Буратино и черепашки‑ниндзя на острове насекомых -Топ‑5 постсоветских книжных кроссоверов, часть 2

Dec 22, 2022 09:24


Буратино и черепашки‑ниндзя на острове насекомых -Топ‑5 постсоветских книжных кроссоверов, часть 1

Александр Курляндский. Ну, погодите! или Двое на одного. М.: Самовар, 1998



Александр Ефимович Курляндский - один из ведущих советских специалистов по сценариям для многосерийных мультфильмов. Он работал над «блудным попугаем» Кешей, «великолепным» обывателем Гошей, циклом «Баба-яга против!» и классическими эпизодами «Ну, погоди!».



Купить книгу

После распада СССР Курляндский принялся писать книги, заполняя их в том числе своими анимационными героями. Одна из таких повестей, «Ну погодите! или Двое на одного», обещает читателю «совершенно новые, никому еще не известные приключения Волка и Зайца».

Волк с места в карьер, на первых же страницах книжки, оказывается за решеткой. Арестовавший его сержант Медведев (антропоморфный мишка в милицейской форме) счастлив:

«Наконец-то пойман Волк. Тот самый. Который и бабушку съел. И Красную шапочку. И семерых Козлят. И трех несчастных Поросят съесть собирался».



Заяц пытается объяснить Медведеву, что конкретно этот волк в малиновой рубашке и с голосом артиста Папанова, конечно, тот еще тип, но к преступлениям из мирового сказочного наследия никакого отношения не имеет. Чтобы доказать это, с помощью шлема виртуальной реальности Заяц отправляется в мир народного творчества и привозит оттуда натурального Серого Волка по имени Кузьма.

Медведев принимает Кузьму, но городского Волка не отпускает. Объединившись за решеткой, волчий тандем сбегает из тюрьмы и начинает строить планы по уничтожению Зайца. На этом наиболее затейливая часть книги завершается, что не так уж и страшно: фабула в ней не самое интересное. Гораздо любопытнее то, как Курляндский осмысляет реальность 1990-х в сатирическом ключе, иногда ограничиваясь общими местами в духе анекдотов про новых русских, а иногда копая немного глубже.



Когда Заяц перемещается в сказочный мир, он некоторое время путешествует с Бабой-ягой на метле. В определенный момент герои встречаются с «гастарбайтером» из восточной сказки, а читатель - с беспочвенным шовинизмом в духе «понаехали тут»:

«В воздухе прошуршало что-то очень большое. Птица?.. Нет. Ковер-самолет! На ковре стоял мужчина в длинном халате. Усатый, при сабле. Обернувшись, он отвесил им церемонный поклон. Баба-яга крикнула ему вслед: - Убирайся отсюда, проваливай! Сваво неба мало? Разлетался тута, в сказках наших! Собью! Еще встречу - собью! Она долго не могла успокоиться: - Порядки завели. Кто хотит, тот летит. Ковры-самолеты, Карлсоны всякие. Разлетались! Нечисть чужестранная!»

Главным носителем идеологии в духе «раньше было лучше» выступает Серый Волк. Едва попав в современность, Кузьма обнаруживает, что привычное для него право сильного здесь больше не действует. Это представляется ему нарушением древнейших основ жизни, согласно которым, кто слабее - тот и виноват.

То, что интеллигенция, а именно зайцы, находится на вершине, а волки - по определению на дне, не нравится и городскому Волку. Но он предпочитает брюзжать и не лезть на рожон, в отличие от Кузьмы, который в ответ на жалобы товарища взывает к радикальным мерам:

«- Ну, почему так устроено? Школы, академии, учебники - все для Зайцев. Вот ты, к примеру, Кузьма. Тебя по телевизору показывают? Нет! А по радио? Опять нет. А Зайцев показывают. Почему? - Потому что не едят их у вас, - мрачно сказал Кузьма. - Вот они и расплодились. Как кролики. Зайцев есть надо. Они бегать должны, а не в тялявизорах сидеть. - Нельзя их есть, - сказал Волк. - У нас, знаешь... За такие штуки. - Тогда молчи. Скоро дождетесь. Зайцы вас самих начнут хавать. - Что ты? Типун тебе на язык! - Начнут, начнут! Вспомнишь мои слова. Или они нас, или мы их. Соединятся в стаи и начнут за нами гоняться. - Получается, нет выхода? - ужаснулся Волк. - Есть один выход. - Какой? - Жрать их надо! На завтрак, обед и ужин. Вот и весь выход!»

От слов Кузьма переходит к действиям и за малым делом не превращает Зайца в полуфабрикат, но его мягкотелый подельник не решается взять грех на душу и помогает Зайцу спастись, заодно способствуя гибели Кузьмы. И это несмотря на то, что Заяц упрашивает пощадить Серого, планируя отправить его «обратно в сказку». Но Курляндский, как и Леонид Владимирский, антагонистов не щадит, намекая, похоже, что право сильного никуда не делось, просто теперь оно принадлежит другому классу. Словом, лучше быть умным и хорошим, чем глупым и плохим.

Кузьму по-своему жаль. В отличие от третьеразрядного жулика, который способен только кричать «Ну, погоди!», но не может, да и не хочет всерьез никому навредить, Серый Волк - злодей первого сорта. За свои идеалы он готов драться до последней капли крови, его цель - ни много ни мало изменить мир, пусть и, на наш взгляд, в худшую сторону.

Отвага, гордость, дерзость, верность своему племени - все это в совокупности дает ретроградный, но никак не отрицательный портрет, а волчья маскулинная брутальность производит впечатление благодаря так называемому отрицательному обаянию.



Но пока живы такие, как Кузьма, нельзя построить заячью утопию. А когда она будет построена, непременно случится то, о чем предупреждал Серый Волк: зайцы станут высокоорганизованными хищниками, а волки сами, не дожидаясь приглашения, залезут в их аккуратные пасти.

Мир слишком сложен, чтобы счастье одних не строилось на страдании других - вот о чем, по всей видимости, пишет Курляндский. И Кузьма это прекрасно понимал. Ну а мы, цивилизованные зайчата и волчата, конечно, до последнего будем надеяться, что Александр Ефимович заблуждался.

Валентин Постников. Домовенок и Самоделкин в замке призраков. М.: Искатель, 2003



Может сложиться впечатление, что кроссоверы появились у нас только после 1991 года, а при советской власти подобного «безобразия» в детской литературе быть не могло. Но это совсем не так: крупнейший русскоязычный кроссовер родился в 1956 году и до сих пор продолжает прирастать новыми выпусками. Речь идет о журнале «Веселые картинки», на страницах которого встречаются и активно взаимодействуют друг с другом герои разных сказок: Карандаш, Самоделкин, Чиполлино, Дюймовочка и другие представители так называемого Клуба Веселых человечков.

Примечательно, что некоторые члены этого клуба в середине 1950-х были уже хорошо известны читателям, а другие, например Самоделкин с Карандашом, только дебютировали в печати. Первая самостоятельная повесть с их участием появилась в 1964 году, вторая в 1984-м - и обе написал Юрий Дружков. А еще десять лет спустя сын Дружкова, Валентин Постников, решил продолжить дело отца и с тех пор соорудил несколько десятков новых книг о волшебном художнике и роботе-механике.

Чего только по велению Валентина Юрьевича с ними не случалось. Постников гонял героев по всему свету, от Африки до Болгарии, засылал в страну людоедов и на остров гигантских насекомых. Комментирует он это так:

«Больше всего на свете я люблю путешествовать. Я уже объехал полмира и надеюсь, что еще мне удастся побывать в самых разных странах. А всюду, где я побывал, следом за мной, побывали и мои герои - Карандаш и Самоделкин».

С определенного момента Постников стал возвращать персонажей к их изначальной «кроссоверной» жизни. В начале 2000-х появился текст «Карандаш и Самоделкин против Бэтмена», изданный в 2008 году отдельной книгой. В свободном доступе найти ее не удалось - чтобы выяснить, чего уж такого натворил Брюс Уэйн, что ему решили наподдать прежде вполне доброжелательные персонажи, пришлось идти в библиотеку.

Довольно быстро выясняется, что Бэтмен не виноват в ограблении Центрального банка и других преступлениях, в которых его поначалу обвиняют. Его подставил переодевшийся в его костюм Песочный человек, которого в книге называют Человек Песок. Именно так, без дефиса. А Бэтмена - Человек Летучая Мышь.



Кстати, на иллюстрациях в этой книге Бэтмен выглядит совсем не так, как мы привыкли. Во вселенной Постникова он большая и печальная летучая мышь с поросячьим пятачком и в трусиках в горошек, на поясе у него болтается что-то вроде маски Зорро, а из-под крыльев выглядывает декоративный черный плащ.

Вместе с положительными героями мы в конце концов проникаем в логово Песка, который оказывается ожившим недовольным мешком, одетым в зеленые штанишки на пуговицах. Расправа следует незамедлительно: действуя по заветам комиксов Marvel, Самоделкин нагревает Песочного человека, превращая песок в стекло.

Но это, можно сказать, была разминка. В 2003 году у Постникова выходит длинная повесть «Домовенок и Самоделкин в Замке призраков». В этой вариации на тему «Скуби-Ду» команда охотников за привидениями разоблачает деревенских тунеядцев, которые, чтобы запугать односельчан и под шумок похитить сокровища из местного музея, наряжаются нечистой силой: вампиром, курицей-оборотнем, козявкинской выхухолью из местных легенд и шотландским эльфом по имени Красная шапочка.



Купить книгу

При встрече с положительными героями преступники для устрашения начинают усиленно орать. Иногда перепуганные охотники кричат в ответ, из-за чего отдельные части книги вызывают ассоциации с авангардными опытами начала XX века:

«- А!-А!- А!-А!- А!-А!- А!-А!- А!-А!- А!-А! - оглушительный крик перепуганной тети Моти прорезал тишину ночного леса. - У!-У!-У!-У!-У!-У!-У! - кричал вампир и прыгал возле профессора Пыхтелкина. - Ы!-Ы!-Ы!-Ы!-Ы!-Ы!-Ы! - выла Красная шапочка и бегала между ученым и тетей Мотей. - Ко-ко-ко-ко-ко-ко! - кудахтала курица-оборотень и скакала рядом».

Отдельное внимание стоит уделить домовенку и тому нелегкому пути, который он проделал, прежде чем очутиться в компании Карандаша и Самоделкина. Впервые этот персонаж появился в сказочном цикле Татьяны и Галины Александровых под общим названием «Приключения домовенка Кузьки», а оттуда перекочевал в анимационный сериал творческого объединения «Экран».

С середины 1990-х книги о Кузьке иллюстрирует Александр Шахгелдян, который в начале 2000-х выпускает под псевдонимом Александр Шах несколько подростковых хорроров с собственными иллюстрациями: в них действует персонаж с Кузькиной внешностью, только теперь его называют просто домовенком.

Во вступительной статье к сборнику прозы Шахгелдяна «Домовенок в стране ужасов», который в 2021 году выпустило издательство «Вздорные книги», исследователи Тимур Селиванов и Анна Слащева указывают:

«На обложках и иллюстрациях книг Шахгелдяна красуется их главный герой, лохматый домовенок. Имени у него нет неспроста - уж очень он похож на домовенка Кузьку, главного героя цикла сказок Татьяны и Галины Александровых, благо иллюстрировал его также Шахгелдян. Только вот занимается герой страшилок совсем не тем, чем его знаменитый собрат, - он раз за разом спасает родную деревню от нечисти - вампиров, зомби, колдуний. Все злодеяния монстров описаны в рассказах с пугающей натуралистичностью и черным юмором».

Хотя в книге у Постникова нет ни пугающей натуралистичности, ни черного юмора, издана она была в той же серии «Ужастики» издательства «Книги „Искателя“», что и повести Шахгелдяна. Да и иллюстрировал ее тоже Шахгелдян, а его живые и забавные рисунки, пожалуй, лучшее, что там можно найти.



Герои Постникова не в пример своим рисованным копиям по большей части топчутся на месте без дела и ведут странные беседы. Изредка им удается выдать что-нибудь своеобразное:

«- Семен Семеныч, а правду говорят, что где-то есть летающие люди? <...> - Да, есть такие люди <...> - Ой, какие ужасы вы рассказываете! - всплеснула руками тетя Мотя. - Даже слушать страшно. - Это разве ужасы, - засмеялся ученый. - Однажды я видел двух собак, у которых глаза были размером с блюдце».

Однако по большей части получается скучновато. Граф с многозначительной фамилией Дракулов - единственный настоящий призрак в деревне - постоянно угрожает всех уничтожить, но вместо того, чтобы приступить к делу, просто ходит туда-сюда, словно тянет время, чтобы книжка получилась подлиннее. Домовенок и девочка Маша, его подруга, вообще постоянно прогуливаются где-то на задворках, без конца отвлекаясь на то, чтобы поспать или поесть оладий, и прибывают на место основного действия, когда оно уже почти подошло к концу.

Остается лишь предположить, что так и было задумано. Конечно, в действительности «Домовенок и Самоделкин в Замке призраков» - это кроссовер отечественной детской литературы и европейского театра абсурда. Больше всего повесть напоминает пьесу «В ожидании Годо» Сэмюэла Беккета. Ведь все сходится: Владимир и Эстрагон - это Карандаш с Самоделкиным, Поццо и Лакки - домовенок и Маша. А Годо - милиционер Фуражкин, который возникает в самом конце, словно deus ex machina, чтобы наказать одних и наградить других, после чего мир, завершив свой абсурдный путь, схлопывается, и это, конечно, печально. Ведь даже если сказка не так хороша, как хотелось бы, мы все равно чувствуем что-то вроде легкой утраты, когда закрываем прочитанную и, следовательно, прожитую книгу.

Так и человек, даже если жизнь его далека от условного идеала, обычно держится за нее до последнего, стараясь подольше не проверять, существуют ли на самом деле Годо или Фуражкин. Или, на худой конец, свидригайловская банька с пауками, которую, будь у нас возможность выбора, многие наверняка бы предпочли вечному и бесконечному ничто.

Источник: gorky.media

сказки, кроссовер, постмодернизм, 1990-е, трэш

Previous post Next post
Up