Каннибализм и призраки джунглей - как Тарсила ду Амарал стала самой известной художницей Бразилии

Sep 07, 2023 11:20





Она была добропорядочной католичкой и индейской ведьмой одновременно. Каннибализм был ее творческим методом, а девственные леса Бразилии подарили цвет ее живописи. Мистическая и невероятно земная, Тарсила ду Амарал создала современное бразильское искусство.



Тарсила ду Амарал, 1925 год





Тарсила родилась в семье богатого кофейного плантатора и с детства слушала сказки своих черных нянек и песни индейцев. Ее увлечение живописью мало волновало родителей, стремящихся вырастить дочь в католической традиции. Она вышла замуж, но брак не задался. Оставив мужа, Тарсила предалась своей единственной настоящей страсти - живописи.



Тарсила ду Амарал училась живописи в Европе. Сначала - в Барселоне и Мадриде, где жила с родителями. Затем консервативные взгляды испанских педагогов стали ей в тягость, и Тарсила решилась попробовать свои силы в Париже, где обзавелась многочисленными полезными знакомствами. Она много общалась с кубистами и сюрреалистами, работала вместе с Фернаном Леже, получила возможность выставляться в престижных галереях. Но настоящего, подлинного искусства, к которому стремилась ее душа - не нашла.



Во многом именно разочарование в европейском искусстве подтолкнуло Тарсилу к поиску вдохновения в других источниках.



Один из парижских друзей попросил сопровождать его в путешествии по Бразилии, и раскрывая тайны родной земли чужестранцу, Тарсила обнаружила свой путь в искусстве.



Она вдруг вспомнила, как любила в детстве яркие цвета - пронзительный синий, отчаянный желтый, глубокий зеленый…



В Париже ее заставили думать, что чистые краски некрасивы, научили смешивать цвета и писать нежно-голубым, лиловым, розовым. На родине Тарсила начинает новую серию работ, где поначалу отражает формы и цвета бразильской природы, а затем включает в свои полотна и мифологических персонажей.



Этнические бразильцы считали лес живым, целостным организмом, единым существом, и ду Амарал старается передать это ощущение в своих работах. Ведьма Кука из индейских легенд, которые Тарсила слышала в детстве, предстает добрым созданием, лесным духом.



Диковинные животные и растения иной раз неотличимы друг от друга…



В начале 20 века бразильцы стремились отринуть культуру колонистов и обрести собственный голос. С этим связано и обращение к корням - индейскому и африканскому творчеству.



Тарсила присоединилась к творческим кругам бразильских модернистов, поэтов и художников.



Среди них особенно выделялся поэт Освальд де Андраде - парадоксально мыслящий, экстравагантный и дерзкий. Тарсила почувствовала в нем родную душу, а он в ней - мистическую силу, и скоро они стали близки.
Отец Тарсилы выхлопотал аннулирование первого брака дочери, и пара получила возможность обвенчаться.



Как-то раз Тарсила, Освалд и их друзья собрались пообедать в ресторане французской кухни. Кто-то заказал лягушачьи лапки, и Освалд в своей привычно экстравагантной манере пошутил, что они похожи на человеческие ноги. Тарсила ответила, что, если есть родство, все присутствующие немного людоеды. Однако они не были бы людьми искусства, если бы эта странная шутка не переросла в бурную философскую дискуссию, где «людоедством» была названа культурная преемственность.



Через некоторое время Тарсила решила подарить мужу на день рождения свеженаписанную картину. После недолгих размышлений она написала человеческую фигуру с диспропорционально огромной ступней, сидящую под огромным желтым солнцем.



Супруг был впечатлен мощью того образа, что запечатлела на холсте Тарсила. Он пригласил своего друга, писателя Рауля Боппа, взглянуть на эту картину, и у персонажа появилось имя - «Абапору». В переводе с языка одного из индейских племен оно означало «человек, который ест». Созданный Тарсилой персонаж казался пугающим и притягательным, от него веяло древностью, и друзья решили использовать его как символ нового движения в бразильском искусстве.



Освалд написал «Манифест антропофага» - за этим жутким названием скрывался модернистский текст, смысл которого сводился к тому, что современное бразильское искусство включает в себя как европейскую, так и народную бразильскую традицию, чтобы, переварив, представить миру нечто новое. В основе любого развития, по мнению автора, лежит два процесса - пожирание и переваривание.



Впоследствии Тарсила написала картину «Антропофагия», где изобразила Абапору и женщину со своей ранней картины «Чернокожая», обнимающих друг друга на фоне девственного бразильского леса. Несмотря на страшное название, картина наполнена покоем и умиротворением.



Творческий стиль Тарсилы ду Амарал - это примитивные, застывшие формы, фантастические деревья и животные, невероятный колорит и многозначные символы, связанные с латиноамериканской культурой и литературой.





Тарила и ее муж были невероятно популярны, но их творческий и семейный союз оказался не вечен. Грянула Великая Депрессия. Семья Тарсилы потеряла все свое состояние, а любимый супруг сбежал к молодой, подающей надежды писательнице.



Тарсила же увлеклась социалистическими идеями и решила присоединиться к бразильским левым в борьбе с диктаторским режимом Жетулиу Варгаса. Так в ее живописи мифологические создания сменились простыми работягами, а густые леса - индустриальным пейзажем, выполненным в той же декоративной манере.



За яростную политическую пропаганду Тарсила ду Амарал угодила в тюрьму - к счастью, всего на месяц. Это несколько остудило ее страсть к революции (и к ее тогдашнему партнеру - коммунисту Сезару Осорио), но не лишило ее живопись новых, реалистических мотивов.



Тарсила ду Амарал была первой бразильской художницей, чьи работы экспонировались в СССР.





Она прожила долгую и насыщенную жизнь - выставки, творческие искания, бурные романы с мужчинами гораздо моложе. Она скончалась в 1973 году, в возрасте восьмидесяти двух лет, и была похоронена в белом - как «вечная невеста». Именем Тарсилы ду Амарал назван кратер на Меркурии, а сама она, быть может, гуляет в мистических бразильских лесах, вдохновляя современных латиноамериканских художников на новые свершения.

Текст: Софья Егорова

ЖЗЛ, биография, Бразилия, сюрреализм, наивное искусство, художники

Previous post Next post
Up