Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с наступающим сегодня вечером праздником Шавуот. «Заповеди надо выполнять с радостью - вот основная суть праздника Шавуот. Б-г дал нам Закон не для того, чтобы нас ограничивать, не для того, чтобы затруднить нашу повседневную жизнь, а, наоборот, - чтобы добавить в эту жизнь счастья», - говорится в поздравлении...
Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с Шавуот - праздником дарования Торы. Для нас, «народа Книги», Тора - это главная книга в жизни, Книга с большой буквы. Ведь именно в Торе Б-г даровал нам Закон и нормы правильного поведения на каждый день нашей жизни. А Десять заповедей Торы приобрели универсальное значение не только для еврейского народа, но и для всего цивилизованного человечества.
В наших cвятых книгах особо подчеркивается, что при даровании Торы присутствовал весь народ - мужчины и женщины, старики и дети, и даже новорожденные младенцы. Это было необходимо потому, что Тора должна была стать путеводной звездой для каждого человека, для всех поколений. Недаром во время чтения Десяти заповедей в синагогах на Шавуот родители приводят с собой детей, даже самых маленьких, еще несмышленых. Ведь дети - гарантия того, что народ будет жить вечно, что он сохранит верность Торе и ее заповедям.
Но присутствие детей в синагоге на Шавуот напоминает нам и еще об одной важной вещи - о том, что все мы, в сущности, дети, дети одного небесного Отца. И в этой связи хочется напомнить, что в этом году на Шавуот приходится еще одна важная дата - 250 лет со дня ухода Баал Шем Това, основателя хасидизма.
Одним из главных положений учения Баал Шем Това является тезис о том, что Б-г любит каждого из нас не просто как отец своих детей, но той особой нежной любовью, которую испытывают родители к позднему ребенку, рожденному ими уже в пожилом возрасте. Эта идея, а также коренной тезис хасидского учения, что заповеди надо выполнять с радостью - вот основная суть праздника Шавуот. Б-г дал нам Закон не для того, чтобы нас ограничивать, не для того, чтобы затруднить нашу повседневную жизнь, а, наоборот, - чтобы добавить в эту жизнь счастья.
Большинство людей начинают осознавать эту мысль только в последнее время, в демократических государствах, где законы принимаются для того, чтобы улучшить жизнь человека в обществе. Но если даже законы человеческие даются нам во благо, насколько же благотворен Закон, который исходит непосредственно от нашего общего небесного Отца! Только соблюдая его, мы можем обеспечить себе жизнь, исполненную душевного покоя, чистоты, осмысленности.
Именно этого я желаю сегодня всем нам - принять Тору с весельем, выполнять ее заповеди с радостью, обрести в этом выполнении подлинное счастье.
Главный раввин России Берл Лазар Открой Книгу
Приближается Шавуот, и мне сказали, что это «время Дарования Торы». Но ведь есть и другой праздник, посвященный Торе, и этот праздник - Симхат Тора, не правда ли? Для чего же мы дважды празднуем Дарование Торы? Зачем нам даны два праздника, отмечающие одно и то же событие?
Дело в том, что в праздник Симхат Тора мы завершаем годовой цикл чтения Торы. Мы заканчиваем книгу Дварим и тут же заново начинаем читать книгу Берешит. Радость по поводу достижений ушедшего года становится для нас поводом для праздника.
И как же мы празднуем Симхат Тора? Танцуем с Торой. Свиток Торы лежит на биме? Нет, мы носим его по синагоге. Свиток раскрыт? Нет, он закрыт и находится в чехле. Почему? Потому, что в праздник Симхат Тора мы вспоминаем о том, что даже если кто-то из евреев, не дай Б-г, не открывал Тору на протяжении всего года, для него в любом случае найдется духовное место в Торе. Даже если для него Тора закрыта, тем не менее, у него, как и у каждого из нас, есть глубокая, внутренняя связь с Торой. В Симхат Тора мы говорим: «Учение заповедал нам Моше, наследие общине Яакова». У каждого отдельно взятого еврея, как и у всей общины, есть внутренняя связь с Торой. Она не является частной собственностью интеллектуальной элиты. Тора принадлежит всем и каждому - и ученому, и простому человеку; и профессору, и неграмотному.
Но наступает время, когда нам приходится открывать книгу! Мы не танцуем с Торой, которая на протяжении всего года находится в чехле, - это мы делаем в праздник Симхат Тора. Мы должны открыть ее, прочесть, изучить, задать вопросы, узнать и понять наше наследие. Нам следуем узнать Тору изнутри, и смотреть на нее еще и как на учебник.
Это время наступает каждый день. Но годовщина Дарования Торы - Шавуот. В этот день мы радуемся тому, что Тора - наша книга мудрости, свод моральных правил, система нравственности и свет, направляющий нас в течении всей жизни. Шавуот служит нам напоминанием того, что Тора - не только прекрасное и дорогое сердцу декоративное украшение, которое мы почитаем и танцуем с ним в Симхат Тора. Она - источник нашей мудрости, знаний и понимания жизни.
Несколько лет назал я присутствовал на праздничной церемонии по случаю внесения нового свитка Торы в синагоге, расположенной по соседству. Почетным гостем праздника стал раввин Вольпо из Ришона-ле-Циона (Израиль). Я расскажу вам о том, какие точные аналогии он привел в своей речи. Он рассказал следующую историю. Жили две сестры. Одна вышла замуж за богача, муж второй был бедным человеком. По иронии судьбы, несчастной была именно первая сестра. Ее сестра не могла понять, отчего та так несчастна: «Твой муж так хорошо тебя содержит, покупает тебе красивую одежду, дорогие украшения. Посмотри на свои браллианты. Почему ты так несчастна?» А в ответ прозвучало: «На самом деле я завидую тебе. У тебя прекрасные, полные любви отношения с мужем. Да, мой муж покупает мне дорогие вещи и тратит на меня деньги. Но твой муж проводит с тобой время, а мой муж не уделяет мне внимания».
Да, мы украшаем свитки Торы бархатными чехлами, красивыми коронами из серебра и колокольчиками, но все эти дорогие украшения не заменяют времени, которое мы должны уделять Торе. Поэтому она несчастна и кричит нам: «Я благодарна за серебро и украшения, но больше всего мне нужны вы! Мне нужно ваше время, ваше внимание. Вы нужны мне».
Несомненно, самый печальный парадокс современной еврейской жизни заключается в том, что самое образованное поколение не знает абсолютно ничего о своем наследии. Как случилось, что наш народ дал миру ценных специалистов в каждой отрасли, в кадом бизнесе, а наши знания бесценной еврейской мудрости опустились до недопустимо низкого уровня? Почему признанные во всем мире гении не прочли за всю жизнь ни одной страницы Талмуда? Отчего наши гениальные дети, так прекрасно разбирающиеся в компьютерах, не знают, как держать молитвенник? Почему профессора считают для себя достаточным еврейское образование, полученное ими до12 лет, а другие взрослые, интеллектуально развитые люди заканчивают свое еврейское образование программой, полученной в детском саду?
В Шавуот мы вспоминаем о необходимости открыть книгу и посвятить время вдумчивому изучению Торы. В сущности, нам стоит выделить постоянное время для регулярных уроков Торы. В каждой общине мира сегодня для этого существует масса возможностей. На каком бы уровне ни находилось наше еврейское образование, мы не должны останавливаться.
Наступает время Дарования Торы, и мы убеждены в том, что Тора действительно будет дарована нам еще раз, если мы предпримем попытку получить ее. Я надеюсь, что в этом году Шавуот станет для нас не только временем Дарования Торы - ведь это работа Б-га - но и временем Получения Торы, а это зависит только от нас.
Йоси Гольдман Материал подготовила Шейндл Кроль
Ещё статьи о религиях