США усиливают позиции в Таджикистане

Apr 15, 2011 14:45


Таджикско-американские политические консультации, состоявшиеся в Душанбе, оставляют стойкое ощущение того, что Вашингтон намерен резко усилить свое влияние в Таджикистане в военно-политической и экономической сферах. Ранее интересы США в Таджикистане ограничивались обеспечением функционирования Северной сети снабжения войск НАТО в Афганистане, для чего через Пяндж были построены пять мостов, а основными внешнеторговыми партнерами Таджикистана до сих пор были Россия и Китай…
 

Таджикско-американские политические консультации, состоявшиеся в Душанбе, оставляют стойкое ощущение того, что Вашингтон намерен резко усилить свое влияние в Таджикистане в военно-политической и экономической сферах. Соответственно, это приведет к сокращению влияния России, располагающей пока в Таджикистане самыми сильными по сравнению с США и Китаем позициями.
           В ходе американо-таджикских переговоров обсуждались «вопросы двустороннего сотрудничества». Отдельно подчеркивалось обсуждение ключевых для Таджикистана вопросов развития инфраструктуры, транспортных и энергетических проектов, включая CASA-1000 - проект транспортировки вырабатываемой в Таджикистане электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Необычность тематики переговоров заключается в том, что прежде в экономическом плане Таджикистан американцев практически не интересовал. Ранее интересы США в Таджикистане ограничивались обеспечением функционирования Северной сети снабжения войск НАТО в Афганистане, для чего через Пяндж были построены пять мостов, а основными внешнеторговыми партнерами Таджикистана до сих пор были Россия и Китай…

Как заявил помощник Госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Роберт Блейк, «американские компании могут участвовать в проектах в сферах энергетики и добычи полезных ископаемых в Таджикистане». Вплоть до недавнего времени крупные инфраструктурные и энергетические проекты в Таджикистане были почти исключительной прерогативой России, Китая и в меньшей степени Ирана. Китай реализует в республике целый ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов, связанных со строительством автомобильных дорог, туннелей, линий электропередач и подстанций. Прерогативой России, которая уже завершила строительство Сангтудинской ГЭС-1, и Ирана, строящего Сангтудинскую ГЭС-2, являются гидроэнергетические проекты. Камнем преткновения, вызвавшего общее охлаждение российско-таджикских отношений на протяжении последних двух лет, стала достройка Рогунской ГЭС, завершить которую не удалось из-за разногласий по высоте плотины. Таджикистан решил строить станцию самостоятельно, разместив ее акции среди населения, однако собственных ресурсов для этого у него явно не хватает. Не исключено, что США в качестве ключевого проекта выберут именно достройку Рогунской ГЭС.

Крупнейшая в мире плотина высотой 335 метров позволит контролировать сток Вахша и, соответственно, Амударьи, поставив тем самым в зависимость расположенный в ее нижнем течении Узбекистан. Проектная мощность станции должна составить 3600 МВт, а среднегодовая выработка электроэнергии - 13,1 млрд. КВт/ч, что позволит экспортировать ее в соседние государства Центральной Азии, Афганистан и Пакистан. Окончательно покидать Афганистан США в долгосрочной перспективе не собираются, и наличие весомого экономического рычага воздействия на ситуацию им необходимо. Главное препятствие для реализации этих планов - позиция Узбекистана, которого строительство Рогунской ГЭС категорически не устраивает. Однако если США сумеют найти устраивающий всех вариант, договорившись, скажем, о совместной с Узбекистаном регуляции водостока, то все преграды для достройки станции будут устранены.

На причины столь значительного изменения политики США в Таджикистане проливает свет недавно опубликованная сайтом WikiLeaks секретная депеша американского посла в Душанбе Ричарда Хоугланда, датированная 14 декабря 2005 г. Ключевой смысл этого документа: в то время, когда США оказывают Таджикистану помощь через западные НПО, деятельность которых неэффективна, Россия, Китай, а вслед за ними и Иран осуществляют прямые инвестиции в таджикскую гидроэнергетику, способные обеспечить реальный экономический подъем страны. При этом Россия стремится не допустить участия в таких проектах западных компаний. «Эти потенциальные капиталовложения, - утверждает Р. Хоугланд, - особенно российские, можно рассматривать как экономически выгодные для Таджикистана и региона в целом или - как минимум - политически благоприятные, если бы не наблюдаемые в последнее время усилия России по исключению западных инвесторов из участия в этих проектах».

С гидроэнергетикой тесно связана и фигура нынешнего главы внешнеполитического ведомства Таджикистана Хамрохона Зарифи, возглавлявшего на последних переговорах с США таджикскую делегацию. Согласно другой депеше WikiLeaks, датированной тем же периодом, Х. Зарифи, занимавший тогда должность посла Таджикистана в США, лоббировал участие в гидроэнергетических проектах на территории республики американской компании AES.Однако влияние России на тот момент перевесило и присутствия США в гидроэнергетических проектах удалось избежать. Сегодня всё может сложиться противоположным образом. Обращает на себя внимание, что тема гидроэнергетики вообще постоянно присутствует в переговорах Х. Зарифи с западными дипломатами. В феврале 2010 г. он обсуждал эти вопросы с Хиллари Клинтон в Вашингтоне. В сентябре того же года вопросы энергетического сотрудничества обсуждались им в ходе консультаций с Р. Блейком в Душанбе, а совсем недавно Х. Зарифи предложил принять участие в строительстве Рогунской ГЭС Австрии.

Учитывая, что назначение Х. Зарифи главой внешнеполитического ведомства Таджикистана, по данным WikiLeaks, было пролоббировано Вашингтоном, рассматривающим его как преемника Э. Рахмона, усилия Х.Зарифи по укреплению экономической базы американского влияния в Таджикистане удивления не вызывают. Как не вызывает удивления в свете этих фактов и заметное охлаждение российско-таджикских отношений, в частности повышение Москвой для Таджикистана ввозных пошлин на топливо и горюче-смазочные материалы. Эта мера, уже вызвавшая увеличение внутри республики цен на бензин, рассматривается таджикскими аналитиками как давление с целью убедить руководство Таджикистана отдать в аренду России аэродром Айни под Душанбе, где планируется разместить авиагруппу 201-й российской военной базы. Таджикистан пока на это не идёт, выставляя неприемлемые финансовые условия. Жесткую позицию по поводу условий пребывания в республике 201-й военной базы занял именно Х. Зарифи.

Судя по всему, наступает новая фаза «Большой игры» в Центральной Азии с Россией, США и Китаем в качестве главных участников. (c)
Previous post Next post
Up