Народ не должен бояться власти. Власть должна бояться народа.
You can watch this video on www.livejournal.com
Говорят, когда Геббельс посмотрел фильм «Броненосец Потёмкин», он пришёл в восторг... и немедленно его запретил. «Чудесный фильм, - сказал министр пропаганды. - Тот, кто нетвёрд в убеждениях, после него может стать большевиком».
Купить комикс «V - значит вендетта» - чудесный фильм, после которого нетрудно стать либералом. Даже если вы не согласны с мировоззрением его создателей - режиссёра Мактига и сценаристов Вачовски, - нельзя не признать, что свою точку зрения они проповедуют ярко и убедительно. Идеи не просто проговаривают, но и умело подают, давя на эмоции, нажимая на болевые точки. Трудно усомниться в злодействе диктатора Сатлера, который жестоко расправляется с инакомыслящими. И трудно не восхищаться отважным бунтарём по прозвищу V, который ходит в плаще и маске Гая Фокса, вещает о свободе старомодным языком Шекспира и танцует, взрывая здание парламента.
Кстати, в абзаце выше нет ошибки: убедительность идей и обаяние героя - заслуга в первую очередь создателей фильма. «Вендетту», бесспорно, придумал Алан Мур, сочинивший графический роман. Но почитайте его - и обнаружите, что в оригинале всё не так однозначно. Власти здесь суровы - но у них на то есть причины, в отличие от фильма, где они сами создали все проблемы. И смешная фамилия диктатора, Сьюзен, тут не рифмуется с Гитлером. А книжный V не либерал или либертарианец, он ярый анархист - и к тому же беспощадный радикал. Он не случайно носит маску Гая Фокса - отнюдь не самого приятного исторического персонажа. Кто забыл, это не борец за гражданские права, а террорист XVII века, который собирался взорвать британский парламент не пустым, а вместе с людьми. Вовсе не после комикса его стало модно оправдывать, а ухмыляющиеся маски этого «мушкетёра» стали продаваться на каждом углу. Это началось после фильма.
Культовым персонажем V помогла стать и актёрская игра. Казалось бы, какая разница, кто под маской? Мактиг даже заменил Джеймса Пьюрфоя на Хьюго Уивинга прямо посреди съёмок. Но Уивинг показал высший класс мастерства. В его распоряжении не было мимики, а в дубляже мы даже не слышим его голоса, но одними движениями, жестами, походкой, осанкой он раскрыл персонажа не хуже, чем монологами. Уивинга замечательно оттеняет его напарница Натали Портман. И в комиксе, и в фильме её героиня Иви служит «заменителем аудитории», «Ватсоном», чьими глазами и ушами мы узнаём сюжет и чьи эмоции подсказывают, что надо чувствовать нам. Этот приём не у всех срабатывает - но благодаря Портман эмоции героини кажутся искренними и действительно передаются зрителю.
«Вендетта», конечно, антиутопия чуть-чуть наивная. Создатели не пытались нарисовать реалистичный портрет тоталитарного строя и придумать рецепт борьбы с ним. Режим Сатлера - просто сатира на всё, что не нравилось создателям в современной политике: у Мура - на Тэтчер, у Вачовски - на Буша (а жители других стран легко увидят что-то своё). Поэтому финальная победа над злом выглядит как «революция по-детски», едва ли возможная в реальности. Фильм не даёт советы начинающим борцам с тиранией, а пытается вдохновить их и дать им надежду.
А ещё он подарил им символ протеста и анонимности, который самые разные бунтари легко делают своим, - маску V. Редкая революция теперь обходится без неё.
Автор текста: Александр Гагинский
Источник:
150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть