Когда затихли голоса на детских площадках, на смену им пришло отчаяние.
You can watch this video on www.livejournal.com
В 2009 году человечество охватила эпидемия бесплодия: женщины перестали беременеть. Лишённый будущего мир охвачен хаосом - анархия, терроризм, вандализм, геноцид, эпидемии. В таких условиях пытается выживать тоталитарная Британия, с границами на замке и разжигаемой ненавистью к нелегальным иммигрантам. В 2027 году бывший политический активист, а ныне тихий клерк Тео получает необычную просьбу от бывшей жены: помочь юной иммигрантке Ки выбраться из Англии. Как выясняется, Ки ждёт ребёнка, - это первая беременная женщина на планете за восемнадцать лет...
Скачать книгу (бесплатно)
Даже минимально образованный кинозритель разглядит в этом фильме Альфонсо Куарона - вольной экранизации одноимённого романа Филлис Дороти Джеймс - евангельские мотивы. Бесплодие охватывает человечество ни с того ни с сего, и так же загадочна причина, по которой Ки удалось забеременеть. Иначе как «волей Божьей» это не объяснить - хотя к религиозным фанатикам герои относятся с иронией.
Террористы, борющиеся за права иммигрантов, называют себя «Рыбами» - рыба была символом первых христиан. Ки не помнит, как звали отца ребёнка, а тайну своей беременности открывает герою в амбаре для скота. Имя Тео означает «бог». Вместо Вифлеема - закрытый лагерь для беженцев, вместо приносящих дары волхвов - обездоленные иммигранты и растерянно опускающие оружие солдаты. И где-то на горизонте - корабль под символическим названием «Завтра», который должен отвезти чернокожую Мадонну с младенцем (кстати, это девочка) куда-то на Азорские острова, где обосновался мифический проект «Человечество»: с его исследованиями связывают надежду на излечение бесплодия...
Евангельские параллели, однако, ни разу не проговариваются напрямую - они служат лишь средством рассказать притчу об отчаянии и надежде. Такой путь проходит Тео в великолепном, полном эмоций исполнении Клайва Оуэна - прекрасного актёра, незаслуженно вытесненного на обочину киноиндустрии. Но главное - такой путь должны пройти зрители. Именно за этим режиссёр безжалостно показывает мир без будущего - разруха, грязь, ненависть, обесценившаяся человеческая жизнь. Нужно очень постараться, чтобы заметить в таких условиях луч надежды и идти за ним. А о неоднозначном финале сам Куарон сказал: «Если вы полны надежды, то увидите много надежды в финале, если же склонны к мрачности - то увидите абсолютную безнадёжность».
Помимо Оуэна, в фильме немало ярких актёрских работ - Джулианна Мур, Майкл Кейн, Чиветел Эджиофор... И ещё один «персонаж» картины - кинокамера. В руках оператора-виртуоза Эммануэля Любецки она живёт и дышит, не скрывая своего присутствия, и это создаёт удивительный эффект достоверности. Как будто мы смотрим документальные съёмки, а не художественный фильм. В длинной тяжёлой сцене перестрелки на объективе даже появляются красные капли - и не исчезают до тех пор, пока Тео не находит в этом хаосе Ки с ребёнком...
Визуально и стилистически «Дитя человеческое» - почти артхаус, смотреть его нелегко. Вероятно, поэтому в прокате фильм провалился, - зато получил три номинации на «Оскар» и несколько других наград. Его темы не теряют актуальности: история человека, который обретает веру в хаосе безнадёги, была и будет вечной.
Автор текста: Светлана Евсюкова
Источник:
150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть