Крик души: тарифы монополий допекли уже и... олигархов

Jul 25, 2013 13:54



Генеральный директор российского алюминиевого гиганта "Русал" Олег Дерипаска на днях написал и опубликовал на страницах издания "Коммерсант Деньги" статью "Снижение тарифов, или Новая парадигма развития экономики". В которой, по сути, дела признаёт, что произвол естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику. В результате чего, инвесторам просто невыгодно вкладывать свои средства в развитие реальных производств на территории России ...



Судя по всему, у Дерипаски накипело: "Большие объемы запасов природного газа перестают быть конкурентным преимуществом российской экономики. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Как следствие, заметно увеличиваются тарифы на тепловую энергию и другие коммунальные услуги, разгоняя инфляцию". А в результате, только рост цен на газ приводит к тому, что значительно дорожают такие социально значимые товары, как хлеб, сахар, яйца, мясо птицы. "В результате можно ожидать дополнительного скачка инфляции на 5% в 2016 году и на 3% в 2017-м", - прогнозирует внезапно озаботившийся социальными вопросами "алюминиевый магнат".

Схожие тенденции, удушающие любую производительную активность, наблюдается и в сфере отреформированной по лекалам Анатолия Чубайса электроэнергетики.  "Так, в алюминиевой отрасли - одной из самых энергоемких - затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла", что в результате подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов. Не намного лучше обстоят дела в сфере железнодорожных перевозок, где стремительный рост тарифов на грузовые перевозки выступает существенным фактором роста издержек промышленных компаний, отмечает Дерипаска. По оценкам российского "алюминиевого короля", только за период с 2007 г. железнодорожные перевозки подорожали на 74%, что блокирует экономический рост, душит производственную активность, разрушает единое социально-экономическое пространство и создает предпосылки не для роста, а для стремительного снижения объемов грузоперевозок.

Дерипаска, на удивление, предлагает достаточно грамотный выход из ситуации. "Необходимо ограничить ежегодный рост тарифов естественных монополий в ближайшие три года на уровне 75% показателя инфляции предыдущего года; отменить плату за подключение/присоединение инвесторов к объектам инфраструктуры; использовать политику тарифообразования в качестве механизма государственного стимулирования промышленного роста (предоставление скидок, эффективное использование механизмов тарифного коридора); в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях с присутствием естественных монополий, где это возможно; развивать практику долгосрочных договоров; установить общественный контроль качества услуг естественных монополий". "Стоит также отметить, что бизнесу в нынешних условиях не хватает длинных дешевых денег для инвестиций. В связи с этим государство должно взять на себя инвестирование в инфраструктурные проекты как проекты, отличающиеся большой длительностью и низкой доходностью", - взывает Дерипаска к большему вмешательству государства в экономику.

Складывается такое ощущение, что публикация гневной статьи Олега Дерипаски (одного из самых видных и активных российских олигархов), в которой он подвергает крайне жесткой и, что не менее важно, аргументированной критике политику финансово-экономического блока кабинета министров в области регулирования естественных монополий, стала чем-то вроде "крика души" от понимания безысходности и тупиковости проводимой учениками Егора Гайдара макроэкономической политики.

Другими словами, аппетиты российских инфраструктурных, естественных и разного рода псевдоестественных монополий, которые при полном попустительстве чиновников поднимают цены на оказываемые ими услуги на 15-25 % для конечных потребителей (как для рядовых россиян, так и для промышленных предприятий), достигли таких непозволительных высот, что стали несовместимы с существованием не только наукоемкой промышленности и высокотехнологичных производств, которых мы успешно лишились за двадцатилетие "рыночных преобразований", но и с существованием основной опоры российской экономики - добывающих производств. Другими словами, под угрозой оказываются даже сырьевые предприятия.

Более того, проводимая сегодня государством тарифная политика (а точнее её отсутствие и хаос) в области регулируемых отраслей становится несовместимой с жизнью всей российской экономики в целом. При существующих сегодня ценах на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, отопление и транспортные перевозки и динамике их повышения Россия становится неконкурентоспособна не только на фоне экономически развитых индустриальных стран с развитым научно-техническим, инновационным и производственным потенциалом, но даже на фоне коллег по БРИКС и прочих стран с развивающейся экономикой.

По сути дела, Россия стоит на развилке - либо форсированная модернизация инфраструктуры и развитие экономики, либо дальнейшая деградация, примитивизация и упадок.

Если Россия хочет вернуть себе статус активного и самостоятельного субъекта мировой экономики и политики, а не быть статистом и "мальчиком для битья", то требуется навести порядок в системе инфраструктурных и псевдоестественных монополий, обуздав их аппетиты и обеспечив их полную финансово-экономическую прозрачность, одновременно сократив произвол перекупщиков и минимизировав доходы в непроизводительных по своей сути спекулятивных торгово-посреднических операциях. В противном случае Россию ждёт глубокий и жёсткий системный кризис со сломом всей политической конструкции "вертикали власти", сопровождаемый окончательным превращением страны в сырьевую колонию, финансовый резервуар, свалку для подержанных автомобилей и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Если даже далеко не бедствующий Олег Дерипаска, тесно ассоциирующийся с сырьевым олигархическим капиталом, вкупе с его производственными предприятиями и "Русским алюминием" не могут поддерживать на уровне минимально необходимой рентабельности свои производства, то это говорит о том, что действительно, сложилась парадоксальная ситуация, когда не естественные монополии являются составной частью российской экономики и призваны исполнять какую-то важную социальную, инфраструктурную функцию, а по большому счету, Россия превращается в "дойную корову" наших же монополистов, из которой можно безответственно и безнаказанно выкачивать соки, извлекать колоссальные сверхприбыли.

Содержательная часть статьи Дерипаски абсолютная правильная и адекватная - придраться практически не к чему. Если не принимать во внимание коммерческие интересы самого Дерипаски и его заинтересованность в ослаблении позиций монополистов, а также тот факт, что его производственные мощности изношены на 60-70% (по экспертным оценкам на все 80%), а модернизацией, насколько можно судить, особенно никто не занимался даже в эпоху "тучных нулевых".

По поводу произвола монополий и удушающей любую созидательную экономическую деятельность видные российские экономисты били тревогу на протяжении последних 10-15 лет. Сегодня тарифная политика государства стала несовместима с жизнью даже наиболее привилегированных и приближенных к Кремлю олигархических кланов. Тот факт, что за последние 5-6 лет цены на газ для промышленных предприятий выросли в 2,6 раз, а электроэнергия подорожала в 2,5-3 раза, неприемлем. Это делает нерентабельной любую производительную деятельность российской экономики. Причем если раньше вымирали наукоемкие производства (по выпуску высокотехнологичной продукции Россия откатилась на 40-50 лет назад, а масштабы производства в 3-5 раз ниже, чем в 1990г.), то сегодня даже высокорентабельные добывающие производства, являющиеся фундаментом деиндустриализированной и дезинтегрированной "экономики трубы", просто не в силах сводить концы с концами при нынешнем уровне цен на электроэнергию, газ, воду, грузоперевозки, колоссальные коррупционные поборы, административные барьеры и т.п.

В России наблюдается откровенный произвол естественных монополистов - российская экономика парализована не только судорогой коррупции, но и судорогой монополизма. Причём отечественная экономика парализована вплоть до самого низового уровня: до самого последнего аптечного киоска или продуктового магазина. Дело доходит до того, что, если аптечный киоск в центре небольшого города или городской управы принадлежит родственникам мэра, любовнице влиятельных силовиков или представителям этнической мафии, то никто и никогда не сможет открыть рядом с ним другой аптечный пункт. Для коррупционеров и монополистов конкуренция - это зло, так как лишает их сверхдоходов, и возможности злоупотреблять своим доминирующим положением, извлекая монополистическую ренту.

Официально Росстат в своих отчетах указывает, что цены в российской экономике растут на 6-8% в годовом выражении. Однако газ, вода, электроэнергия, отопление, ЖКХ дорожают ежегодно на 15-20%. С 2000 по 2012 год инфляция в России выросла примерно в 3,5 раза, цены на электроэнергию в России выросли в 9 раз, на газ - в 8 раз, на услуги ЖКХ - в 15 раз, связь - в 7,5 раз, грузоперевозки стали дороже в 7-8 раз. Мы видим, что львиная доля затрат большинства граждан России (от 50 до 80% семейных бюджетов 70% россиян, чьи доходы ниже 24 тыс. руб.) уходит на товары и услуги первой необходимости, и реальная инфляция для них составляет выше 12-13% ежегодно. А для социально обездоленных рост потребительских цен и вовсе составляет 15% в год. Об этом же говорят наши видные экономисты, в частности, Василий Симчера - бывший глава Научно-исследовательского института статистики Росстата показывает на пальцах, что инфляция в России достигает 18% для подавляющей части россиян.

Тарифы монополий душат экономический рост и подавляют промышленность, в частности, цены на грузовые перевозки для предприятий выросли за пять лет на 80-90%. При этом мы не видим, чтобы создавались какие-то существенные стимулы по развитию отечественной экономики, отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности, нет масштабного технического перевооружения производств (и как бы ни кричал Дерипаска, в его случае это вопрос не только тарифов, но и, судя по всему, уровня "эффективности" менеджмента). Мы видим, что степень износа основных фондов в экономике России стабильно и неуклонно растет, несмотря на колоссальный приток нефтедолларов - только за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и природных ресурсов Россия заработала порядка 3,3 трлн долларов за период 2000-2012гг. Однако в большинстве своём эти доходы были проедены и пошли на приобретение литовского творога, финского молока, египетского картофеля, израильской морковки и китайского ширпотреба.

За последние 12 лет износ основных фондов вырос с приблизительно 43% до 49%, а реально в инфраструктурных отраслях достигает 75-80%, в целом по промышленности - 70-75 %. Кредиты по-прежнему непозволительно дорогие и несовместимы с обеспечением расширенного воспроизводства капитала и труда. Кредитные ставки для малого и среднего бизнеса за пределами сырьевых секторов экономики достигают 20-25% в год, тогда как рентабельность обрабатывающей промышленности не превышает 12%, сельского хозяйства - 6% в год, а в среднем по нашей экономике рентабельность не поднимается выше 9,5%. То есть стоимость кредитов в 2-3 раза выше нормы рентабельности и доходов в наукоемких и несырьевых производствах.

Мы видим, что в большинстве стран с развивающейся экономикой, например, в Бразилии, в Китае, в Индии государство предпринимает разного рода меры по снижению монополистического бремени на экономику. Скажем, в Китае предоставляют субсидии заводам на приобретение электроэнергии, в Бразилии субсидируются цены на газ и электроэнергию.

В России же монополии оказывают колоссальное давление на высокопоставленных чиновников, добиваясь поддержки в самых высоких эшелонах власти. Еще два месяца назад Андрей Белоусов, который был единственным и первым профессиональным макроэкономистом на посту главы Минэкономики за последние 12 лет, критиковал политику в области регулирования тарифов естественных монополий и призывал не просто заморозить эти тарифы, но даже реально снизить их на 20% от существующего уровня. Но мы видим, какую яростную реакцию, какой неистовый протест само по себе озвучивание этой идеи вызвало в российских монополиях: в "Газпроме", в РЖД, которые заявили, что никакого снижения цен быть не может, более того, необходимо повышать тарифы.

Андрей Белоусов вынужден был пойти на попятную, в Правительстве был найден компромиссный вариант: отказались от идеи заморозки тарифов на услуги монополий и согласились просто снизить темпы их ежегодной индексации.

Судя по всему, произвол монополий и безудержный рост цен на их услуги стали допекать не только российских производителей и население, но даже руководство страны, которое крайне сложно обвинить в симпатиях к рядовым гражданам. Весьма показательно, как совпала публикация Дерипаски и интервью главы ФАС Игоря Артемьева. По мнению Артемьева, система тарифов на железнодорожные перевозки в России доходит до безумства, делая более выгодными дальние перевозки фурами и обеспечивая выживание РЖД за счет потребителя.

"Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия не только не преуспела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют (в РЖД - ред.), они пустые", - сказал Артемьев. По оценкам главы ФАС, размер тарифов на железнодорожные перевозки в России в последние годы уже достиг самых высоких значений в мире, что провоцирует удорожание практически всей производимой на территории России и ввозимой из-за рубежа продукции. Как правильно указал Игорь Артемьев, логистика и транспортные расходы закладываются в цену всех товаров, поэтому, по сути, железнодорожная монополия живет за счет потребителя.

Для изменения ситуации необходимо раскрыть информацию о структуре так называемого "инвестиционного тарифа". Наши монополисты обосновывают необходимость повышения тарифов тем, что у них, якобы, колоссальные инвестиционные программы, что они финансируют расширение своих мощностей и так далее, но, на самом деле, этот "инвестиционный тариф" крайне непрозрачен. В результате чего мы имеем в прямом смысле этого слова "золотые" трубопроводы, автомагистрали, шоссе и железные дороги, по которым уже не рентабельно ничего перевозить, перекачивать нефть или газ, или транспортировать остатки того, что производится нашей промышленностью.
Владислав Жуковский

правительство, энергия, кризис, деньги, экономика, финансы, разрушение, власть

Previous post Next post
Up