Советский режиссёр Павел Клушанцев - вдохновитель Стэнли Кубрика и Джордж Лукас

Jan 17, 2022 17:00

Но не могут найти…

В 1969 году режиссер вышедшего на экраны сенсационного фантастического фильма «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрик в интервью газете «Нью-Йорк таймс» признался: он не смог бы и подступиться к такой масштабной работе, если бы не технологические новшества, увиденные в лентах русского режиссера Павла Клушанцева.



Его комбинированные съемки опередили время на десятилетия. В годы перестройки в Москву прилетел создатель знаменитой космической саги «Звездные войны» Джордж Лукас. Организаторов визита он огорошил просьбой: устройте мне встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. В ответ увидел недоумение. «А кто это такой?» - спросили у знаменитости. Режиссер ответил: «Можете считать его крестным отцом «Звездных войн». Чиновники Госкино раздобыли для американца скудные сведения: да, был такой постановщик на «Леннаучфильме», но в 1972 году вышел на пенсию, дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, умер.

Лукасу солгали. Павел Владимирович, на экспорте фильмов которого страна заработала миллионы, был фактически выброшен из кино и доживал свой век в комнатушке ленинградской коммуналки. И уже другой обладатель «Оскара», американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак, смог разыскать мастера.



Он завязал с ним переписку в 1990 году и признался своему кумиру, что много раз подробно отсматривал в фильмотеке его работы. Но осталось 50 неразгаданных им тайн технических приемов, казалось бы, неосуществимых без компьютерной графики. А ведь в годы создания лент Клушанцева ее не существовало.

Павел Владимирович, уволенный с «Леннаучфильма» еще в 1972 году с формулировкой «за профнепригодность», был поражен, что его, теперь 80-летнего старика, кто-то вспомнил. И письменно ответил на все вопросы Роберта, раскрыв десятки изобретенных им технологий. Скотак впоследствии не скрывал, что использовал их в работе над фильмами «Терминатор 2: Судный день», «Титаник», для которых создавал спецэффекты.

И всё же одной переписки оказалось мало, чтобы понять весь объем технических разработок. В апреле 1992 года Роберт вылетел в Санкт-Петербург для личной встречи.

Блокадный дневник

Павел Владимирович появился на свет в Санкт-Петербурге в дворянской семье в феврале 1910 года. После 1917-го отец - земский врач - из-за происхождения подвергся преследованию. Скрывался в Мурманске, работая контролером на железной дороге, умер в 1919-м. Мать в годы Первой мировой и Гражданской войн служила сестрой милосердия в лазарете. А маленький Павел в результате семейных перипетий оказался в детдоме. Там в 9-летнем возрасте во дворе на свалке он нашел старый учебник по астрономии, которую в тот период выбросили из школьной программы. Изображения планет, звездные карты стали отдушиной для мальчишки, а фантазии о космосе превратились в своеобразную музу. Тема вдохновляла его всю жизнь.

В начале 1920-х мама вернулась в питерскую коммуналку и забрала сына.

Уже будучи подростком, Павел вынужден был подрабатывать ремонтом мебели. Соорудил токарный станок, изготавливал шахматы на продажу. Свой явный инженерный талант он хотел развивать и далее. В технологический институт его не взяли из-за дворянского происхождения родителей. Пошел в Ленинградский кинотехникум, а по окончании в 1930-м оказался на киностудии «Белгоскино». Сначала работал ассистентом оператора, а через два года стал оператором-постановщиком. Уже там он понял, что задатки инженера и творческие способности можно соединить. Начал конструировать приспособления для комбинированных съемок, стабилизации кинокамеры. Сотрудничал с киноклассиками Юрием Таричем, Владимиром Корш-Саблиным. Но всё больше понимал, что сам способен стать автором, режиссером. И на создающемся в Ленинграде «Техфильме» ему это пообещали. Уже в 1935-м снял картину «Семь барьеров». Правда, образованная студия в основном занималась съемками военно-учебных фильмов. Однако ему разрешили создать цех комбинированных съемок, который он и возглавлял до начала войны.



После 22 июня 1941 года в армию его не призвали в связи с давно установленным диагнозом «костный туберкулез». Снимал кинохронику Ленинграда за блокадный паек - 125 г хлеба в сутки. Первая военная зима стала самой тяжелой. Сохранился блокадный дневник оператора, из которого можно понять: в январе силы его покидали. Павел похоронил мать и сам готовился к смерти. И всё же он находил резервы организма, чтобы с камерой выходить к Неве и снимать, как изнеможённые горожане черпают из ледяной проруби воду. А потом с дистрофией 3-й степени попал в стационар, откуда в конце февраля был эвакуирован в Новосибирск, где оказался на «Сибтехфильме». Там с помощью прежнего опыта трофейной кинокамерой снял фильм для артиллеристов «Стрельба на рикошетах», где с помощью монтажа и комбинированных съемок сымитирован полет снаряда от выстрела до цели. Все были поражены увиденным трюком.

В Новосибирске сделал еще одну ленту: «Сибирь в дни войны».

Благословение Королёва

После войны вернулся на «Техфильм», который стал «Леннаучфильмом». В редакторском отделе давно лежал сценарий, который должен был объяснить природу полярного сияния. Никто из корифеев не хотел браться за материал. А Клушанцев смог в черно-белом изображении отразить всю прелесть этого явления природы. Картинка там действительно переливается благодаря светотеневому решению. Вместо похвалы и наград режиссер едва не попал под суд. В фильме говорится, что «тайны полярных сияний разгадал и дал им физическое объяснение норвежский ученый Стёрмер». В Москве фразу назвали пасквилем космополитов, пытающихся дискредитировать вклад советских ученых в разгадку этого явления. На студии испугались и собирались выгнать Клушанцева. Спасло то, что специалистов по комбинированным съемкам на тот момент больше не было.

Ему позволили работать над фильмом «Метеориты» (1948) - о взаимодействии планет в Солнечной системе. Для картины в павильоне он создал Вселенную и в том же 1948-м получил диплом на 9-м Международном кинофестивале в Венеции. А следующая лента - «Вселенная» - была настолько реалистичной и красочной, что завоевала призы в Париже и Карловых Варах.

Но хотелось перейти к художественно-постановочному формату, где играют актеры. И до запуска первого спутника Земли в 1957 году Клушанцев выпускает еще одну картину - «Дорога к звездам». В ней, за 4 года до полета Гагарина в космос, наглядно и правдиво показаны все этапы космического путешествия. И даже высадка на Луну. Всё это за 12 лет до реального полета туда Нила Армстронга и Базза Олдрина. В ленте Клушанцев окончательно пришел к фирменному стилю. Соединил научную фантастику, документалистику, свои знания темы и игровые сцены. Картину купили 29 стран. Попала она и в США. Американские кинематографисты были поставлены в тупик и не понимали, с помощью каких технологий это сделано.

Поскольку космос в противостоянии СССР и США стал политикой, картинами Клушанцева заинтересовались в Кремле. Они переставали быть фантастикой по своему жанру и становились реальностью. Космическая эра, а вместе с ней и гонка начались. Как-то раз режиссера вызвали в КГБ и подробно расспрашивали, откуда он взял «пакетную» компоновку ракет. Такая готовилась для первых полетов в космическое пространство. Клушанцев доказывал, что сделал ракетоносители в виде макетов в ненатуральную величину по формулам Циолковского. В конечном итоге поверили, что разработки принадлежат лично ему, и пристально следили, чтобы его кинофокусы не оказались по случайному совпадению засекреченной информацией. Конечно, режиссер был знаком с учеными, работавшими над советской космической программой. Ему оформили доступ. Встречался он и с академиком Сергеем Королёвым. Сергей Павлович одобрял ленты. Он видел на экране космонавтов из будущего, пребывающих в более комфортных и безопасных условиях, чем это было тогда, в начале освоения космоса.



Вызвал бурю

Самым скандальным и нашумевшим стал фильм «Планета бурь», вышедший в год полета Гагарина в космос. По сюжету на Венеру отправляют совместную советско-американскую экспедицию. Герои оказываются в сложном положении, сражаются с птеродактилем, бронтозавром, погружаются в венерианский океан. Спасают товарищей по экипажу за секунду до их гибели в кипящей лаве. Космонавтов сыграли Георгий Жжёнов, Юрий Саранцев и другие известные актеры. Среди действующих лиц была и женщина-космонавт, которая по сюжету однажды всплакнула. Смотревшая фильм министр культуры Фурцева сделала замечание: советская женщина даже в космосе не должна терять самообладание. К тому же начальству не нравилось, что в картине русские и американцы взаимодействуют. Холодную войну никто не отменял! Из-за этого фильму в СССР присвоили 3-ю категорию и не показали в центральных кинотеатрах. Зато ленту закупили более 30 стран мира. Американские мастера спецэффектов ломали голову, как режиссеру удалось воспроизвести раскаленную лаву вулкана. Клушанцев - сторонник простых методов. Лавой стало тесто, привезенное с хлебокомбината. В него подмешали люминесцентную (светящуюся) краску. Также не могли понять, как создана иллюзия невесомости. На деле тоже всё просто. Не космонавты в воздухе плавали, а вращалась вокруг своей оси сама конструкция корабля-декорации. Еще американцев интересовали реалистичные подводные съемки потрясающего качества. Сложно было представить, что всё снято через созданную специально в павильоне систему плоских подвижных аквариумов, куда запустили экзотических рыб. Павел считал, что в кино ничего невозможного нет. Стоит лишь пораскинуть мозгами.

С одной стороны, фильм «Планета бурь» получил немало призов за границей, с другой - в США в те времена на уровне федерального кинопроката существовало пиратство. Произошел ряд беспрецедентных случаев. В 1965 году компания Роджера Кормана взяла картину Клушанцева и сделала из советских космонавтов американских. Пересняли эпизоды с женщиной-космонавтом, задействовав американскую эротическую диву Фэйт Домерг. Досняли несколько эпизодов с британской звездой Бэзилом Рэтбоуном. В титрах всех русских актеров подписали американскими именами. Жжёнов, например, стал Куртом Боденом. Фильм назвали «Путешествие на доисторическую планету». Советский Союз никак в ленте не упоминался.

В 1968-м Корман решил пойти дальше. В тот же фильм ввел линию о том, что на Венере, куда прилетел персонаж Жжёнова со товарищи, проживают сексапильные доисторические амазонки. Обнаженных девушек досняли и подмонтировали так, чтобы по сюжету они не встречались (да и не могли!) с персонажами из русской ленты. Они их только ждут и боятся. В уста русских актеров вложили совершенно другой английский текст! Кино вышло в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».

Обе грубые подделки имели успех в американском прокате. И сейчас находятся в открытом доступе для просмотра, в том числе в русскоязычном сегменте интернета.

За спасибо

После успеха предшествовавшей картины Клушанцев снял еще четыре ленты, среди которых красочные, сочные «Луна» (1965), «Марс» (1968). Фильмы тоже получали призы на зарубежных кинофестивалях. К началу 1970-х космос медленно переставал быть трендом. Не то чтобы к нему потеряли массовый интерес. Просто, в отличие от 1960-х, когда элементы, связанные с космосом, прослеживались даже в одежде или названиях музыкальных групп, тему вдруг закрыли для литературы, кино и искусства вообще. Засекретили по всем направлениям. На «Леннаучфильм» пришел новый директор, сказавший, что зрителей надо не поучать, а развлекать. Клушанцеву уже исполнилось 60. Его хотели отправить на пенсию. Он сопротивлялся. Тогда его уволили, как указано в существующем приказе, «в связи с утратой профессиональных навыков». Заступников не нашлось. Королёва в живых уже не было. Все его прежние допуски к людям, имевшим отношение к космонавтике, аннулировали. По одной из версий, по-прежнему боялись, что в очередном фильме покажет что-то секретное. Этого опасались и раньше. Но тогда популяризация космической программы была актуальна. А в начале 1970-х настало время замалчивания всего и вся на всякий случай.



Роберт Скотак

Двадцать лет Павел Владимирович провел, как в вакууме, никому не нужный и не интересный. И тут в апреле 1992-го на пороге его комнатушки в коммуналке появился режиссер, автор спецэффектов из самого Голливуда Роберт Скотак. Надо напомнить, что в 1992-м не только 82-летний Клушанцев оказался на обочине жизни. Вся советская киноиндустрия легла на лопатки вместе со страной. Знаменитости доживали в домах престарелых. Конечно, маэстро польстило, что им интересуется представитель всемирной киноиндустрии. И он еще раз устно ответил на все 50 неясных технологических вопросов, на которые уже отвечал в письме. Более того, сложил в толстую папку и отдал схемы, снимки, чертежи, рисунки, наброски разработок, над которыми трудился всю жизнь. И всё это из желания увековечить свои идеи. Совершенно бесплатно! Человеку в таком возрасте память о его труде важнее материального вознаграждения.

В течение 5 лет после встречи Скотак получил два «Оскара» за спецэффекты.

Обещание увековечить сдержал. В США для канала Discovery снял два документальных фильма о Клушанцеве. В журнале American Cinematographer опубликовал несколько статей, где раскрыл весь творческий путь режиссера-подвижника, поставив его в один ряд с признанными гениями мирового кино.

Источник: minsknews.by

режиссёры, спецэффекты, биография, кино, СССР, история жанра

Previous post Next post
Up