Козни. Последний сюжет Пазолини / La macchinazione, 2016 кино очень странное, даже для меня. И еще более странным выглядит его покупка для проката в России...
Click to view
Я так и не поняла за ради чего снят фильм - еще одна версия давней трагедии? Вот только мы видим финал, а никак не целую картину - мы не видим даже героев! Они мелькают на экране здесь и сейчас, какие-то обрывки информации о них, о стране, о времени, но если вы не знакомы хоть немного (я почти нет) с историей Италии после окончания второй мировой войны, то ничего не понятно - кто с кем зачем и почему это так важно. Мир то изменился за полвека, и уже надо рассказывать как оно было - не все бывали в римских трущобах.
Мне показалось, что режиссер закрывал давный гештальт перед собой, ему надо было выговориться на тему (он был личным помощником Пазолини и он то жил тогда - и ему не нужен рассказ о месте и времени). И он не сумел переступить через трепет и восхищение своим героем, и некоторые моменты явно "слиты" именно поэтому (например, преполагаемый любовник учится в школе - т.е. он скорей всего несовершеннолетний, еще и деньги за секс берет - и рассказано об этом в стиле "а чё такова" как со стороны героев, так и авторов фильма. И создается очень неприятное впечатление, что итальянское общество считает это нормальным...). Деликатность в изложении вышла фильму боком - слишком все красивенькое и гладенькое.
Есть в фильме один занятный сюжетный ход - якобы предполагаемого любовника зовут сниматься в кино, и достается ему роль убийцы пидора, и Пазолини даже помогает ему учить роль. Драматичный поворот, бесспорно, но все это как-то надумано и натянуто - ИМХО если все было как показано в фильме, то пара сотен баксов и накаких кинопроб, не из-за чего было огород городить - мужик ездил без охраны в очень стремные места, экспертизы ДНК тогда не было, фильм уже украли (даже если из-за него все было), книгу тоже можно было украсть.... за ради чего такие сложности? И это очень напоминает "
Год оружия" этим приемом - написать убийство, хотя подобные ходы не новы, но тоже Италия 70-х...
Фильм мог бы быть интересным фестивальным событием, но для этой категории он недостаточно скандален, не смотря на главного героя и рассказаные события: с одной стороны Пьер Паоло Пазолини скандален как режиссер и как личность, и его взгляды на жизнь весьма спорны, с другой - он плоть от плоти Италии середины 20 века с разрухой, трущобами, бедность, коррупцией, религиозностью, преступностью... и мы видели десятки фильмов и о преступности, и о коррупции, и о трущобах - сам Пазолини их снимал!
Нет ни новаторства в киноязыке, ни внутреннего стержня, того напряжения, что заставляет смотреть не дыша. Режиссер решил поиграть с фактурами и ракурсами, но вся это розовая матрица и якобы реализовавшиеся откровения весьма дешевый фокус, и не понятно зачем. Показать Пазолини провидцем? И что с того, если он действительно прав, и образование людям ни к чему, что это дает именно этому фильму - его убили поборники всегобщего бесплатного высшего образования?!? Реальная история и реальная трагедия, так и остались нераскрытым преступлением и фантазиями на тему. Режиссер не сумел вовлечь меня, как зрителя, в историю - мне не стало интересно кто же действительно убил и зачем. Я осталась ровно с тем же, что знала до того - Пазолини был забит до смерти. За преступление был осужден его предполагаемый любовник, но преступников было больше, мотивы мутные, обстоятельства запутанные, доказательств нет - одни домыслы. Фильм, в принципе, и не должен что-то доказывать - это дело полиции и суда, но заинтересовать героями, обстоятельствами, событиями - обязан. И если не интересно узнать героя и о герое, то нафиг такое кино.
Чего у фильма не отнять, так это красоты и выверености картинки, вот как-то сразу видно, что фильм итальянский, каждый кадр - хоть на стену вещай. Работа костюмеров превосходна. Актеры - прекрасны! Особенно прекрасен предполагаемый любовник - та самая простота, что хуже воровства... так сыграть это большой талант.
Я не разочарована просмотром, если могло так показаться. Но это кино не для удовольствия, а чтобы подумать, и надо смотреть подготовленным или хотя бы держать под рукой поисковик.