The Camera Obscura and World of Illusion, Edinburgh

Oct 01, 2011 23:44

Собственно, пять этажей удовольствия в эдинбуржской камере обскура зовутся "миром иллюзий", но мне их приятнее называть "музеем иллюзий".

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra - «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
 Не смотря на то, что гвоздем программы является именно камера обскура, история музея началась совсем не с нее.
В начале 18-го века в столице Шотландии Эдинбурге проживала семья Шотов, знаменитая своим промыслом - изготовлением оптических приборов, таких как подзорные трубы и телескопы. Семья не бедствовала и имела страсть к науке. Поэтому в 1776 году в центральном районе Эдинбурга, Томас Шорт арендовал кусок земли, на котором выстроил здание для своих телескопов. Ему на руку однозначно сыграла особенность столицы, а именно то, что расположена она на сплошной скале, поэтому грунт под зданиями здесь никогда не оседает и их можно строить достаточно высокими (в средние века Эдинбург был лидером по "высотным" зданиям среди европейских городов). На крыше здания Томас планировал обсерваторию, в которой должен был быть установлен его самый большой телескоп. Однако Томас умер в 1788 году, так и не передав это здания со всеми его телескопами в собственность никому из своих наследников. Спустя почти полвека из Вест-Индии прибыла Мария-Стюарт Шот и затребовала полагающееся ей семейное имущество в виде дома с телескопами. Спустя некоторое время она вступила в свои права и в 1835 году открыла в средневековом здании народную обсерваторию с научной экспозицией. В середине 1850-х Мария выкупила многоквартирное здание в двух шагах от замка, достроила к нему обзорную площадку и саму камеру обскура, с помощью которой можно было наблюдать за жизнью центральной части города. Она назвала свое приобретение Обсерваторией Шотов, а экспозицию - Музеем науки и искусства.
Следующий хозяин камеры обскура Патрик Геддес переименовал ее в "Обзорную башню" (дословно "башня перспективы"). Он внес в развлечение горожан нотку поэтики и эстетики, снарядив обзорную площадку цветными стеклами - чтобы люди смотрели на жизнь не только через одно их собственное окно, а видели всю ее красоту и многоцветность. А представления в камере обскура использовал что бы иллюстрировать жизнь горожан и сельчан. После представления в камере публика спускалась через этажи с экспозициями, посвященными шотландской и мировой истории и культуре, обогащаясь эстетически и духовно. Надо сказать, традиция сначала подниматься на самый верх, а уже после опускаться вниз через залы музея жива до сих пор.
Принцип работы эдинбуржской камеры обскуры иллюстрирует сама эмблема музея. Изображение проецируется на вогнутую бетонную белую "тарелку", а отверстием служит объектив с тремя линзами и зеркалом, больше похожий на перескоп, который управляется вручную. Не знаю, традиция ли это (соответственно эмблеме музея), но представление в камере ведет девушка :)


Под катом далеко не все что есть в музее, но как мне показалось - самое интересное из того, что возможно было хоть как-то сфотографировать.


Зеркальный лабиринт


Цветные тени. Я бы и не задумалась над тем, может ли тень иметь цвет, если бы не увидела, что - да,может.


А это вообще интереснейшая штука - фотография тени, которая остается на белом экране после вспышки. Интересно увидеть собственную тень лицом к лицу!



Путешествие в центр космоса. Пока идешь по зеркальному тоннелю все "звездные" цепочки сходятся на тебе.



Зеркальный зал. Я много лет не видела кривых зеркал. Вот так Себка ходит по музеям - в перевязи :) И я становлюсь центром внимания не только в зеркальном коридоре со звездочками :))


Два знакомых персонажа на пути:
Дедушка Фрейд "что у мужчины на уме"


И Джонни Депп, как иллюстрация к прямому зеркалу и симметричному (когда правое отражается правым. Зависли? Соображайте :)


Зал с шариками и колбами со статическим электричеством.








Тепловизор и мои три руки :)


Зашифрованные изображения
Портрет в пейзаже




Любимые всеми изображения-призраки. При прямом взгляде это обычный портрет, но стоит сделать пару шагов, как изображение начинает постепенно меняться, открывая свое втрое лицо. Говорят такие использовались (и используются) владельцами замков с приведениями для устрашения туристасов :). Хм, впечатляет.


парный портрет - если один нормальный, то второй ужастик и наоборот.


Девучка


А тут я попыталась заснять постепенные  изменения.


И сладкая парочка


Старинные гравюры камер обскура




Снимать что-то во время представления в камере совершенно бессмысленно, фотографы меня поймут. Зато есть смысл снимать вид с обзорной площадки.


И я не удержалась и сделала несколько фото туалета :) Он тоже забавен. Там тоже есть место оптическим эффектам.




И на закуску вопрос. Это фото с обзорной площадки камеры обскуры.  Вот на этом фото справа есть белое здание с очень маленькими окнами, что было нетипично для застройки середины девятнадцатого века. Как вы думаете - почему окна такие маленькие? (фото не мое) Ответ под фото.


А дело в том, что здание было построено в одно время со строительством камеры. Поэтому владелец сделал окна совершенно крошечными - что бы никто не мог шпионить за жителями :).
Впечатления от посещения музея крайне положительные. К сведению - музей платный, целых 10 британских рублей. Но он того стоит!

Впоход, Места, Нравится

Previous post Next post
Up