Продюсер и сценарист Брендан МакКарти - один из главных производителей фильмов ужасов в Ирландии. На его счету ипотечный хоррор с Имоджен Путс и Джесси Айзенбергом «
Вивариум», оккультные страшилки «Пробуждающийся лес» (2009) и «Вишневое дерево» (2015), медленный фолк-ужасы «Из тьмы» (2015), кровавая мистика «Давайте поохотимся» (2014) и множество других страшных проектов. Кинематографист рассказывает об ирландских ужасах и их лучших образцах, а также даёт совет российским хоррормейкерам.
- Вы спродюсировали немало важных ирландских хорроров вроде «Вишневого дерева», «Из тьмы», «Проклятья Хопвелл» и помогли создать облик современного ирландского хоррора. Насколько жанр популярен в Ирландии?
- Да, хоррор сейчас популярен, особенно среди молодых кинематографистов. Неудивительно, ведь Ирландия полна легенд, историй о призраках и сказок про разные существа вроде фей. Для продюсеров ниша хорроров привлекательна потому, что имеет международный потенциал. Ирландия - маленькая страна, поэтому домашний рынок недостаточно велик, чтобы поддерживать национальное кино, и широкое распространение для нас очень важно. У Ли Кронина в этом году снял прекрасный фильм «Другой», премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс». Это еще один хороший пример того, какие истории нам бы хотелось показывать на экранах.
Click to view
- «Другой», как и «Обитатели», «Муза смерти», «Из тьмы» добрались до российского проката. Есть ли страны, в которых ирландские фильмы ужасов особенно популярны?
- Я уверен, что большая часть ирландских хорроров выходит в России. Хорроры популярны во всех странах, так как везде есть гарантированная преданная, хоть иногда и маленькая аудитория. Из небольших рынков по всему миру собирается значительная аудитория.
- Как бы вы описали ирландский хоррор? В зачем заключаются его главные черты и чем он отличается от фильмов ужасов других стран? Какие поджанры или темы встречаются чаще всего?
- Наши фильмы естественным образом тяготеют к фолк-хоррорам. Взять хотя бы «Пробуждающийся лес», «Другой», «Цитадель», «Вишневое дерево», «Обитатели», «Из тьмы». Это обусловлено тем, что у нас богатая традиция рассказывать истории, уходящие корнями в наши взгляды на мир и образ жизни. В Ирландии снимали и прекрасные чистые экшен-картины и традиционные фильмы ужасов. Я говорю о собственных картинах вроде «Швов» Конора МакМахона, истории о жутком клоуне, в котором полно жестокого веселья и смеха, и экшен-хоррора «Давайте поохотимся» Брайана О’Мэлли с Лиамом Каннингемом из «Игры престолов». Оккультизм и фольклор популярны среди наших кинематографистов, работающих в поджанре сайфай-хорроров. «Последние дни на Марсе», «Вивариум» и еще не вышедшая «Морская лихорадка» попадают в эту категорию.
Брендан МакКарти
- На что вы обращаете внимание, решая запускать ли проект в производство?
- Моя компания Fantastic Films никогда не выпускала фильмы про вампиров, зомби или оборотней, так как планка в этих поджанрах очень высока. Мы всегда ищем уникальные и актуальные истории и, что еще важнее, режиссеров с собственным видением и голосом. Трудно дать какие-то критерии - думаю, мы просто на ходу понимаем, что это то, что нам нужно.
- Россия все еще пытается найти свой подход к жанру. Какой совет вы могли бы дать о формировании собственного облика национального хоррора? Видели ли вы какие-нибудь российские фильмы ужасов?
- Не могу сказать, что я смотрел много российских ужастиков. Кажется, я видел старого «Вия». Крайне важно сделать историю достоверной. Если зрители подключаются к персонажам и понимают их желания, они отправятся в путешествие в любые жуткие места, куда их пошлет фильм ужасов.
- Какие ирландские фильмы ужасов вы считаете наиболее важными для индустрии и развития жанра?
- Нельзя спрашивать меня о таких вещах и ждать, что я не стану рассказывать о фильмах, которые продюсировал. «Пробуждающийся лес», «Давайте поохотимся», «Виварий», «Морская лихорадка», «Швы» и многие другие. Они все работают и никогда не обманывают зрителей, действительно предлагая мрачное приключение, которое обещают.
- На какие не ирландские фильмы ужасов вы ориентируетесь в работе?
- Их много. Среди старых - «Глаза без лица», «Ночь демона», «Кэрри», «Изгоняющий дьявола». Из более современных - «На границе миров», «Впусти меня», «Реинкарнация», «Солнцестояние», «Мы».
- Собираетесь ли вы продолжить писать сценарии? [МакКарти написал «Пробуждающийся лес» и «Вишневое дерево»]
- Да, я планирую вернуться к сценариям в ближайшее время. Было большой ошибкой прекращать писать, и уже сейчас я работаю над несколькими проектами. Я пишу очень медленно, так что чем раньше начну, тем раньше закончу!
- «Вивариум» говорит на необычные темы для современного социального хоррора: здесь пугают ипотекой и несчастным браком. Планируете ли вы и дальше развивать подобные темы?
- Мне нравятся идеи, заложенные в «Вивариуме». Мне кажется, что правда столь же важна для хоррора, сколь и для артхаусных фильмов. И фильм отлично с этим справился, так что мы хотим снять больше историй с уникальной, но знакомой каждому точкой зрения.
Источник: kinoreporter.ru