Флэш Гордон и Бак Роджерс - герои ретро-фантастики. Часть вторая: Флэш Гордон

Aug 14, 2019 19:07

Флэш Гордон

За успехом Бака Роджерса внимательно следил Уильям Херст. Тот самый Херст - один из богатейших людей планеты, создатель индустрии новостей и отец «жёлтой прессы», работавший под девизами «сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное - подача материала» и «главный критерий качества - тираж». Херст справедливо считал комиксы отличным способом выжимать миллионы долларов из огромной армии тех читателей, для которых серьёзное чтиво было не по зубам. (Считается, кстати, что термин «жёлтая пресса» произошёл от расистского комикса конца XIX века «Жёлтый малыш»).



В 1934 году созданная Херстом издательская компания King Features нанесла по Баку Роджерсу неожиданный и жестокий удар. Если этот замороженный путешественник в будущее эволюционировал постепенно, начиная со скромных журнальных публикаций, то в его конкурента Флэша Гордона сразу вложили сотни тысяч долларов, выпустив многотиражный цветной комикс - более «научный» и серьёзный.





Первое издание комикса про Флэша Гордона

Первый кадр комикса содержал газетный заголовок: «Миру наступает конец. Странная новая планета летит к Земле. Нас спасёт только чудо - так утверждает наука». И чуть ниже с типичной для того времени расовой деликатностью пояснялось: «В африканских джунглях гремят барабаны, а испуганные чёрные завывают в ожидании своей судьбы. Арабы повернулись в сторону Мекки и молятся о спасении…».

С первых страниц комикса начинается «голливудский» драйв: Стивен «Флэш» Гордон, образцовый ученик Йельского университета и лучший на планете игрок в поло, летит куда-то по своим делам на пассажирском самолёте (обычном «кукурузнике») в компании обворожительной Дейл Арден. Внезапно в иллюминаторе сверкнула вспышка - крыло самолёта оторвано шальным метеоритом - осколком того самого небесного тела, которое вот-вот устроит людям Армагеддон.



Флэш Гордон и Дейл Арден (1940)

До рождения Брюса Уиллиса оставался ещё 21 год, поэтому Флэшу Гордону пришлось выкручиваться самому: схватив красавицу Арден в охапку, наш белокурый «конный хоккеист» прыгает с парашютом и приземляется около обсерватории доктора Ганса Заркова. Как и положено, сумасшедшего на всю голову. Нет, старикан был хорошим. Просто он работал над средством спасения Земли дни и ночи напролёт, от чего его могучий ум сделал причудливое сальто-мортале и Гордон с Арден показались ему инопланетными шпионами.

План спасения Земли, разработанный Зарковым, полностью соответствовал его психическому состоянию: построить в обсерватории ракету (а где же ещё, не в музее же?), разогнаться как следует и врезаться в подлетающую планету, изменив её траекторию. Учёный заталкивает «шпионов» на свой корабль, радостно сообщая им, что все они умрут во имя науки. Новоиспечённые камикадзе благополучно терпят крушение на искомой планете Монго, которой правит злобный император Минг. Приключения начинаются.

Герой нашего времени

Так как вселенную Флэша Гордона делали планомерно, всерьёз и надолго, то от приключений Бака Роджерса она отличается постоянным составом героев и сюжетной стабильностью. С этой точки зрения «гордиана» превосходит «роджериану». Бак Роджерс появился раньше, но первый научно-фантастический киносериал - к тому же ориентированный на взрослую аудиторию - был снят в 1936 году именно про Флэша Гордона. В три фильма, последний из которых вышел в 1940 году, были вложены огромные деньги, что, естественно, обеспечило успех.



Флэш Гордон - футболист (1980)

В 1980 году выпустили крупнобюджетный (с такими звёздами, как Макс фон Сюдов и Тимоти Далтон) полнометражный фильм, снятый в экстравагантной манере старых космических сериалов. По сюжету Флэш стал игроком в американский футбол, Минг обрушил на землю фрагменты Луны, сбившие самолёт Гордона, - вроде бы всё серьёзно, без пороховых ракет, согласно духу нашего времени, однако в диалогах сквозила неприкрытая самоирония, что позволило причислить картину к удачным пародиям.

На каждый из тематических продуктов - радиопостановку, теле- и мультсериалы, книги, комиксы и аттракционы - тратились большие деньги, поэтому, в отличие от Бака Роджерса, Флэш Гордон постоянно пользовался спросом и не нуждался в «перезапусках». Персонаж, появившийся раньше Супермена, стал свидетелем рождения гигантской армии современных супергероев и пережил многих из них, сохраняя неизменно высокую популярность.

Музыку к «Флэшу Гордону» 1980 года написала группа Queen:

image Click to view



Последним на сегодняшний день крупным проектом «гордианы» стал телесериал компании Sci Fi, выходивший в 2007-2008 годах. Пережёвывать одну и ту же тему на протяжении семидесяти лет было нелогично, пародии на неё уже снимались, поэтому сюжет сериала был сильно модернизирован. Теперь Флэш живёт вместе с мамой и лишён прежней тестостероновой героичности. Минг стал довольно здравомыслящим узурпатором власти. Например, он заставляет подданных называть себя не «Безжалостным», а «Добрым отцом» - совсем в духе Оруэлла. Монго теперь не просто планета, прилетевшая в Солнечную систему неизвестно откуда, а планета в ином измерении, попасть куда можно лишь через разрыв в пространстве-времени.

Вероятно, столь радикальные новации, превратившие старую добрую сагу в очередной проходной сериал, и послужили причиной его отмены в 2008 году. Теперь Флэш Гордон представлен лишь цифровыми комиксами, продающимися на iTunes. Впрочем, в скором времени это изменится: Тайка Вайтити, режиссёр фильма «Тор: Рагнарёк», готовится поставить мультфильм о Гордоне.



Герои сериала «Флэш Гордон» (2008)

Герои и злодеи

Вселенная Гордона сравнительно монолитна. Вместо упора на фантастические ситуации, в которые попадают главные герои, как это было с Баком Роджерсом, акцент делался на их характеры и взаимоотношения. Это даёт нам возможность обобщить их биографии в подробном досье.

Флэш Гордон



Почему именно «Флэш», ведь героя зовут Стивен? Создатели комикса 1934 года хотели было назвать его «Быстрый Гордон» (Speed Gordon) из-за того, что слово «Флэш» можно понимать, как «вульгарный», «показушный». В итоге всё же решили оставить «вспышку» (Flash) как указание на скорость героя. Его главным «супергеройским» качеством была отменная реакция и способность быстро бегать - в пределах человеческой нормы, но гораздо выше обычных показателей.

Флэш - очень умный спортсмен. Это не оксюморон, а «героическая» норма 1930-х, когда персонажи должны были сочетать образцовые физические данные с незаурядным интеллектом. В то же время типовые герои 1930-х были представителями «героических» профессий - моряки, лётчики… Флэш не имеет чёткой специализации, как военный лётчик Бак Роджерс, а скорее является энциклопедистом, демонстрируя широкий кругозор, блестящее университетское образование, а главное - находчивость.

Он родился и вырос в городе Кендал, штат Мэриленд, неподалёку от Вашингтона. Отец - Лоуренс Гордон, видный учёный, пропал без вести в ходе научного эксперимента по открытию портала в другой мир (Монго). Мать - Нора - занимается бизнесом, а потому всегда занята и большую часть времени проводит в разъездах.



Гравитация Монго слабее земной, поэтому Флэш может победить Минга буквально голыми руками

Согласно телесериалу, Флэш дружит с Дейл Арден со школьной скамьи. Но потом их пути разошлись. Если в ранних версиях комикса Флэш окончил Йельский университет, то по последнему варианту истории «гордианы» студентом стала Нора, а Флэш остался в родном городе и стал работать простым автомехаником на пару со своим чернокожим другом Ником Гилмором.

В 20 веке у Флэша практически не было постоянных «фирменных» аксессуаров - таких, как бэтмобиль Бэтмена или костюм супермена. Это объяснимо, ведь перед нами простой парень в непростой ситуации, герой поневоле, рассматривающий (в отличие от других суперменов, включая Бака Роджерса) спасение мира как свой долг, а не призвание на всю жизнь, и потому не стремящийся обзавестись хитрыми гаджетами. В 21 веке ситуацию изменили. Теперь Флэш разъезжает на красном Pontiac Firebird 1967 года.

Дейл Арден



В выпуске комикса 1934 года она была просто красивой девчонкой на борту самолёта. Её так и представили: «Дейл Арден, пассажир». В первой серии она не произнесла ни слова - даже не взвизгнула, когда летела к земле на руках у Флэша-парашютиста.

Во втором эпизоде она была чуть более активна. Когда Зарков затеял драку с Флэшем из-за расхождения во взглядах на их дальнейшую судьбу (врезаться ли им в планету Монго или нет), Дейл схватила со стола очень типичный для интерьера космического корабля предмет - молоток, и со словами: «Стой, ты убиваешь его, сейчас я тебя…» попыталась ударить Заркова по и без того нездоровой голове. К счастью, вовремя раздумала.

Было ясно, что сценаристы приставили Дейл Арден к Флэшу «про запас», не зная, что с ней делать, и рассчитывая придумать судьбу героини, как говорится, «по ходу пьесы». А что ещё придумать с красивой девушкой, как не это самое? Естественно, к седьмому выпуску комикса Флэш уже называл Дейл «моя единственная любовь». Хотя за семь выпусков та сказала ему лишь девять слов и значительную часть сюжетного времени провалялась в обмороке.





Долгое время Дейл была лишь глупой куклой. Потом стала глупой куклой с ружьём.

В разных версиях сериала она была то компьютерным экспертом, то менеджером туркомпании. В сериале 2007 года Дейл стала репортёром местного телеканала. Барышня завела отношения с полицейским детективом и избегала встречаться со своей школьной любовью - Флэшем. До открытия портала на Монго, конечно. Здесь пригодилась её профессия. Журналистка имеет доступ к последним новостям и может быстро вычислять местонахождение новых порталов.

А ведь в старых комиксах её основным предназначением было служить романтическим «яблоком раздора» между Флэшем и Мингом: большинство приключений сводилось к тому, что любвеобильный Минг похищал Дейл с целью бракосочетания, а Флэш спешил к ней на помощь.

Минг Безжалостный



Минга в фильме сыграл шикарный и совсем не похожий на китайца Макс фон Сюдов

Бак Роджерс сражался с Ханами, а главным антигероем «гордианы» стал Минг - желтокожий азиат в длинной красной робе. С расизмом в 1930-е годы было всё в порядке. Но когда в самой свободной стране мира наконец-то перестали сажать негров на задние сиденья автобусов, стало неудобно и перед китайцами (на минутку, Ming - это английская транскрипция реальной китайской династии Мин). Кожу Минга без лишнего шума «перекрасили» в серый цвет и слегка «округлили» глаза. В телесериале 2007 года Минг стал жгучим блондином, а в мультсериале 1996 года его вообще сделали рептилией.

Описать Минга можно двумя словами - он деспот. Оплотом его мощи стали высокие технологии: лучи смерти, роботы, боевые корабли… Главной слабостью Минга является Дейл. Он одержим идеей сделать её частью своего и без того большого гарема (хотя и ненадолго - брачная клятва в его исполнении заканчивалась словами «до самой её смерти, ха-ха-ха!»).

Прежние злодейства Минга смахивали на «Отрубить ему голову» червовой королевы Льюиса Кэрролла, сводясь к пыткам (негодяй пытал даже собственную дочь - перевоспитавшуюся злодейку принцессу Ауру, положившую глаз на Гордона) и казням. Родного сына Терека и его мать Вестру он отравил, а дочь Ауру хочет превратить в такого же негодяя, как и он сам. Чтобы власть после его смерти «попала в хорошие руки».



Минг и Аура

Себя он называет императором вселенной, хотя на практике контролирует лишь Монго, да и то не всю. На этой планете обитают различные расы - от высокоразвитых гуманоидов до людей-обезьян и разумных рептилий, многие из которых не подчиняются Мингу и воюют с ним.

Минг образца 2007 года стал кем-то вроде Саддама Хуссейна - хитрым милитаризованным диктатором, власть которого зиждется на водной монополии: из-за экологической катастрофы вся вода на Монго была заражена минералом зериллием, так что Минг правит своим миром в лучших традициях «Дюны» Герберта.



Карта планеты Монго.

Ганс Зарков



Зарков и Гордон у консоли связи (1936)

Вот ведь были времена - что ни учёный, то доктор! А Зарков вдобавок ещё и очень бойкий доктор. Не просто сидит в своей лаборатории, оборудованной, по случаю, в обсерватории (вероятно, так легче собирать ракету - можно телескопами клёпки забивать), и заливается безумным смехом, но бодро бегает по вражеской планете, при случае дерётся и отстреливается из бластера собственной конструкции. Эдакий инженер Лось из «Аэлиты» Толстого: человек с мозгами и не без кулаков.

Временное помешательство Заркова выглядело не очень солидно, поэтому сценаристы комиксов быстро переделали полоумного старика в мудрого наставника Флэша. Предполагается, что именно из этого образа «растут ноги» Оби-Вана Кеноби (в классической трилогии «Звёздных войн»).



Зарков 1980 года

Лишним было бы говорить, что Зарков - гений. По его имени и фамилии (хотя в сериале 1938 года доктора обозвали Алексом) можно предположить, что герр Зарков - немец. Но создатели «гордианы» - не провидцы и визионеры, предсказавшие успехи немецких учёных на ниве ракетостроения. Ведь ещё в 1934 году ракета «Агрегат 2» Вернера фон Брауна взлетела на высоту 3,5 км.

К числу самых сложных изобретений Заркова относится «отвердитель света» - прибор, создающий луч твёрдого света. Это позволило спасти летающий город людей-ястребов, за что их король Вултан пожаловал Заркову титул «Верховный властитель всех учёных».





Зарков за «рулём» (вернее, джойстиком) своей ракеты. Отдельно приводим фото приборов космической навигации.

Зарков также создал луч, делающий людей невидимыми, и, конечно же, космическую ракету, летающую «со скоростью света» (по авторитетной оценке Дейл Арден), либо со скоростью свыше 1200 миль в час - если верить новостным агентствам Земли. «Начинка» ракеты соответствует времени: лампочки размером с кулак, циферблаты размером с голову, в центре каюты искрят какие-то дуги на постаменте, а подача кислорода в воздух осуществляется вручную - вентилем на баллоне.

Приземление ракеты - ювелирная операция. Пилот должен в нужный момент включить магнит, отталкивающий ракету от приближающейся планеты. Воздушный шлюз отсутствует - люк можно открывать прямо во время полёта (в одной из серий наружу выбросили часовую бомбу), но делать это нужно осторожно, потому что в верхних слоях атмосферы очень ветрено. Иллюминаторов в корабле нет, зато есть перископ. Его используют, чтобы осмотреться перед выходом на поверхность незнакомой планеты. На предмет наличия врагов. Или, как в одном из эпизодов, драконов.

Кто виноват?



Порно-пародия 1974 года Flesh Gordon («Плоть Гордон». Чтобы сохранить каламбур, пришлось бы перевести как «Флэш Г***о́н»)



Итак, перед нами два героя: Бак и Флэш, законодатели моды в фантастике 1930-40 годов, культовые персонажи первых космических приключений, родоначальники всех сюжетных штампов, маленькие пращуры таких гигантов, как «Звёздный путь» и «Звёздные войны» (Джордж Лукас в своё время признавался, что вдохновлялся старыми сериалами про Флэша Гордона, а Лею и Амидалу списал с Дейл Арден). Достойны ли они этих громких званий?

По сегодняшним меркам сюжеты приключений Роджерса и Гордона выглядят глупо. В США имя «Бак Роджерс» стало нарицательным. Этот герой - первый «многосерийный» космонавт, поэтому фраза «одеваться, как Бак Роджерс» (в «костюм Бака Роджерса») означала, что человек обряжен в нечто громоздкое и смехотворное вроде скафандра.

Но не нужно считать, что 70 лет назад любители фантастики считали динозавров и роботов на Сатурне верхом здравого смысла. Все прекрасно понимали абсурдность описываемых ситуаций, поэтому популярность комиксов про Роджерса и Гордона была сродни спросу на жёлтую прессу. Никто же не верит, что в 1953 году в Мавзолей попала молния и мумия Ленина ожила, но читать эти бредни порой весьма интересно.



Дак Доджерс в 24 веке. Мультпародия от Merry Melodies

В 1930-е годы среди поклонников серьёзной фантастики ходила фраза «реально, как полёт на Луну» в обратном, саркастическом значении, а комиксы про Роджерса они называли не иначе как «безумная фигня». Действительно, обыватели привыкли к тому, что фантастика - это яркие картинки и легкоусвояемые истории. Научная фантастика перестала быть научной, превратившись в развлекательное чтиво.

И это прекрасно. Ведь именно благодаря опошлению фантастики писатели 1940-х годов столкнулись с необходимостью вернуть её на прежний путь популяризации прогресса, воспевания человеческого гения и решения старых философских проблем новыми средствами. С газетных комиксов и глупых сериалов начался отсчёт нового периода, который теперь называют не иначе как «золотым веком фантастики».

Источник: mirf.ru

персонажи, космическая опера, ретро, история жанра

Previous post Next post
Up