Кино, которое (возможно) станет культовым завтра - 10 недавних картин перспективных режиссёров

Jul 03, 2019 13:02


Культовый фильм - всегда предлагающий новые решения, затрагивающий прежде не затронутые струны души зрителя; выходящий из прежних рамок и самовольно устанавливающий новые. Он может быть провокационным, контркультурным, эксплуатационным, но не обычным. Он может вызывать только восторг или отторжение, но равнодушие - никогда. Именно поэтому невысокий балл фильмов на критических площадках является средним арифметическим между «десятками» и «единицами».

Определение культового приходит к картинам лишь со временем. Это может быть авторское, опередившее время кино, а может быть вполне себе коммерчески успешный жанровый фильм. Откровенно говоря, предсказать какой фильм получит почётное звание «культового» довольно трудно, но тем и интересней попробовать составить такой список, где будут фильмы пусть малоизвестные, но перспективные, которые, будучи распробованы зрителем, возможно получат заветное «прозвище».

Параллель / Parallel (Исаак Эсбан, 2018)



Четыре друга-айтишника страдают от жизненных неурядиц финансового и личного плана. Они живут вместе в старом доме «с историей» и однажды ночью натыкаются на лестницу, ведущую в часть дома, о которой они прежде не знали. Среди старого хлама в чердачной комнатке друзья находят зеркало, представляющее собой портал в бесконечное множество альтернативных вселенных. С помощью этого зеркала друзья решают исправить выпавшие на их долю неудачи и поправить своё положение в жизни, что, само собой, влечёт за собой ряд необычных ситуаций.



По мере того, как фильм движется к непредсказуемому финалу, зритель с головой погружается во временные парадоксы, вопросы о том, что такое индивидуальность, проблемы морали и этики, сопряжённые с технологическим прогрессом etc. Режиссёр предлагает вдумчивому зрителю одно из самых неглупых и изобретательных научно-фантастических зрелищ 2018 года.

Человек с волшебной коробкой / Czlowiek z magicznym pudelkiem (Бодо Кокс, 2017)



Критики называют этот фильм «бастардом» великих антиутопий прошлого: «1984» Джорджа Оруэлла и «Бразилии» Терри Гиллиама. «Человек с волшебной коробкой» - стильный и при этом малобюджетный, мрачный и вместе с тем сатиричный взгляд на жанр антиутопии. Впитав в себя классику фантастики от Тарковского до Спилберга, режиссёр демонстрирует прозорливость, изящное чувство юмора и авторское видение.

Герои картины живут в Варшаве образца 2030 года и этот небольшой разрыв между нашим настоящим и описанным в фильме будущим - весьма интересное решение. Адам тайком перебирается из родного бедного района в зажиточный Новый город, где, благодаря знакомству с неким тайным сообществом, устраивается уборщиком. Безответно влюбившись в девушку по имени Гория, он находит радиоприёмник, который позволяет ему перемещаться во времени, а именно - возвращаться на восемьдесят лет назад в коммунистическую Польшу…

Девица / Damsel (Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер, 2018)



Как мы уже писали однажды, вестерны бывают разные: от фантастически, до авторских. «Девица» - ещё один эксперимент, призванный проверить жанр на прочность. Несмотря на жанровую составляющую, фильм имеет довольно сложную структуру, оставляя всюду пасхалки и подсказки, которые намекают на дальнейшее развитие сюжета и объясняют на первый взгляд нелогичные поступки персонажей. Само же настроение картины заставляет фильм балансировать между категориями забавного и трогательного.

Мощный тандем мастерски отбросивших прежние амплуа Роберта Паттисона и Мии Васиковски - не меньшее украшение фильма, чем остроумный сценарий. Он - яркий до жеманности ковбой, нарочито изысканный и при этом до зубов вооружённый, она - его похищенная невеста, которой на самом деле палец в рот не клади. Он отправляется в погоню, прихватив с собой священника, чтобы, освободив возлюбленную, тут же с ней обвенчаться. Рассказать больше - нарушить тонкую, будто у умелого часовщика, работу братьев-сценаристов, чего делать, конечно же, не нужно. А нужно просто взять и посмотреть фильм, как минимум вносящий вклад в деконструкцию маскулинного образа Дикого Запада.

Младшая сестра / Little Sister (Зэк Кларк, 2016)



«Младшая сестра» снята в набирающем нынче популярность формате, который на русском корректнее всего было бы звать трагикомедией, с налётом эдакого инди. Обманчиво лёгкий, переполненный афоризмами, сардоническими диалогами и странными, хоть и вполне милыми персонажами, фильм вполне соответствует тому, чтобы оказаться в нашем списке.

Главная героиня по имени Коллин Лансфорд - бывшая готесса, привычная к тяжёлой музыке, вызывающему макияжу и эпатажному поведению, предстаёт перед зрителем в образе послушницы, дожидающейся пострига в монашки. Однако, по семейным обстоятельствам она просит настоятельницу об «отгуле», и та даёт ей пять дней, чтобы проведать родню и проститься с ней, однако сделать это будет не так просто…

Перед нами зрелое кино, поднимающее сложные темы, но подающее их без лживого пафоса, а напротив - с мрачным порой инфернальным юмором. Гротескно сгущённые, на грани гильямовского (вспоминается «Страна приливов») сюрреализма краски, неоднозначные типажи и режиссёрская проницательность определённо выделяют эту картину из серой массы.

Монтажёр / The Editor (Адам Брукс, Мэттью Кеннеди, 2014)



«Монтажёр» с первых кадров напоминает этакий привет из бесшабашных 1970-х. В каком ещё современном фильме вы встретите сексуальные девиации, синти-лаунж на клавишных, тарантулов, аэробику, олдскульные некомпьютерные спецэффекты и изощрённо-продуманные сцены смерти одновременно? Шутливая подача призвана сгладить непристойность и жестокость, которые являются постоянными спутниками повествования, а безупречная визуальная составляющая (свет, постановка планов, игра с цветом) наоборот активно нагнетает эмоции.

Сюжет закручивается вокруг малобюджетной киностудии, где происходит серия жестоких убийств. Всех жертв объединяет отсутствие на руке четырёх пальцев. Полиция начинает подозревать в совершении преступлений монтажёра Рэя Кизо, у которого обостряются проблемы с памятью и происходят приступы, во время которых тот не может отличить реальность от вымысла…

Синева внутри меня / Blue My Mind (Лиза Брюльманн, 2017)



Эта история начинается, как вполне обычная подростковая драма о взрослении и трудностях пубертата: пятнадцатилетняя Миа переводится в новую школу, испытывает трудности в общении со сверстниками и родителями, чувствует возрастные изменения в собственном теле etc. Для того, чтобы стать более уверенной, Миа прибивается к компании самых отвязных одноклассниц и пускается во все тяжкие.

Однако не думайте, что угадаете, чем обернётся такая избитая завязка, ведь вместо полярных «Леди Бёрд» и «Кэрри», создатели уготовили для вас сюрреалистический боди-хоррор, вдохновлённый… Гансом Христианом Андерсоном. Визуальная сторона фильма имеет не меньшее значение: синие тревожно-тоскливые тона, работа камеры, позволяющая себе настораживающий расфокус и сценография демонстрируют желание создателя говорить со зрителем на собственном киноязыке.

Орнитолог / O Ornitólogo (Жуан Педру Родригиш, 2016)



В «Орнитологе» Родригеш продолжает исследовать свои главные темы: мир материального, проявляющийся через нарочитую «телесность», перверсивная сексуализация, отражающаяся в профессиональном умении орнитолога наблюдать, а значит - подглядывать, и религиозная ритуальность, проявляемая в переосмыслении жития святого Антония. Подобное смысловое разнообразие в процессе воплощения привело к эффекту контрастного душа, обрушивающегося на зрителя. Идиллические картины любовных утех сменяют почти хоррорные вакханалии, реалистические вкрапления перемежаются символизмом и даже сюрреализмом, навевающем мысли о Ходоровски, с его необычайными «вестернами».

Визуальные решения играют здесь огромное значение. Настолько, что иногда кажется, будто весь сюжет фильма подстраивался специально под них. Может быть именно поэтому история об орнитологе, наблюдающем за птицами на фоне красот дикой природы так резко «выворачивает руль» и едет через джунгли сюжетных перипетий, как сам герой через джунгли настоящие и метафизические. Неторопливое, созерцательное, побуждающее к размышлению кино понравится не каждому, но своего искушённого зрителя обязательно найдёт.

Насыщенный / Bodied (Джозеф Кан, 2017)



Призрак бродит по планете, призрак баттл-рэпа… Хммм, о чём это мы? Спустя надцать лет после выхода «8-й мили» по мотивам биографии непревзойдённого Эминема, не слишком успешной и не слишком талантливой, миру явлен новый абсолютный лидер фильмов о рэп-культуре - «Насыщенный», спродюсированный, к слову, всё тем же Эмом. Даже если вы не фанат рэпа и ни разу не смотрели в интернете, как два взрослых человека поливают друг друга оскорблениями, не спешите вычёркивать этот фильм из памяти, ведь создатели картины приготовили для зрителей отличный юмор и необычный взгляд на сюжет, который кажется то сатирическим, то сюрреалистическим.

Белый парень, который хочет победить во фристайл-баттле, сталкивается с абсурдными проявлениями политкорректности, якобы призванной защитить национальные, сексуальные и бог весть какие ещё меньшинства, а на деле являющейся оскорбительной помехой для всех вышеперечисленных категорий лиц, не говоря уже об обычных людях. Хороший юмор, интересная незаезженная тема и критический взгляд на положение дел в США сулят фильму пусть и запоздалую, но популярность.

Имитация девушки / Imitation Girl (Наташа Кермани, 2017)



Некое существо, оказавшись на Земле, прямо посреди американской пустыни, превращается в первый встреченный им человеческий образ - девушку с журнальной обложки. Найдя приют у пары иранских эмигрантов, существо познаёт радости и трудности человеческого бытия. Но для того чтобы завершить эту странную трансформацию, применить скопившийся опыт, двойник должен встретиться лицом к лицу со своим оригиналом - моделью, живущей в Нью-Йорке…

Дурманяще красивая история с блестящей операторской работой, приятным саундтреком и неторопливо-напряжённой интригой может показаться то странной интеллектуальной игрой, то размышлениями о природе самосознания и месте человека в мире. Всё это сулит картине внимание зрителя, жаждущего новых ощущений и решений, а также определяет Наташу Кермани, как многообещающего режиссёра, к которому стоит присмотреться повнимательнее.

Космос / Cosmos (Анджей Жулавски, 2015)



Анджей Жулавски - буквально единственный режиссёр из списка, который не является недавним дебютантом - на счету его немало картин, снятых за долгую творческую жизнь. Однако, как говорил Венечка Ерофеев, «первая любовь или последняя жалость - какая разница?». Жулавски, сам будучи классиком польского кино, берётся за экранизацию классики литературной; фильм поставлен по не менее неоднозначной книге Витольда Гомбровича, зачастую работавшего на грани абсурдизма и сюрреализма.

Молодой начинающий писатель вместе с другом, весьма похожим на гомосексуалиста, снимает комнаты у обычной на первый взгляд буржуазной семьи, но благообразность со временем отслаивается и герои остаются в вынужденном заключении с невротиками самых разных мастей. При этом и вокруг дома творится невесть что - кто-то вешает птиц и кота. Главный герой решает расследовать это странное дело в поисках вдохновения для сочинения книги…

Жулавски размышляет о природе творца, вынужденного пить сразу из двух источников: красоты и уродства, жизни и смерти, иначе говоря. Эта «лебединая песня» - итог поздних размышлений режиссёра на основе собственного жизненного опыта, печальный и может быть даже пессимистичный, но определённо цепляющий, завораживающий зрителя, ожидающего развязки до самых титров.

топ, подборка, кино

Previous post Next post
Up