Официальной датой основания города Витебска считается 974 год. Из последних исследований археологов следует, что Витебск возник еще до Рождества Христова на месте нескольких близлежащих поселений. Бароники (5 в. до н.э.), Зайцево (8-7 вв. до н.э.), Лужесно (8-7 вв. до н.э.), Мяклово (7 в. до н.э.) дали очень богатый и интересный материал археологических находок.
Древнейшие, чем Витебск
В конце первого тысячелетия от Рождества Христова на севере Витебщины уже жили гордые и непокорные кривичи. С 5 века до н.э. на левом берегу Лучесы среди других существовало городище днепро-двинской культуры Бароники. Овальное городище размером 74 на 42 метра было укреплено небольшим валом.
Найдены были там и ямы от жилищ столбовой конструкции. Это уже когда строили не полуземлянки, а настоящие дома. Столбы по углам закапывали в землю, а стены потом закладывали или бревнами, или ветками, или другим подходящим материалом. В середине такого жилища разводили огонь и жили по принципу, который дошел до наших дней в черных банях, так же как и в черных избах: дым выходил через отверстие в потолке. Глиняные пряслицы (праслiца - глиняный или каменный грузик с отверстием в центре, который надевали на веретено, чтобы увеличить инерцию его верчения. Его обычно делали шаро- или грушевидной формы, украшали несложными орнаментальными узорами, реже - надписями) рассказывают любопытному о налаженном изготовлении тканей. Тем более, что лучшая гладкостенная керамика, найденная там же, иногда была покрыта штрихами или оттисками самотканого текстиля. Каменные клинообразные топоры из Бароников могли бы рассказать о традиционном бережном отношении к орудиям труда, что достались от предков. Или даже о сакральном значении таких приспособлений, память которых сохраняла как первую охоту на мамонта, так и легендарное убийство врага или колдуна ритуальным каменным топором.
Очень впечатляет и находка железного топора, похожего на скифский. Это говорит или о торговых, или о военных контактах кривичей с южными племенами. А именно - по водному пути по Лучесе до Днепра и дальше. И можно было бы подумать, что этот топор - трофей. Однако рядом найден железный нож с горбатой спинкой, точильный брусок и скарб из трех проволочных височных колец с подвесками местного типа украшений. Выходит, что уже работали тут кузнецы, вытягивали проволоку, изготавливали железные приспособления, и даже имели способы держать их в надлежащем для использования виде. А бронзовая подвеска 5-4 вв. до н.э. из городища Бароники не только прекрасно обогащает коллекцию археологии Витебского краеведческого музея, но и множество изданий о поозерских древностях.
Как век городу продлевается
Непосредственно железо человек знал давно. Однако это было метеоритное железо. От этих «небесных камней» отделяли куски железа для ножей, наконечников, стрел и гарпунов. Древние летописи рассказывают об оружии из «металла неба», которое могло принадлежать только жрецам, поводырям и героям. И даже когда начали обрабатывать местное сырье из болотных руд, ценность железных орудий не утратила свое сакральное значение. Именно через железный нож нужно было перекинуться оборотню, чтобы превратиться в человека и наоборот. Да и весьма существенное облегчение давало использование таких инструментов почти каждому человеку. Практически божественную помощь.
Поэтому с особенным уважением относились и к профессиональным обработчикам железа - кузнецам. Даже то, что кузнецы раньше, чем остальные мастера перешли к другим занятиям, придавало им дополнительную таинственность. Они совершенствовали свои навыки в свободное время и им было некогда заниматься натуральным хозяйством. Через таинства профессии их стали называть ведунами, связанными с богами огня и даже с темными силами. Кузни ставили дальше от основных жилищ, что не позволяло наблюдать за таинственными действиями волшебного превращения кусочка руды в красивые предметы. И то, что от кузнецов отделились ремесленники, которые могли делать мелкую пластику, ювелирные украшения и даже амулеты, привело к их особенному уважению. В результате они становились мастерами-жрецами. Они, по мнению современников, могли перековать здоровье, способствовать свадьбе, ворожить, отгонять злых духов от жилища. Им подчинялся даже Кон, ибо только они могли при необходимости перековать старого в молодого, больного в здорового, изменить судьбу человека.
Сейчас не известно, какую роль играла найденная в Барониках подвеска из краеведческого музея. Однако солярная символика и крестообразное распределение спиралей бесконечности вокруг нее может означать ее предназначение как оберега или амулета для какой-нибудь горожанки, жительницы гордого племени кривичей. А уже после присоединения Бароников к границам места, мы можем с археологической точностью сказать о древнем 2800-летнем городе Витебске.
окт. 2011
Светлана Баранковская
Перевод с белорусского Татьяны Гусаковой.