You can watch this video on www.livejournal.com
Если что, это фильм не про обезьян. И не про то, как Брюс Уиллис спасает мир. Он, конечно, и здесь пытается, но выходит у него не очень. Ведь на сей раз он не бравый бурильщик или таксист, а попаданец из постапокалиптического будущего. Его добровольно-принудительно засунули в машину времени и послали в прошлое, где все принимают его за сумасшедшего. Но это и не фильм про психбольницу - там происходит лишь часть событий. Как и подобает картине Терри Гиллиама, «12 обезьян» слегка безумны от начала до конца, и никакие психиатры им не помогут.
Впрочем, замысел фильма принадлежал не Гиллиаму - это один из редких случаев, когда он согласился работать по чужому сценарию. Сценаристы же вдохновлялись авангардной французской лентой «Взлётная полоса», которую правильнее называть даже не фильмом, а набором слайдов. Из этой странной древности они позаимствовали завязку: мир погиб, остатки человечества перебрались в подземные бункеры. Но у учёных завалялась машина времени, и они отправляют подопытного в эпоху до апокалипсиса. Его задача - выяснить, что стало причиной катастрофы.
Во «Взлётной полосе» герой встречает прекрасную девушку и хочет остаться с ней в прошлом. Увлёкшись любовью, он едва не забывает о своей миссии. Однако «12 обезьян» - и не фильм о любви. Коул, герой Уиллиса, о своём долге более-менее помнит и даже пытается его перевыполнить: не просто расследовать апокалипсис, но и предотвратить. Он нападает на след «обезьян» из названия - зоозащитников-радикалов, решивших погубить человечество при помощи смертельного вируса. Как ни странно, великий чудак Гиллиам придал этой истории больше детективной интриги, сделав из притчи почти что триллер.
Увы, в мире прошлого попаданец совершенно дезориентирован. Он пытается всех предупредить, что конец близок, - но никто ему не верит, кроме возлюбленной. А у себя в будущем Коул и подавно бесправная подопытная крыса в руках жестоких «белых халатов». Как и подобает герою Гиллиама, Коул - человек не своей эпохи, чужой для всех, и люди сами срывают его попытки спасти их. Вот о чём этот фильм.
А ещё он о зыбкости сознания и реальности - это подчёркивается странными ракурсами и наклонами камеры. И немного о технофобии. Показывая мрачное будущее, Гиллиам сделал упор не на руины, а на ржавые механизмы, решётки, провода, экраны. Он хотел напомнить, как сильно мы зависим от техники - и как часто она этого доверия не заслуживает. Коул постоянно попадает не в ту эпоху, потому что горе-учёные никак не могут настроить свою машину. Как обычно у Гиллиама, происходящее абсурдно - но потому и убедительно. Разве в жизни всё всегда идёт по плану?
Автор текста: Александр Гагинский
Источник:
150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть