ГЕОПОЛИТИКА РУССКОГО ДУХА (Часть 1)

Aug 09, 2013 12:29


Геополитика русского духа в целом представляет собой динамику взлётов и падений русского народа в историческом времени, по возможности выявляет причины и силы, обусловливающие этот глобальный процесс, даёт ему как научное, так метанаучное объяснение.

В.Л. Петров, Институт Русской Геополитики. ГЕОПОЛИТИКА РУССКОГО ДУХА (Часть 1)

1. Введение. О понятии Русского духа
2. О содержании Духовного мира.
3. Под ранними символами Христианства
4. На пространствах Великой Евразийской Орды
5. За сюзеренитет Московии
6. Под символами Третьего Рима
7. Заключение. В борьбе с силами тьмы...

ВВЕДЕНИЕ. О ПОНЯТИИ РУССКОГО ДУХА

В книге получили определённое содержательное наполнение понятия «геополитика», в целом, и «русская геополитика», в частности. Что такое «Русский дух» необходимо обозначить хотя бы ввкратце, чтобы понимать о чём, собственно, речь. В сущности, понятие «русский дух» своего определения не получило, да и вряд ли может быть сформулировано в терминологии позитивистской науки. «Русский дух» в культурологии и ментальности - нечто трансцендентное, загадочное, неуловимое и непостижимое разумом, нечто скорее фольклорное, чем рационально-научное. Если мы хотим увидеть и почувствовать присутствие русского духа в неких рукописных текстах, то надо обратиться к авторам, которые работали по вдохновению, на которых снизошло откровение, и в озарении их рукой водил Дух Творца. В русской поэзии это прежде всего Пушкин, Лермонтов, Есенин, среди писателей - Достоевский, Аксаков, Данилевский и многие другие.
Пушкин утверждал:

«Я знаю дух народа моего;
В нём набожность не знает исступленья:
Ему священ пример царя его.
Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна»[1].

Природный русский интуитивно и априорно, на уровне национального сверхсознания знает, что такое «русский дух» и знает, когда его деформируют, пытаются выдать вместо него некий духовный суррогат. Выразить это глубинное, архетипическое знание средствами языка скорее всего невозможно, да и нецелесообразно, поскольку немедленно последует деструктвная реакция и диффамация со стороны русскоговорящих.

В данном разделе будем исходить из двух оснований - культурологической базы и трансцендентальной реальности.
Первая исходит из идеи В. Гумбольдта о том, что отдельные народы, подобно отдельной личности, имеют свой стиль поведения, свой характер. Что «дух народа» во многом определяет ход истории, а характер народа однажды сформировавшись, не зависит от времени.

И.А. Ильин считал, что «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племён и не искусственно слаженный "механизм" "областей", но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм… есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально-младшими братьями духовным взаимопитанием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия…»[2].

Вторая - восходит к идее Божественного Предопределения. «Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца, и в то же время, конец отрицающая. Это есть сила безпрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. Дух жизни... ”реки воды живой”… “Искание Бога”... Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в него как в Единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтоб у всех или многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый.

Признак уничтожения народностей - когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его Бог. Никогда не было ещё народа без ... понятия о зле и добре...

Народ - это тело Божие. Всякий народ до тех пор и народ... пока верует в то, что своим Богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя.

Если великий народ не верует, что в нём одном истина, если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал...

Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь Бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых богов.

Единственный народ - Богоносец - это русский народ!» - считал Ф.М. Достоевский[3].

Очевидный рецепт возрождения Русского духа дал Н.Я. Данилевский. Он верно считал, что «оскудение духа может излечиться только поднятием и возбуждением духа, которое заставило бы встрепенуться все слои русского общества, привело бы их в живое общение, восполнило бы недостаток его там, где он иссякает в подражательности и слепом благоговении перед чуждыми идеалами, восполнило из сокрытого родника, откуда он не раз бил полноводным ключом, как во дни Минина, и начал бить в более близкие к нам годины испытаний 1812 и 1868 годов. Для избавления от духовного плена и рабства надобен тесный союз со всеми пленёнными и порабощёнными братьями, необходима борьба, которая, сорвав все личины, поставила бы врагов лицом к лицу, и заставила бы возненавидеть идолослужение и поклонение своим открыто объявленным врагам и противникам. Совершить это в силе только суровая школа события, только грозный опыт истории. Эти целительные события, от которых придётся (хотим ли, или не хотим) принять спасительные уроки, уже восходят на историческом горизонте и зовутся: Восточным вопросом»[4]. За прошедшие полтора столетия Восточный вопрос закономерно и трагически конкретизировался в Русском вопросе: выстоит русский православный народ - тьма развеется.

Геополитика русского духа в целом представляет собой динамику взлётов и падений русского народа в историческом времени, по возможности выявляет причины и силы, обусловливающие этот глобальный процесс, даёт ему как научное, так метанаучное объяснение.

продолжение следует…

__________________

[1] А.Пушкин. ПСС. т. 7, с. 50.

[2] И. Ильин. Что сулит миру расчленение России

[3] Достоевский Ф.М. т.10, с.196…200

[4] Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». 6-е изд. СПб. «Глаголь», 1995, с.218

вера, развал, геополитика, развитие, политика, история, православие, душа, русские, возрождение

Previous post Next post
Up