Случайности не случайны. Маркетинговые трики и инновации

May 05, 2012 14:39

Мне давно стало понятно, что миром правят не деньги, а те, кто умеет продавать чукчам снег зимой, соответственно добывать золотые.

Порой удивляешься очевидности того или иного маркетингового хода, а порой понимаешь, что тебя "обманывают", но не понимаешь где.
Вот подруга дала вчера ссылочку на интересную статью. Я выбрала из нее самое интересное на мой взгляд. Для последующего вдохновения :)



Из истории Timberland. В начале 1980-х компания Timberland переживала тяжелые времена. Она выпускала качественные туфли-лодочки, цена которых была ниже, чем у лидера отрасли, компании Topsiders. Казалось, хороший продукт и низкая цена должны были работать на них, однако дела шли плохо. Затем в Timberland приняли очень простое решение: они подняли свои цены, так что те стали намного превосходить цены, предлагаемые Topsiders. Продажи резко возросли. Что подтверждает достоверность высказывания Дэвида Огилви "Чем выше цена, тем более желанным становится товар в глазах покупателя". Этот же прием "искусственно раздуваемого спроса" уже не один десяток лет используют luxury-бренды. (Честно говоря, меня вот этот прием удивляет всегда. Заходя во многие дизайнерсике и берендовые магазины я реально не вижу разницы между ними и даже лоу-костами. Футболочки от Кельвин Кляйн по качеству хуже, чем британский Примарк, а стоят как будто должны носится минимум пару сезонов. Еще одно напоминание о том, что мы покупаем не вещи, а ощущения и легенды. Поэтому кажется, что в платье за 300 долларов чувствуешь себя по-другому, чем в платье за 30).




После того как в 1960-х годах в рекламе Alka-Seltzer стали бросать в стакан с водой не одну, как раньше, а две таблетки - продажи лекарственного препарата увеличились ровно вдвое. Хитрый рекламный ход придумало агентства Tinker&Partners.

Существует аналогичная байка про гениального маркетолога, который первым придумал указать в инструкции по применению шампуня, что его следует наносить на волосы и смывать дважды, что привело к двойному росту продаж. Ну и вспомните рекламные ролики жевательных резинок в подушечках. По сколько подушечек кладут в рот герои рекламы? То-то и оно. ( К этому же типу уловок относится и густота кремов и шампуней. Более дешевые шампуни как правило жидкие и кончаются быстрее, чем  дорогие густые. Так же на расход, а соответственно и потребление влияет диаметр отверстия (опять таки, большинство дешевых шампуней имеют широкое горлышко без дозатора, но с другой стороны низкокачественную косметику можно "облагородить" добавив ей дозатор). Человек, сделавший горлышко зубной пасты шире заработал миллионы, потому как при той же длине полоски пасты на щетке ее объем увеличился вдвое, что в свою очередь повысило расход товара).



Tefal в течение долгого времени считала, что основным мотивом к покупке сковород с тефлоновым покрытием является то, что приготовление на этих сковородах не требует расходования ни одного грамма масла. Однако впоследствии выяснилось, что основным стимулом к их покупке послужило то обстоятельство, что сковороды с таким покрытием очень легко моются, потому что пища не пригорает к их поверхности. Содержания рекламной кампании изменили, что значительно повысило ее действенность.



Производитель самых известных байков в мире уже не один десяток лет удерживает первое место по количеству "брендированных" татуировок. А началось все с того, что Harley объявил внушительные скидки на байки для тех, кто придет покупать мотоцикл с татуировкой в виде логотипа.



Мескаль - традиционный алкогольный напиток, производящийся, как и текила, в Мексике из агавы. Технически, текила - тоже мескаль, но другой разновидности и, объективно говоря, куда более лучших вкусовых качеств.
Мескаль стал популярен за пределами Мексики только благодаря трупу гусеницы, плавающему на дне бутылки. На вкус мескаля бедная личинка не влияет ровным счетом никак - это хорошо продуманный рекламный ход. Экзотика же!
Европейцы и американцы бодро пьют мескаль, а потом торжественно делят гусеничку на всех - так теперь полагается. А мексиканцы хихикают над тем, как ловко им удалось вывести свой алкоголь на мировой рынок.



Основатель крупнейшей сети магазинов Woolworth и изобретатель продуктовых ценников и супермаркетов нашел верный инсайт, позволивший ему сколотить миллионы. Застенчивый и заикающийся юноша из деревни в возрасте 21 года устроился помощником продавца в небольшой магазинчик. В то время цена на товары в магазинах, расставленные на прилавке за продавцом, не указывалась. Продавец "на глаз" определял платежеспособность покупателя и называл свою цену. Далее покупатель или торговался, или уходил. Бедный Фрэнк совсем не умел и очень боялся зазывать покупателей, расхваливать товар, и торговаться. Настолько боялся, что однажды даже упал в обморок прямо во время работы. В наказание владелец магазина оставил его торговать одного на целый день, пригрозив, что если выручка будет меньше обычной дневной, он его уволит.
Перед открытием магазина Фрэнк прикрепил ко всем товарам бумажку с минимально возможной ценой (прообраз современного ценника). Весь залежавшийся товар, сваленный на складе, он выложил на огромный стол, прикрепив к нему табличку с надписью «Все по пять центов». Стол он поставил около окна так, что и товар, и табличку было видно с улицы. И трясясь от страха стал ждать покупателей, спрятавшись за прилавком.
Весь товар был раскуплен за несколько часов, а выручка за день была равна недельной. Покупатели, подержав товар в руках и увидев написанную на нем цену, не торгуясь отдавали деньги.
Фрэнк ушёл от хозяина, занял денег и открыл свой магазин. В 1919 г. империя Вулворта состояла из тысячи магазинов, а личное состояние Фрэнка составляло примерно 65 миллионов.
(Отсутствие ценника на изделии - препятствие к покупке, господа крафтеры. Никогда не бойтесь завышать цены, потому как если человек хочет купить изделие, то он будет искать деньги для покупки, а если нет, то найдет тысячу других причин, что бы не купить. Иногда человек может просто постесняться спросить цену и ваш клиент уйдет. Подписать цены - увеличить шансы на продажу).



Есть красивая легенда о том, как Эсте Лаудер начала продавать свои духи. У нее никак не шли дела, и ее продукцию неохотно брали на реализацию в магазины и салоны. Тогда молодая мисс Лаудер пришла в крупнейший парфюмерный магазин в Нью-Йорке и - ой! - будто бы случайно расколотила об пол флакон своих духов. Покупательницы заинтересовались, что это за дивный аромат, и магазину просто пришлось заключить с Эсте Лаудер контракт на поставку.
(Айда сорить брошками в бутиках! :) Если серьезно, то вот именно поэтому стоит носить свои изделия на себе. Вот именно так и разошлась у меня первая партия воротничков - я была живым манекеном:).




Как-то летом 1896 года Генри Хайнц прогуливался по Нью-Йорку, на улице он увидел рекламу обувного магазина, предлагавшего клиентам "21 стиль обуви". По аналогии, он решил написать на своих кетчупах и соусах "57 вариантов". Это число никак не было связано с реальными цифрами ассортимента, но очень нравилось Хайнцу. И впечатляло покупателей.
(Увы, но реклама - это всего лишь реклама. В большинстве случаев производитель может написать на своей рекламе все что угодно, эффект ореола сработает).



История бренда началась в 1879 году, когда Ларе Олссон Смит создал новый сорт водки - "Absolute Rent Bravin" ("Абсолютно Чистая Водка"). Ее главное отличие - чистота, достигавшаяся методом ректификации.

В 70-х годах уже этого века Ларс Линдмарк взял "Absolute Rent Bravin" под свое крыло. Столь прекрасная водка должна была продвигаться на рынок соответствующим образом: все должно было быть "абсолютным", как и сам продукт. Гуннар Броман, занимавшийся тогда разработкой концепции продвижения, увидел в витрине аптеки традиционную шведскую медицинскую бутылку с какой-то микстурой и был потрясен ее совершенством и простотой - она и стала прототипом для тары, которую знает сейчас весь мир. Которая - во многом - и стала причиной культового статуса водки Absolut.
(Все новое хорошо забытое старое. Не стоит бояться использовать "старье" - мода циклична, старый прием может стать новым хитом. Ну и эта история пример того, что перенесение идеи из одной области товаров или услуг в другую тоже отличный способ освежить свой бренд или найти свой стиль).



Одним из первых в Америке тизерную рекламу опробовал табачный бренд Camel в 1913 году. Решив, что верблюд это не только запоминающаяся яркая картина, но и отличный повод для рекламных нововведений, специалисты табачной компании RJR за несколько дней до поступления первой партии сигарет в продажу дали в газетах почти девяноста американских городов загадочные объявления. «Верблюды» - гласило первое из них. Спустя несколько появилось сообщение «Верблюды идут», а затем - «Завтра в городе верблюдов будет больше, чем в Азии и Африке вместе взятых»! На следующее утро перепуганные и заинтригованные американцы узнали наконец всю правду. «Сигареты "Верблюд". уже здесь!», - гласило финальное объявление. Потрясенные необычной рекламой американцы, конечно же, попробовали Camel.



Обычно у всех детей, после того как они съедают карамель, становятся липкими руки, и они, не долго думая, вытирают их об одежду. Леденец на палочке (изначально деревянной), который можно было сосать, держа как будто на вилке и не пачкая одежду, придумал в 1958 году Энрике Бернат. УТП продукта являлось то, что его можно было сосать, не пачкая одежду и руки. В это же время появился первый слоган Chupa Chups - «It's round and long-lasting» (~Он круглый и долгий). Новаторскую палочку, удобную упаковку и яркий логотип авторства Сальвадора Дали (вот те раз. Кто не знал об этом факте - палец вверх!) оценили потребители во всех странах мира, уже более 50 лет продолжающие сосать фруктовую конфетку.
(Удобная паковка - повышение шансов на продажу. Опять таки - зубная паста с откидывающимся колпачком бышло обошла на рынке пасты с закручивающимся колпачком, который вечно терялся или оставался неприкрученным, от чего содержимое тюбика пачкалось или высыхало).



Поговаривают, что так называемые casual fridays, когда можно отойти от строгого дресс кода, принятого в крупных компаниях и сменить официальный костюм на повседневную одежду, придумала P&G в рекламных целях. В 80-е годы 20 века крупнейшая мировая компания P&G была лидером на рынке стиральных порошков в США. Но, несмотря на высокую рекламную активность, доля рынка никак не хотела расти. Тогда компания провела исследование и оценила рынок ухода за одеждой. В процентном соотношении выяснилось что порошок используют в 65% случаев, а химчистка - в 35%. Далее компания выяснила, что 70% потребителей стирального порошка работают по найму и 5 из 7 дней в неделю ходят в костюмах, которые они отдают в химчистку.
Далее, совместные исследования P&G и Levi Strauss Jeans показали, что сотрудники в повседневной одежде креативнее и работают намного эффективнее тех, кто носит костюмы. И что они сделали? P&G внутри своей компании вводит право ходить в пятницу в повседневной одежде. Эта новость усилиями обеих компаний получила огромный охват в прессе, и многие корпорации последовали их примеру. Рынок стиральных порошков вырос на 20%.
(Умение просчитывать на ходы вперед - вот еще один залог успешного маркетинга. Такие примеры мне кажется наиболее изящными).



В Лондоне в конце 19 века большой популярностью пользовались бренди, ром и джин. Поэтому продвигать виски было нелегко. Хитрый Томас Дюар, один из основателей фамильного бренда, выбрал неожиданную стратегию. Он нанимал подставных покупателей, которые посещали различные пабы, требуя налить им виски Dewar’s. Естественно, то отсутствовало в продаже, и они уходили. После нескольких таких приходов сам Дюар появлялся в баре и предлагал заключить контракт о поставках виски.

В 1892 году Томас Дюар отправился в кругосветное путешествие. За два года он посетил 26 стран, а на компанию стали работать 32 агента и появилось несколько экспортных компаний Dewar’s. Товарооборот компании за это время вырос в 10 раз. А Томми Дюар написал свою известную книгу "Прогулка вокруг света". На культурологических изысканиях Томаса и его высказываниях теперь строятся рекламные кампании Dewar's по всему миру, отделяя бренд от конкурентов.
(Возьму на заметку, интересный ход).



Знаменитая и самая продаваемая (после Библии) "Книга рекордов Гиннесса" является ни чем иным, как рекламным трюком, придуманным управляющим директором пивоваренной компании Guinness сэром Хью Бивером. В 1954 году на ужине, устроенном компанией "Вексфорд" для охотников, Хью Бивер затеял спор с кем-то из гостей, кто летает быстрее - ржанка или шотландская куропатка. Тут-то Бивера и осенило, что по всему земному шару во время таких вот небольших посиделок за кружкой пива разворачиваются настоящие споры о «самых самых». Он решил, что стоит создать книгу, где будут содержаться подтвержденные официально рекорды во всевозможных областях.

Год ушел на исследовательскую работу, и 27 августа 1955 года первая 198-страничная книга была готова. Успех был ошеломляющий: еще до Рождества она стала в Великобритании бестселлером, принеся пивному бренду неплохой доход. И сначала имя стаута Guinness влияло на продаваемость Книги, а затем и ежегодник стал помогать материнскому бренду.
(Хорошая идея - вот что способно обеспечить умного человека до конца жизни :)

Оригинал статьи

Креатив, Реклама, Б/М мысли, вопросы психологии

Previous post Next post
Up