Кто мигает светофорами. Doors Open Day - Glasgow's TRAFFCOM Traffic Control Centre

Sep 27, 2011 00:22

Я уже писала про день открытых дверей на пожарной станции, а теперь хочу поделится закулисьем работы людей, управляющих светофорами и дорожными знаками. TRAFFCOM впервые открыли свои двери посетителям в этом году и не смотря на то, что в буклете было заявлено, что группы будут формироваться количеством не более 16 человек из-за ограниченной площади здания управления и маленьких комнат, желающих в каждой группе было куда больше полтора десятка. Но инженеры, которые в этот день стали еще и экскурсоводами, никому не отказывали, а потому уплотнили график и пока одна группа слушала презентацию, другая рассматривала диспетчерскую.
Опять хочу отметить исключительную заинтересованность рабочих своим делом. Экскурсию вели двое - один развлекал разными интересными фактами, пока группа собиралась в фойе, а второй уже проводил презентацию и экскурсию. Оба как будто месяц репетировали и ставили речь, разучивали шутки, зубрили текст - все на одном дыхании, все цифры и факты на память без бумажки. Это просто удивительно, как они болеют и гордятся своим делом.





Здание управления похоже на небольшой ларечек. На фото видны опознавательные знаки здания-участника в виде шариков и плаката. Там планировалось собирать группы, но из-за нестабильной погоды всех почти сразу пускали во внутрь и дядя-инженер с сережкой в ухе долго рассказывал всякие интересности об управлении трафиком в Глазго, пока предыдущая группа заканчивала осмотр.


А рассказывал он вот что.
Практически все наработки в логистике и автоматизации управления трафиком разработаны в Глазго за последние 20 лет. Глазго первопроходец и столица этой узкоспециализированной отрасли. Остальные города мира заимствую наработки местных инженеров.
Система "зеленая волна" изобретена и впервые применена в Глазго. Для неколесных поясню. "Зеленая волна"  это когда машина на определенной скорости проезжает постоянно на зеленый цвет по улице со множеством перекрестков. Если транспортное средство движется быстрее или медленнее, то выбьется из ритма и будет то опаздывать, то спешить, т.е. не попадать постоянно на зеленый. Это приводит к большим тратам топлива и времени.
Почти вся система управления светофорами в Глазго предназначена для того, что бы дать приоритет городскому транспорту, т.е. автобусам. Остановки и светофоры, как и сами автобусы, оборудованы вай-фаем. Если автобус опаздывает в назначенное время к остановке, то на ее электронном табло отразится время задержки. При этом светофор, оборудованный этой системой, задержит зеленый цвет на дольше ( как правило около 3-5 секунд) при приближении к нему опаздывающего автобуса, что бы дать тому возможность проехать быстрее. Или наоборот - сократит продолжительность красного света на несколько секунд. Не все автобусы, остановки и светофоры оборудованы этой системой, но она покрывает около трети всего трафикообеспечния города.
В Глазго более половины людей отказываются от приватных машин в пользу общественного транспорта. Думаю, причины уже ясны :) Плюс в городе очень много студентов.
Электронные дорожные знаки, которые высвечивают временное текстовое объявление в городе  (как правило сообщение о пробке, перераспределении трафика из-за футбольных матчей и т.п.) управляются вручную, поэтому  служащие часто страхуют и проверят грамотность написания объявлений друг у друга. В истории бывали опечатки :)
Во много система разработана благодаря наблюдениям обычных жителей города. Каждый может написать, позвонить или явится с визитом в управление и рассказать о проблемных перекрестках или своих наблюдениях за трафиком, предложив свою оптимизацию процесса. Руководство открыто для сотрудничества. В доказательство инженер показал видео на мобильном телефоне, которое в этот день ему скинул один из посетителей - оно касалось какого-о проблемного перекрестка неподалеку от дома этого наблюдательного джентльмена и у того были мысли как устранить проблему. Инженер заявил, что он уже назначил митинг с этим человеком, что б выслушать его мысли по решению проблемы.
Городские власти редко предупреждают о начале дорожных работ отдел управления трафиком, поэтому чаще всего о том, что нужно перераспределить движение рабочие узнают из своих видео-камер, установленных повсеместно.
А еще эти камеры нужны для того, что бы эффективнее управлять трафиком в течении дня, особенно в центре города. Очень часто насыщенность транспортного потока спонтанно и независимо меняется, и тогда, что бы не допустить пробок и тянучек, человек, следящий за камерой, вручную регулирует проблемный перекресток, сокращая или увеличивая цикл переключения цветов светофора, что бы нормализовать поток. Т.е. поток может быть ускорен только в одну сторону, например из центра города, если он слишком загружен, а ритм второго (из центра), остается неизменным. При этом диспетчер корректирует только один перекресток, остальные подстраиваются под коррекцию автоматически, "общаясь" друг с другом при помощи вай-фая. Однако, полностью автоматизировать процесс нельзя - ни один даже самый мощный современный компьютер не осилит такого анализа по насыщенности потока и подстраивании светофоров под эту насыщенность, длительность коррекции, количество корректируемых дорог и перекрестков и т.п., это под силу только человеку. От себя добавлю, что этот факт мне понравился особо. Я, как психолог, понимаю, что если искусственный интеллект вполне возможен и даже уже создан (если я не совсем невежда в этом вопросе), то искусственному разуму никогда не бывать. Нельзя создать то, что непонятно как работает. А как работает разум человека и что стоит между электрическим импульсом в мозгу и превращением его в мысль - загадка почище всех, что были в истории науки.

А дальше нас повели по управлению. презентацию мы слушали сидя в комнате, которая раньше служила диспетчерской, а сейчас нечто вроде конференц-зала. Инженер рассказыывает про вай-фай и автобусы :)


Показывает "мозги" светофора.


А так же старую карту светофоров с светодиодами, которая теперь заменена на новую, компьютерную.


Компьютерная карта работает в режиме настоящего времени. Мы видели по значкам где и какие светофоры не справляются с нагрузкой, кто и где нажимает на кнопку пешеходного светофора, что б перейти улицу и т.п. ВСЕ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ! Вы можете себе такое представить в России или Украине? Вот так, что бы толпа левого народа сидела и следила за системой городского транспорта в настоящем времени??? Мне кажется, это еще большая фантастика, чем вай-файное "общение" светофором и автобусов, с нашим-то менталитетом. 
Карта в настоящем времени. Вот там справа написано "Dennistoun" - это район, где я сейчас живу :)


Еще наш инженер-экскурсовод показал слайды с недавних съемок голливудского фильма с Бредом Питом, которые проходили на протяжении двух недель в центре Глазго (об этом я писала здесь), и рассказа, что все американские знаки и светофоры устанавливало их управление.



А потом нас провели в саму диспетчерскую, где не прерываясь работал персонал. У них же обычный рабочий день :)
Моей маме срезу предложили присесть, т.к. она держала Себастьяна на руках, и они вдвоем с комфортом разместились за пультом управления :) Опять таки вопрос менталитета, кто б меня с месячным младенцем вообще куда пустил, не то что присесть дал на свое рабочее место. Крутили бы пальцем у виска - мол че, дома не сидится? Не, не сидится :)



Рабочие за работой





А тем временем экскурсия все идет. На заднем плане, на большом экране, специально для нас включили камеру, которая следила за улицей с очередными съемками фильма. На фото видны сотрудники, съемочная бригада и их реквизитные старые машины. На этот раз фильм снимали немцы.


Ну как, хоть немного интересно? Или это я одна такая помешанная на изнанке реальности? Может это вообще нудно и неинтересно, а мне стоит тратить свой скупой мамский досуг не на то,что бы делится впечатлениями, а к примеру , на поднятие из руин своего сайта, помывку кухонных полов или ровняние боков об диван.
Вот я хожу теперь по улицам и думаю, что мы же не замечаем многого, что вот эти девушки в пестрых платьях наверняка не знают, как остановка узнала, что автобус опаздывает на 2 минуты, а вот тот парень не подозревает, что нажав на кнопку пешеходного светофора, засветил звездочку на карте в диспетчерской. А я знаю. И мне от этого здорово и интересно жить и вот даже просто идти по улице :)

Впоход, Глазго, Места, Фото

Previous post Next post
Up