24 апреля правительсто РФ и ФСБ направили в Госдуму законопроект о внесении поправок в закон «О федеральной службе безопасности». Их смысл в том, чтобы дать возможность ФСБ вынесить предупреждения гражданам, которые еще не совершили преступление, а только намереваются его совершить. Либо, по мнению чекистов, создают условия для его совершения. Инициаторы поправок не скрывают, что основная причина изменения закона - невозможность полноценного влияния на средства массовой информации.
Пока неизвестно, как Государственная дума воспримет эту законотворческую инициативу, но у сотрудников СМИ уже появились все основания для беспокойства. Из текста пояснительной записки к законопроекту: «Анализ поступающей в органы федеральной службы безопасности информации свидетельствует об активизации деятельности радикальных организаций, что приводит к росту социальной напряженности и усилению негативных процессов в обществе, в первую очередь в молодежной среде. Отдельные средства массовой информации, как печатные, так и электронные, открыто способствуют формированию негативных процессов в духовной сфере, утверждению культа индивидуализма и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, фактически вовлекая молодежь в экстремистскую деятельность».
Полный текст законопроекта и пояснительной записки к нему можно найти
здесь, на официальном сайте Госдумы.
На данный момент ФСБ может выносить обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и совершению преступлений лишь в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций, а также в общественные объединения.
Физические лица были обойдены вниманием, но ФСБ теперь просит предоставить ей «право объявления официального предостережения о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности (пункт "г.2" статьи 13 и статья 13.1)». (Из текста пояснительной записки к законопроекту).
Механизм предупреждения достаточно прост. Приводим выдержки из самого законопроекта: «В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом уполномоченного прокурора, могут объявлять этому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения таких преступлений».
В результате, инициаторы законопроекта предлагают - для того, чтобы предупреждение задумавшему совершить преступление не стало формальностью, предлагается изменить Кодекс об административных правонарушениях, дополнив его положениями о том, что невыполнение распоряжения сотрудника ФСБ грозит штрафом в тысячу рублей либо административным арестом на срок до 15 суток.
Опрошенные эксперты полагают, что инициаторы проекта явно вступают в конфликт с действующим законодательством. До сих пор привлечение к ответственности возможно было лишь за деяние - действие или бездействие, либо же за подготовку к нему, которая выразилась в конкретных делах - не за слова, и не за мысли вслух. Если, конечно, эти слова и мысли не ведут к разжиганию межнациональной розни или не приравниваются к экстремистским выступлениям.
Привлечение к любого рода ответственности за намерение совершить преступление, выглядит странно. Тем более, что каким образом будет определятся «намерение» - пока непонятно.
По мнению юристов, в случае утверждения Госдумой этих поправок, пострадают, прежде всего, постоянные обитатели Интернета. Никаких оснований и определений - что считать «намерением совершить преступление» в законе не прописано, поэтому решать это будут сами сотрудники ФСБ. Любой, более-менее популярный блогер может стать объектом внимания сотрудников пекущихся о государственной безопасности.
Президент правозащитной экологической организации «Беллона» Николай Рыбаков полагает: «Я думаю, что речь идет о компетенции ФСБ в уголовных делах, поэтому непонятно - какое право имеет ФСБ определять - кто намеревается преступление совершить, а кто нет. Кто преступник и что такое преступление - определяет суд. Мне кажется, что в данном случае ФСБ пытается взять на себя лишние полномочия и занимается бессмысленными делами. Если террорист смертник задумал себя взорвать - выноси ему предупреждение или не выноси… Подобная инициатива приведет к росту доносительства и лжесвидетельства в судах, чего у нас и так с избытком хватает».
Павел Ершов, адвокат объединенной коллегии адвокатов: «По-моему, авторы законопроекта прогуливали уроки правоведения в школе. Любой школьник знает, что ответственность наступает за что-то конкретное. Намерение совершить преступление и желание это сделать - ненаказуемы. Может у меня детские фантазии такие были - банк ограбить. Вынесут мне предупреждение, и что?! Ненормальная инициатива, я бы так сказал».
14.05.2010 17:45 | Источник
БН.ру Автор: Григорий Максимов