Оригинал взят у
tradtextil в
Русские прялки и фрактуры пенсильванских немцев. Повод поговорить о терминологии.Журнал свой я не в состоянии вести, потому как проекты как стояли частоколом, так и стоят, а дела продвигаются медленнно. Куда денешься - вечное TTT = Things take time...
Однако ж я тут как-нибудь быстренько изложу...
Начну с терминологии. В книжке я об этом писала, но вскользь. Пришлось мне там излагать, что я понимаю под термином "изобразительный мотив", потому как официозная "наука" что только не напридумывала по этому поводу - аж читать стыдно, а грамотно введённого термина как не было, так и нет, как и нет самой науки...
Знакомая всем нам и любимая нами маленькая книжка (
http://tradtextil.livejournal.com/3071.html) - каталог разгромленного глобалистами (эвфемизм, конечно) Музея народного искусства (
http://tradtextil.livejournal.com/38798.html,
http://tradtextil.livejournal.com/41510.html ) по факту трактует это словосочетание естественным образом. Но, кажется, всё естественное на этой замечательной книжке и заканчивается. И дальше кто во что горазд. А во что горазды недоученные и статусные граждане лучше далеко не погружаться - вера в человечество и прогресс рухнет и больше никогда не восстановится...
Всегда умиляет меня детская классификация - изобразительные мотивы бывают геометрические, растительные, зооморфные ну и далее там - смотря по прыти авторов.
Ежели автор не сильно прыткий, то из числа изобразительных мотивов может исключить, например, только геометрические мотивы, а некоторые авторы попрытче исключают даже растительные мотивы. То есть мотивы у них бывают геометрические, растительные, орнито-, террато-, зоо-, антропоморфные и ... изобразительные. Читала я разный бред по этому поводу читала, удивлялась-удивлялась и вот какое объяснение этих удивительных извивов "мысли" пришло мне в голову... Просто тётенька, которая только и может, что мычать, не смогла промычаться до того, чтобы назвать эти мотивы, которые не геом, не растит, не зоо-орнито-террато-антропо, нарративными (считаю, что не грех не использовать здесь полноценный русский перевод - повествовательные, дабы не засорять наш язык добавлением лишних смыслов к нашим словам, а ввести для частных новых значений латинские слова). Если б домычалась - тогда не пришлось бы изумляться, почему у сильно умных тёть растительные и даже зооморфные и т.д. мотивы оказались не изобразительными. Впрочем, классификацию это не спасло бы всё равно. Потому как это никакая не классификация. По многим причинам, например, хотя бы потому, что эти классы имеют пересечения, к тому же есть мотивы сложные, включающие в себя разные мотивы.
У-у-у-ужас...
Ну да оставим официозную "науку" там, где она есть. Стоит подумать о том, как ввести термин "изобразитеьный мотив" разумно.
Я думала об этом в разное время - каждый раз, когда случалось мне читать мычанье очередной сильно умной тёти.
Оно конечно - разумно оговорить в своих опусах, как я это дело понимаю и в каком смысле употребляю этот термин,и после уже, не оглядываясь на мычащий официоз, излагать то, что хочется изложить так, как считаешь разумным. Собственно, другого выбора и нет.
Но вот как-то хочется согласия какого-то, возможности обсуждать всё это, будучи понимаемой, и за пределами бумажных книг. Глупо, а всё равно хочется. Вот абсурд-то!
Отдавая себе отчёт в абсурдности стремления к разумности, продолжаю свои рассуждения о том, как можно было бы ввести термин "изобразительный мотив".
Поначалу я не напрягалась и лишь потом, когда погрузилась во всё это, до меня дошёл весь ужас сложившейся в терминологии ситуации. Действительно, возьмём "древо жизни". Кто только и что только под эти термином не понимает и какие значения не приписывает - тушите свет!!! А в результате порядочному человеку теперь и употреблять-то этот термин нельзя - потому что совершенно непонятно, в каком значении следует понимать этот термин. Шизотерия такая махровая, что ой... И что теперь - "отдавать" термин на растерзание, запираться в слоновью башню и вводить свои собственные термины для всего??? А вот не отдавать. Не отдавать и использовать в науке об изобразительном народном искусстве в оговорённом смысле. Смысл этот я в книжке кратенько попыталась изъяснить, возможно в издании 2-м, испр, доп и перераб можно будет добавить акцент на главном - на вопросе структуры.
Действительно, путаницы не будет, если именно в коммуникациях по поводу народного искусства (хотя бы) определить древо жизни как изобразительный мотив, обладающий набором неких основных признаков:
- наличие центрального вертикального ствола
- наличие хотя бы пары симметричных боковых ветвей, от этого ствола исходящих
- симметрия
- однозначность определения направления снизу вверх независимо от расположения этого мотива на предмете.
Ну или как-то получше-поизячней это сформулировать - это уже не столь важно.
И тогда древом жизни будет и малюсенький минималистский пси-элемент, и огромная городцовская композиция, где смешались в кучу не только кони-люди, но и птицы, олени и прочая...
И когда мы будем что-либо называть древом жизни ясно будет, что речь идёт о структуре. А потом уже говорить о семантике - она для разных древ будет таки не одна и та же!!!
Мух надо отделить от котлет Обозначение структуры надо отделить от обозначения семантики - это непреложно!
Ну вот теперь после наболевшей намозолившей нам душу темы перехожу к частному поводу. Просто рассказывая об этом поводе, надо говорить "изобразительный мотив". Вот и пришлось очередной раз ввергнуться в пучины терминологического ужаса...
Повод прелестный.
Когда я искала народное искусство немцев, мне так никто и не помог. Сейчас уж накопала кое-чего. Конечно, у немцев осталось существенно меньше, чем у нас. Но вот есть, например, такая милая штука - фрактуры - изобразительные украшения рукописных текстов (это я так очень поверхностно и очень уязвимо определила, ежели хотите - вот тут люди именно определение дают, уот из фрактур:
http://frakturweb.org/pagebasic/whatisfraktur.html ). Смотреть их - одно удовольствие. Иногда, бывает, что предаюсь оному. Вот сегодня попалась мне такая фрактура:
(гуляйте здесь:
http://mhep.org/)
Два чудесных древа жизни по бокам.
Не стремясь доказывать, что всё это именно так и есть (то, что сейчас скажу), хочу провести некоторые параллели с русскими прялками, конскими дугами и вышивками.
Как видим, древо жизни зиждется на треугольном основании в косую шашечку. Прочитайте статьи Денисовой в Советской этнографии и Этнографическом обозрении (старые статьи написаны лучше, новые чуть хуже - в духе времени, не без наукообразной мутноватости) о языческих культовых сооружениях и храмах (три статьи есть здесь:
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=books&name=dictionary_item&dictionary=author&item_id=85 ). Это очень интересно! В частности, много внимания она уделила изображениям вот таких расчерченных в косую шашечку треугольных (шатровых) "сооружений" на русских прялках и конских дугах. Изображение одной прялочки я в книжке давала, у Денисовой - другие. И на дугах на конских они тоже часто бывают - на одной дуге на выставке "Архангельский обоз" в ВМДПНИ такую видела - снимать не давали, только рисуночек нацарапала - потом найду, здесь сканчик дам.
Сколько угодно есть и по-разному заштрихованных треугольных оснований у древ и в русской народной вышивке.
Мне показалось интересным совпадением с древами жизни на многих русских вышивках наличие центральной полости у этого древа, хотя здесь оно получилось как просто пересечение двух стеблей - ненавязчиво так. Но в полости - маленькое древо. Не натуралистично.
Ещё более интересной мне показалась вершина древа - маленькое древо жизни, венчающее "сигару". И показалось мне, что симметричные усики, отходящие от сигары, как-то могут коррелировать с усиками-рогами на "голове" древа жизни (эти древа с рогами на голове я так и называю - рогатицами) на пудожских тамбурных вышивках - таковых у меня в книжке приведено несколько. А теперь и ещё другие примеры появились.
Мож кажется, а мож в самом деле это след общего оригинала. Структура - вещь живучая!
Вот и всё, что привиделось.
И таки вижу в червячках, которые идут по всему бордюру, поперёк полосы расположенные S-образные знаки...
Мож потом картинки добавлю, они, конечно, просятся, но и дела укоряюще смотрят на меня неизбывным частоколом...