная (57 минут), но интересная, насыщенная и информативная.
Если у вас нет времени на просмотр, то достаточно просто послушать - например, в машине по дороге с работы, или в наушниках на прогулке.
Мне уже приходилось сталкиваться с приверженцами концепции «интуитивного питания» и даже вступать с ними в интернет-дискуссии. И я не могу сказать, что эта идея вызывает у меня какое-то резкое отторжение. В ее основе лежат симпатичные и во многом разумные принципы: выйти за рамки «диетической» ментальности, перестать мучить себя запретами, уважать свое чувство голода и чувство насыщения, есть по физическим, а не по эмоциональным причинам, уметь принимать генетические особенности собственного телосложения и не быть слишком строгим к самому себе. Все это очень похоже на то, как питались наши предки на протяжении большей части истории человечества, как биологического вида. Мне очень сложно представить себе пещерного человека, сознательно ограничивающего себя в калориях, и мучающегося сомнениями: не слишком ли много насыщенных жиров в этом куске мамонта? Наши далекие предки безусловно уважали свое чувство голода, хотя я не уверен в том, что у них всегда была возможность удовлетворить его. И если бы мы по-прежнему жили в мире, где еду нам посылает природа и подсобное хозяйство, то интуиции и этих простых принципов было бы более чем достаточно для организации своего питания. Но у меня вызывает сомнения жизнеспособность этой идеи в современном мире, где нас обеспечивает едой гигантская пищевая промышленность. В этом мире нас окружает неимоверное количество продуктов, многие из которых являются относительно новой добавкой к нашему рациону - тот же сахар, например, и любые продукты, куда его добавляют. Или продукты, основным питательным элементом которых является крахмал. Можно ли полагаться на свою интуицию и свое чувство голода, когда в нашу кровь периодически поступают ударные дозы глюкозы и мы постоянно качаемся на «инсулиновых качелях»? А что делать людям, испытывающим зависимость от сахара? Мы можем легко догадаться, что именно им подсказывает интуиция.
Я это очень хорошо помню по себе: до перехода на LCHF я завтракал мюслями/хлопьями/овсянкой и кофе с бутербродами. Чувства сытости хватало ровно на два часа и с я трудом досиживал на работе до обеда. А между обедом и ужином я еще и шоколадку, как правило, съедал. Теперь я практически перестал обедать - просто потому что к обеденному перерыву еще не голоден, а между завтраком и ужином у меня обычно проходит от 8 до 12 часов. Значит получается, что чувство голода очень сильно зависит от того, что мы съели до того и мы можем им управлять. Мне даже кажется, что сейчас я ем более интуитивно, чем раньше, т.к. мой организм требует еды тогда, когда он действительно голоден, а не тогда, когда у меня, из-за того, что я перебрал углеводов, сначала резко взлетел, а потом столь же резко упал сахар в крови. Да и один из ключевых принципов LCHF звучит вполне интуитивно: «ешь когда голоден и переставай есть, когда чувствуешь насыщение».
Исторический опыт показывает, что как только цивилизация приходит в сообщества людей с традиционной системой питания, современная промышленная еда довольно быстро побеждает и традицию, и интуицию. Так можно ли ожидать, что интуиция победит у нас - жителей общества, «вскормленного» пищевой промышленностью? Или все-таки людям нужен простой и понятный набор правил пищевого поведения?
С другой стороны, не лишена оснований и основная претензия сторонников интуитивного питания к всевозможным диетическим системам: любой запретный плод сладок и рано, или поздно, человек устает от запретов, срывается и по-новой набирает потерянные килограммы. То, что так как правило и происходит, говорят результаты британского исследования, о котором мы недавно
писали. Но может проблема в том, что все основные стратегии потери веса до сих пор были связаны с серьезным ограничением калорийности, а противостоять постоянному чувству голода практически невозможно (Майя Плесецкая с ее знаменитым «сижу не жрамши» - редкое исключение). А как обстоят дела с ограничением углеводов? Насколько трудно оно дается? Чувствуете ли вы угрозы срыва и возврата к высокоуглеводной еде? Про себя могу сказать, что я никакой тяги к сахару и прочим углеводам не чувствую. Без проблем пью кофе в кафе, где все вокруг едят пирожные. На вечеринках легко игнорирую десерты, хотя раньше не мог перед ними устоять. В общем, я никакого риска сорваться не вижу, LCHF для меня абсолютно комфортный стиль жизни и я не собираюсь его менять. А как обстоят дела у вас?
Сэм Клебанов http://lchf.ru/7032