10 лучших советских фантастических фильмов - от Ихтиандра до профессора Преображенского

Aug 28, 2019 08:12


СССР не стало в 1991 году, но есть повод вспомнить эту могущественную страну и ее наследие. Сегодня мы говорим о советских фантастических фильмах. Не то, чтобы их было много, но для составления этого списка лучших картин мы перебрали достаточно интересных работ. Забудьте о современных блокбастерах - и посмотрите, какую отличную фантастику снимали в коммунистическом прошлом наших родителей.

«Человек-Амфибия», 1961



В водах Буэнос-Айрэса появился морской дьявол. Ловцы жемчуга отказываются нырять, а рыбаки выходить в море. Грозным монстром оказывается Ихтиандр (Владимир Коренев) - человек-амфибия и добрый юноша, которому из-за болезни пересадили рыбьи жабры. Операцию проводил его отец - выдающийся врач доктор Сальватор. Однажды молодой человек увидел, как тонет красивая девушка. Он спас ее и тут же влюбился. Парень решает найти любимую и признаться в своих чувствах. Конечно же, на этом проблемы главного героя только начинаются.


Фильм по одноименному роману советского писателя Александра Беляева хотел снять Голливуд. Но американские продюсеры отказались от затеи из-за очень сложных и длительных подводных съемок. А советские кинематографисты захотели и сделали. Правда, это оказалось действительно на грани, но у них вышло, хотя заокеанские коллеги прочили им провал.

«Человек-Амфибия» до сих пор смотрится на одном дыхании. Его без проблем можно пересматривать снова и снова, потому что здесь круто все: режиссура, сценарий, актеры, натуральные сцены под водой, футуристичный костюм человека-амфибии из 10 тысяч чешуек, запоминающаяся музыка и первая советская эротика. Не надейтесь на что-то горячее. Просто тут есть сцены с просвечивающимся купальником главной героини Гуттиэре (Анастасия Вертинская), но при тогдашней цензуре это был смелый шаг. Изначально картина снималась на черно-белую пленку, потом ее раскрасили, а после отреставрировали и оцифровали.

«Планета бурь», 1962



«Планета бурь» стал первым масштабным советским фантастическим фильмом. В картине использовалась передовая на то время технология комбинированной съемки, а «подводные» сцены вызывали бурные восторги зрителей в кинотеатрах. Фильм получил популярность и за границей, а безжалостная киноиндустрия США даже перемонтировала советскую картину и сделала на ее основе сразу два новых проекта: «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet) 1965 года и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women) 1968 года. Причем последняя лента стала фантастической эротикой, где добавили полуголых амазонок. Как вы понимаете, обе «новинки» оказались намного хуже оригинала, и смотреть их сейчас вредно для психики.

По сюжету фильма на Венеру отправилась советско-американская экспедиция из трех космический кораблей: «Капелла», «Сириус» и «Вега». Перед посадкой «Капеллу» уничтожает метеорит. Экипажи двух оставшихся космолетов решают высадиться на Венеру почти всем составом. На орбите остается один член команды и ракета. Внизу их ждет новый и чужой мир, который когда-то населяли разумные существа, а теперь - динозавры и другие странные создания.

«Планета бурь» даже сейчас выглядит достойно и без проблем привлечет внимание любителей фантастики. Тут нет нудной советской пропаганды коммунизма и заветов партии, а о том, что это фильм родом из СССР, говорят лишь знакомые лица актеров из старых военных лент и заветные четыре буквы на корпусе космической ракеты.

Иногда сценарий заносит в философские дебри, а главные герои увлеченно говорят о высших человеческих целях и светлом будущем Земли. В остальном это отлично сделанный, атмосферный и увлекательный фантастический фильм, где есть робот и нелепые люди в костюмах динозавров (которые позже появятся в оригинальном Star Trek) и стильный глайдер-вездеход в лучших традициях ретрофантастики.

Как и в случае с «Человеком-амфибией», сначала фильм снимали на черно-белую пленку уже спустя пару десятков лет раскрасили, а после 2010-х годов и оцифровали.

«Солярис», 1972



Фильмы гениального Андрея Тарковского отдельная тема для разговора, и рассказать о его творчестве парой тысяч знаков не выйдет. Тут надо либо очень коротко, либо строчить полотно, которое устанешь скроллить. Но я все же попробую.

«Солярис» снят по одноименному роману польского фантаста Станислава Лема. В отличие от «Сталкера», где за историю отвечали авторы книги, братья Стругацкие, сценаристами «Соляриса» выступили драматург Фридрих Горенштейн и сам Тарковский. Лем тоже участвовал в создании фильма, но они с режиссером не сошлись во взглядах и разругались. По словам писателя, Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. А Лем как раз думал наоборот.

По сюжету картины исследования планеты-океана Солярис зашли в тупик. Считается, что эта планета представляет собой огромный разум, который передает людям свои сигналы. Ученые подумывают, закрыть ли орбитальную станцию над Солярисом или продолжить исследования более жесткими мерами. Чтобы вынести окончательное решение, на станцию отправляют психолога Криса Кельвина (Донатас Банионис). Ведут исследования планеты всего три человека: Снаут, Сарториус и Гибарян.

Да и то, последний покончил с собой незадолго до прилета Кельвина. Эти ученые выяснили, что Солярис копается в человеческих воспоминаниях и создает материальные воплощения погибших или умерших членов семьи. А неверующему в это Крису живой океан материализует покончившую с собой жену Хари (Наталья Бондарчук). Избавиться от этого «создания» не выходит, а со временем главный герой принимает его (ее?) за настоящего человека.

В работе Тарковского выделяются назойливое внимание к мелочам, фирменные полеты камеры, долги кадры, от которых не можешь оторвать взгляда, мощные диалоги и отменная актерская игра. Конечно же, не обошлось без витиеватого подтекста и многослойного смысла, который каждый зритель интерпретирует по-своему.

В «Солярисе» прекрасные декорации и костюмы, продуманная музыка и пугающая атмосфера человеческого страха перед материализованными воспоминаниями. Фильм не кажется затянутым авторским кином для немногих ценителей жанра, но все же это именно такое кино. Хотя картина легко заходит любому зрителю и не кажется чем-то сложным. При этом она прокачивает мозги и давит на самые важные клавиши человеческого восприятия - любопытство и страх.

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973



В этот список не мог не попасть фильм великого режиссера и сценариста Леонида Гайдая. Среди его длинной и мегапопулярной фильмографии нашлось место и фантастике: «Иван Васильевич меняет профессию», по совместительству - одной из лучших картин о путешествиях во времени.

Инженер изобретатель Александр Тимофеев собрал у себя дома машину времени и открыл на стене соседской квартиры портал в XVI век - в палаты царя Ивана Грозного. Орудовавший у соседа домушник Жорж Милославский и проходящий мимо домоправитель Бунша оказываются в Москве далекого прошлого, а в наше время попадает настоящий Иван Грозный. Бунша и Милославский пытаются сойти за пропавшего царя и его советчика, а на этой стороне обалдевший Шурик общается с Грозным и пытается починить шайтан-машину, чтобы вернуть все как было.

Фильм снят по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Сюжет у нее был большей частью таким же, режиссер лишь внес небольшие коррективы и сделал поправку на позднее советское время. Свой отпечаток оставила и знаменитая цензура СССР, но, по словам самого Гайдая, он очень легко отделался. Иногда создатели считали, что фильм никогда не дойдет до зрителя, как это часто бывало в те времена, настолько много там оказалось жестких шуток и сатиры на грани возможного.

Это факт повлиял и на исполнителей главных ролей. Изначально Гайдай писал сценарий под Юрия Никулина. Тот прочитал его и сказал, что не будет сниматься, потому что такую остросоциальную пародию на власть точно зарежут на предпоказе и навсегда положат на полку. В итоге режиссер утвердил на эту роль актера Александра Демьяненко - вечного Шурика из этой и других картин Гайдая.

Из восьми претендентов двойную роль Ивана Грозного и домоуправителя Ивана Васильевича Бунши отдали Юрию Яковлеву. А на роль вора-домушника Жоржа Милославского изначально взяли самого Андрея Миронова. Но оказалось, что сыграть наглого рецидивиста у него не выходит, поэтому за дело взялся более эффектный в этом плане Леонид Куравлев.

«Иван Васильевич меняет профессию» - фильм, который годами не сходит с экранов телевизоров, а под новогодние праздники выбирается в топ просмотров на различных стриминговых сервисах и платных видеопорталах. Это картина со множеством крылатых фраз, запоминающимися и уже народными песнями, великолепной актерской игрой и очень тонким издевательством над властью - тогдашней и даже нынешней.

«Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», 1973-1974



В жанре советской кинофантастике работал и режиссер Ричард Викторов. На его счету немного фильмов в принципе - и только четыре фантастических. Зато все ленты оставили важный след в истории жанра, а три из них даже попали в наш топ. «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» - первая пара из списка. По сути, это один двухсерийный фильм, только сериям дали разные названия.

Земные спутники принимают сигнал SOS из далекой неизвестной планеты системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи). Ученые решают послать на помощь разумной расе космический корабль. Но лететь туда даже на скорости света предстоит больше тридцати лет, поэтому в экипаж выбирают ребят не старше 8 или 9 классов. Это нужно, чтобы после прибытия к месту назначения команда была в нужном возрасте и вступила в контакт максимально подготовленными.

Для полета к звездам выбирают проект школьника Вити Середы - космический корабль «ЗАРЯ» (обратная аббревиатура от Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный). В итоге на Альфу Кассиопею летит экипаж из трех парней и трех девчонок. Они должны провести на корабле бо́льшую часть жизни и подготовиться к встрече с внеземной цивилизацией. После старта школьники находят на борту спрятавшегося одноклассника и приколиста Федю Лобанова. Последний устраивает экипажу веселые деньки и чудом доставляет «ЗАРЮ» куда надо на 27 лет раньше. На этом приключения и проблемы подростков только начинаются.

В картине нет советской пропаганды, воспевания партии, правительства, пятилеток и прочего. Да, люди живут в СССР, что сказывается на диалогах, одежде, темах для разговоров и незыблемой вере в человеческий дух. Но это не мешает реализовать на экране захватывающую историю с нотками фантасмагории, серьезные на то время комбинированные съемки, достойные декорации и дорогие костюмы.

«Москву-Кассиопею» и «Отроки во Вселенной» можно легко сравнить с ранними фильмами серии Star Trek. Конечно, здесь нет того размаха и бюджета, но эти картины получили у себя в странах бешеную популярность. Чуть ли не каждый советский подросток в 70-х хотел стать космическим путешественником и отправиться на помощь неизведанной планете вместе с друзьями и троицей симпатичных девчонок. Я бы и сейчас не отказался от такого путешествия. А вы?

«Сталкер», 1979



«Сталкер» - это тот случай, когда можно сказать, что фильм лучше книги. После многочисленных доработок и переписываний Аркадий и Борис Стругацкие не просто адаптировали свою повесть «Пикник на обочине» под сценарий, а создали ее альтернативную версию, которая глубже оригинала, кардинально от него отличается и даже противоречит ему. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный» - знаменитая фраза из повести, которой не нашлось места в фильме.

Я люблю все фильмы Андрея Тарковского, и прекрасно осознаю, что смыслов и скрытых значений в них можно найти больше, чем в реальности закладывал автор. Это не плюс и не минус произведения, а всего лишь одна из характеристик. Главная задача не в том, чтобы разглядеть скрытое, а в том, чтобы отделить важное от неважного - для себя, необъективно. Почерпнуть для себя что-то - идею, намек. В основном, в монологах, конечно.

«Совесть, душевные муки - это все придумано, от головы».

В «Сталкере» есть над чем подумать, и времени для этого дается достаточно в течение самого фильма. Осмысливать надо сразу, иначе уйдет! Затяжные паузы, медленно плывущая камера, тишина и молчание. Помню, что при первом просмотре «Сталкера» все это заставляло меня чувствовать себя неловко - было какое-то эмоциональное напряжение, возникшее под впечатлением от фирменного стиля режиссера. Я все время куда-то спешил, хотел уже продолжения - ничего, в общем, не понимал. Но монтаж все равно работал - создавал давление. К «Сталкеру» невозможно относиться нейтрально: ты либо любишь его, либо презираешь.

«Через тернии к звездам», 1980



Выше упоминался Ричард Викторов - режиссер отменной советской фантастики. Перед вами еще одна его достойная работа - двухсерийная космическая фантастика «Через тернии к звездам» по сценарию Кира Булычева.

В XXIII веке пограничный земной космический корабль находит пробитый метеоритом неизвестный звездолет. Внутри оказываются погибшие внеземные создания и один выживший. Выяснятеся, что это хрупкая и почти лысая девушка. Найденыша зовут Нийя (Елена Метёлкина), она красива и очень сильна, а также умеет недоступные человеку вещи. Например, владеет телепатией и телекинезом. Героиню забирает к себе в дом ученый Сергей Лебедев (Улдис Лиелдидж) и Нийя осваивает спокойную земную жизнь XXIII века. Случайно девушка узнает, что разбитый звездолет не просто так оказался возле Земли, а у нее есть предназначение.

«Через тернии к звездам» не выделяется слишком глубокими мыслями, но подобный посыл тут есть. Через Нийю и ее познание землян авторы рассказывают зрителю о главных человеческих достоинствах, о нормах морали, понятия Добра и Зла, верности, дружбы и любви.

У фильма была добротная для того времени графика и комбинированные съемки, а также достойные Голливуда декорации космических станций и звездолетов. Добавляет атмосферности происходящему и отменная музыка космоса. В картине много отсылок к другой фантастике, например, к прошлому фильму Викторова «Москва-Кассиопея» или к творчеству братьев Стругацких.

В «Через тернии к звездам» есть сцены обнаженки с главной героиней, советской моделью (а не актрисой) Еленой Метелкиной. Стандарты красоты у всех разные, но сам факт появления голого тела в 1980 году доставляет. При этом создатели смогли оставить такую сцену в фильме, потому что обыграли ее как нарушение человеческих норм. Нийя раздевается, а другие спокойно рассказывают ей, как это некрасиво и не принято у землян.

В 2001 году картину оцифровали, переозвучили, доработали спецэффекты и перемонтировали под современные стандарты хронометража. Так что смотреть этот фильм сейчас можно даже на Blu Ray.

«Тайна третьей планеты», 1981



Мультфильм «Тайна третьей планеты» попал в этот список, как лучшая экранизация произведений писателя Кира Булычева. Картина снята по мотивам повести «Путешествие Алисы» (другое название «Алиса и три капитана»).

«Тайну третьей планеты» делал режиссер-аниматор Роман Качанов в технике традиционной рисованной мультипликации, а на создание ленты ушло четыре года. Сценаристом проекта выступил сам Кир Булычев и для мультфильма он решил изменить время действия, имена героев и последовательность событий, но это пошло только на пользу произведению.

ХХII век. Космический корабль «Пегас» отправляется на поиски неизведанных животных для московского зоопарка. В экипаже три человека: капитан Зеленый, профессор Селезнев и его дочь Алиса. Повстречавшийся им на Луне космоархеолог Громозека советует отправиться на планету Капитанов Кима и Бурана, чтобы найти в записях этих отважных исследователей упоминания о нужных зверях. Главные герои следуют совету друга и попадают в череду странных событий и загадочных происшествий.

«Тайна третьей планеты» - уникальный и, пожалуй, лучший советский мультфильм. С ним случилась та же история, что и с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию». Картину быстро растащили на афоризмы, которые и сейчас ходят в народе, а многие и не знают, что выражения из этого мультика.

«Тайна третьей планеты» завоевала любовь зрителей всех возрастов и до сих пор считается эталоном советской и мировой мультипликации. Мультфильм выделяется захватывающей детективной историей, проработанными героями, яркими диалогами, немного упоротой, но стильной рисовкой, и атмосферной футуристической музыкой композитора Александра Зацепина.

Это один из немногих мультфильмов, которые хочется пересматривать снова и снова, и такие действия не надоедают. Очень жаль, что у картины нет хронометража современных голливудских анимационных фильмов, поэтому Тайна третьей планеты» идет всего 47 минут - три четверти часа вечного детства.

«Кин-Дза-Дза», 1986



Представьте себе планету в далекой галактике, где прогресс ушел на сотни или даже тысячи лет вперед: ее жителям доступны технологии, позволяющие нивелировать законы физики, читать мысли и сжигать моря. Но вместо того, чтобы использовать эти достижения для еще большего ускорения прогресса, для бесконечного расширения в глубь галактики, удовлетворения своего человеческого любопытства и тяги к новым знаниям, цивилизация ведет себя, как мы. Воюет, ворует, врет - да так, чтобы не только говорить ложь, но и думать ложь, иначе прочитают.

Расходует ресурсов больше, чем производит, и прикладывает немыслимые усилия, чтобы доминировать по праву рождения, расе и достатку. А если совсем повезет - удастся заполучить красные штаны. Почти «синее ведерко».

Мы знаем - по крайней мере теоретизируем - по какому вектору развития будет двигаться наша наука. А мораль? Можно, конечно, успокоить себя, что это всего лишь фантастика, к тому же бредовая, но это будет ошибкой. Нужно испугаться: это наше будущее. Мир вокруг нас меняется, а мы - нет. Это и есть «Кин-Дза-Дза». Смешная и абсурдная антиутопия, один из бесконечного количества возможных вариантов развития. Будущее, к которому мы стремимся, родилось из умения мечтать, правильно? Так может, если мы предскажем себе побольше неудачных сценариев, то и шансы избежать чего-то подобного станут выше?

«Собачье сердце», 1988



За пару лет до распада СССР продюсер, сценарист и режиссер Владимир Бортко снял фильм по одноименной фантастической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Произведение вышло в далеком 1925 году и, чтобы передать ту эпоху в новой картине, ее решили снимать в черно-белом цвете. А чтобы это сделать максимально правдоподобно, в камерах использовался специальный фильтр «сепия».

Известный питерский хирург профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев) пересаживает дворовому псу Шарику человеческий гипофиз и семенные железы. Донором выступает померший алкоголик и сомнительная личность Клим Чугункин. Собака постепенно превращается в человека, учится говорить и ходить, поэтому его называют Полиграфом Полиграфовичем Шариковым (Владимир Толоконников). Со временем исходный донор дает о себе знать, поэтому в товарище Шарикове просыпается дебошир и хулиган, который любит выпить и донести на создателя в коммунистическую партию. Бывшая собака, а ныне уважаемы гражданин советского общества, становится большой проблемой для профессора, его помощника Борменталя и других домочадцев.

«Собачье сердце» - отличная классическая фантастика, где есть одно фантастическое допущение, а сюжет и главная идея строятся вокруг него. Благодаря примененному фильтру картина смотрится действительно старо, при этом каждая минута пропитана атмосферой еще не пришедшего в себя послереволюционного Петербурга.

«Собачье сердце» - эпичный сборник народных афоризмов, отпадного и до сих пор не устаревшего юмора, а также глубоких мыслей о человеческом Я. Тут много отменных шуток, колкого сарказма над ранней историей СССР и великолепной игры актеров.

Картина задает сложные вопросы о том, кого, когда и при каких обстоятельствах считать человеком, и не дает однозначного вопроса на этот странный, но важный момент. Поэтому зрителю приходится самому отвечать на вопрос - и делать это сквозь смех и судорожное запоминание улетных словечек из фильма.

Источник: kanobu.ru

топ, подборка, кино, СССР

Previous post Next post
Up