В жизни часто бывает так, что после периода расцвета идет период спада, и история комиксов - не исключение. Как мы писали в
предыдущей статье, яркий золотой век, сменился мрачным временем, когда произведения этого жанра переживали гонения и были вынуждены соответствовать суровому и не во всем логичному кодексу. К счастью, несмотря на давление со стороны враждебно настроенной общественности, комиксы как культурный феномен и вид изданий не остановили свое развитие. Более того - они вернули себе былую популярность, что подводит нас к новому периоду в их истории - серебряному веку (с 1956 года до 1970-х годов).
От возрождения героев к возрождению популярности
В отличие от других вех в истории комиксов, начало данной эпохи определено очень точно - 4 октября 1956 года. Это дата выхода нового выпуска Флэша. Дело в том, что одна из предпосылок серебряного века - попытка возродить героев века золотого. В тот благодатный период было создано несколько сотен героев, однако к 1956 году у DC стабильно выходили новые выпуски только о трех персонажах - Супермене, Бэтмене и Чудо-Женщине. Многие авторы и художники пытались реанимировать забытых, но ранее любимых публикой героев, и в случае с Флэшем эта попытка увенчалась впечатляющим успехом.
Затем вновь заявил о себе Зеленый Фонарь - и вот мы уже почти получили Лигу Справедливости. Как известно, ее первоначальный состав, помимо уже перечисленных пяти персонажей, включал еще и Марсианского Охотника. Первый выпуск этой серии увидел свет в 1960 году. Впоследствии члены Лиги не раз менялись - в нее входили Зеленая Стрела, Человек-ястреб, Аквамен, Атом, Орлица, Черная Канарейка и другие.
Лига Справедливости 60-х годов
Идея комикса о команде супергероев заинтересовала и издательство Marvel, особенно Стэна Ли (Stan Lee) и Джека Кирби (Jack Kirby). Именно так в 1960 году появилась Фантастическая Четверка.
Многие герои Marvel, увидевшие свет в серебряный век, здравствуют и поныне. Это Железный Человек, Сорвиголова, Халк, Человек-паук, Тор, Человек-муравей, Оса и т.д. В 1963 году была создана еще одна команда героев, включившая многих перечисленных персонажей, - Мстители. В оригинальную команду входили Железный Человек, Халк, Оса, Человек-муравей и Тор, однако, как и в случае с Лигой Справедливости, состав часто менялся. Кроме того, серебряный век подарил нам Людей Х, а также такое понятие, как мультивселенная.
Реальнее, сложнее, интереснее
Особенностью комиксов о Фантастической Четверке - как и последующих произведений Marvel - стали более сложные характеры героев. Персонажи перестали быть только хорошими или только плохими, у них появились сомнения, страхи и другие, свойственные реальным людям чувства и эмоции. Кроме того, в этот период изменился и подход к сюжетам - они также приобрели бОльшую глубину.
Благодаря этому, комиксами Marvel стали все больше интересоваться подростки и молодые люди постарше. Первым героем, ориентированным на более возрастных читателей, считается Человек-паук, сам переживающий переходный возраст и все связанные с этим проблемы. Движение в сторону молодежной аудитории не только сделало издательство популярнее, но и задало вектор развития комиксов во всем мире.
Первое появление Человека-паука (1962 г.)
Кроме того, усложнение персонажей, как и сюжета конкретной истории и вселенных в целом, связывается историками и с повышением уровня образования в США в это время - аудитория становилась искушеннее и требовала более качественного продукта. Таким образом, как и в случае с золотым веком, на развитие комиксов значительное влияние оказывало развитие общества.
Космическая гонка, семимильный технический прогресс, дальнейшее развитие атомной отрасли, прорывы в науке обеспечили интерес к различным мутациям и технической подкованности героев и их врагов, наличию у обеих сторон высокотехнологичных гаджетов и т.д. Теперь супергерои чаще получали сверхспособности в результате научных экспериментов или путем иных научно объясняемых вмешательств. Впрочем, некоторые исследователи истории комиксов, напротив, отмечают, что на фоне стремительного прогресса среди аудитории повысился интерес к магии как к ненаучной составляющей сюжетов. Один из самых известных магических героев - появившийся в 1963 году доктор Стрэндж.
Пара слов о других издательствах
Конечно, в продаже в то время были представлены не только Marvel и DC, хотя популярность других компаний была заметно ниже. Вспомним, в частности, об упоминаемой нами в первой статье Dell Publishing. Ее дочернее предприятие Dell Comics публиковала комиксы, где главными персонажами выступали такие классические герои, как Дракула и Франкенштейн, - только в супергеройской трактовке. Также Dell Comics создала комикс - интерпретацию известных в то время телевизионных сериалов, например, «Сумеречная зона». Его жанр сложно описать одним словом - это ужасы, мистика, фантастика и фэнтези. Подобное сочетание как нельзя лучше подходило для создания комиксов.
Обложки комиксов серии «Сумеречная зона» (The Twilight Zone)
Если Marvel двинулся в сторону увеличения возраста своей аудитории, то некоторые издательства, ранее публиковавшие комиксы про супергероев, пошли в обратном направлении. Из-за появления цензуры и кодекса они переориентировались на совсем маленьких читателей. Например, выходили комиксы о Волшебнике страны Оз и даже о Гуфи Уолта Диснея.
Существовал и комиксовый самидат. Некоторые авторы и подпольные компании самостоятельно публиковали и распространяли произведения, которые никогда не прошли бы цензуру. Конечно, подобные издания были хуже «официальных» по качеству исполнения, но также пользовались спросом (конечно, среди тех, кто знал о существовании таких выпусков).
Глубина бронзы
Как показали дальнейшие события, создатели комиксов, сделавшие ставку на более взрослую аудиторию, оказались правы. В частности, это подтверждает следующий период в истории комиксов, названный бронзовым веком (с начала 1970-х до середины 1980-х). Именно на молодежь (а не на детей) были рассчитаны некоторые черты персонажей, особенности развития истории, типичные проблемы, поднимавшиеся в сюжете. Именно поэтому многие считают началом бронзового века гибель Стейси, подруги Человека-паука, - в детском издании такого быть просто не могло.
Что еще отличает бронзовый век? Marvel и DC продолжили конкурентную борьбу. Любопытно, что в 1970 году Джек Кирби ушел из Marvel, разорвав столь продуктивное сотворчество с Стэном Ли, и перешел в DC. Конкуренция продолжалась и на уровне персонажей. В частности, у Marvel в то время появилась адаптация Конана-Варвара и Соломона Кейна, а у DC - адаптация Беовульфа. Оба издательства создавали своих героев из Средневековья и более ранних времен, таких как Рыжая Соня (Marvel) или Warlord (DC).
Обложки комиксов «Соломон Кейн» (Marvel) и «Беовульф» (DC)
Интересно, что этот период характеризуется не только противостоянием двух гигантов, но и их сотрудничеством. В 1976 году свет увидел комикс «Супермен против удивительного Человека-паука: Битва века!» (Superman vs. the Amazing Spider-Man: The Battle of the Century!). В нем фигурировали как герои обоих издательств, так и антигерои - по сюжету Доктор Осьминог и Лекс Лютер решили сообща уничтожить своих заклятых врагов. Идея объединения персонажей пришлась по душе и компаниям, и публике, поэтому в дальнейшем было выпущено еще несколько подобных изданий.
Был даже разработан проект «Мстители против Лиги Справедливости», однако авторы не пришли к соглашению относительно состава героев, и в то время комикс не был напечатан и вернулся к жизни только в 2003-2004 годах. Всего вышло 4 выпуска - два названы JLA/Avengers, а два других - Avengers/JLA.
Черты бронзового века: проблемы и послабления
Как и комиксы предыдущих эпох, издания бронзового века, не могли не содержать отсылок к реальной жизни. В это время на первый план вышли популярные и сейчас темы экологии, коррупции, политического беспредела, а также борьба с вредными пристрастиями, в первую очередь с алкоголем и наркотиками. В комиксах поднимались вопросы расизма и притеснения национальных меньшинств, следствием чего стало появление героев с небелой кожей (самый известный - Черная Пантера). Все это вполне взрослые проблемы, которые вряд ли бы нашли отражение в произведениях для детей.
Еще одно значительное событие - пересмотр Кодекса комиксов. Во-первых, с подачи Стэна Ли стало разрешено упоминание наркотиков (но только в негативном ключе). Во-вторых, расширился круг сверхъестественных существ, которых можно было вводить в сюжет, благодаря чему в комиксы вернулись, в частности, оборотни и вампиры. Кроме того, сцены, где подразумевалось насилие, перестали выхолащиваться до детского уровня.
Отрывок из раннего «Капитана Америки», где Стиву Роджерсу по соображениям цензуры дают выпить сыворотку, вместо того чтобы вколоть ее шприцем (дабы не вызвать у детей интерес к наркотикам)
Эти два фактора повлияли на расширение жанровой палитры - она вновь обрела такие жанры, как ужасы или мистические истории. В течение нескольких лет они составляли вполне достойную конкуренцию историям про супергероев.
Железо, медь и темнота
Дальнейшая периодизация истории комиксов вызывает у исследователей разногласия. Так, можно встретить версии, что после бронзового века сразу наступил современный период в истории комиксов. Согласно другой точке зрения, с середины 1980-х до начала 2000-х можно выделить период, называемый в разных источниках железным или медным, а также темным веком. Последний вариант отсылает к выходу в 1986 году комикса «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns). Помимо прочего, такое название показывает, что в это время авторы и издатели перешли на темную сторону - иными словами, стали обращать более пристальное внимание на проработку антигероев и суперзлодеев.
Начало этой тенденции было положено еще в середине 70-х (например, когда у Marvel появился Каратель), но ее развитие пришлось на конец тысячелетия. Если раньше герои были однозначно положительные или однозначно отрицательные, то теперь стали возможны варианты. Например, добрая цель все чаще достигалась путем совершения преступления (в первую очередь через убийство). Или же персонаж сначала мог быть злодеем, а потом исправился и присоединялся к команде положительных героев.
Каратель (The Punisher)
Темным этот период можно назвать и потому, что он стал некоторым затишьем по сравнению с более светлыми периодами в истории комиксов. Новых героев в это время было создано не очень много, а еще меньшее число дожило до наших дней.
Новые технологии и новые игроки
Одна из особенностей железного/медного века - более широкое использование компьютерных технологий и возросших полиграфических возможностей. Так, комиксы стали делать на компьютере, а в массовых тиражах применялись такие печатные изыски, как флуоресцентная или голографическая печать.
Marvel сделал ставку на стремление любителей коллекционировать выпуски и публиковал комиксы с вариантными обложками, создавал специздания с ограниченным тиражом. Однако этот шаг не принес компании финансового успеха, и она даже была вынуждена объявить в 1996 году о своем банкротстве (впрочем, как мы понимаем, она сумела восстановиться).
Свою роль в этом печальном инциденте сыграло и то, что в 1992 году из Marvel ушел ряд лучших художников. Они основали собственную компанию - Image Comics, - сейчас являющуюся одним из сильнейших после Marvel и DC комикс-издательств. Среди наиболее известных серий Image Comics - «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead) и «Спаун» (Spawn).
Обложки популярных комиксов, выпускаемых Image Comics
В 1986 году на рынке появилось и еще одно издательство, сейчас входящее в топ-4 по производству комиксов. Это Dark Horse Comics (не можем не отметить наличие слова «темный» в названии компании, образованной в самом начале темного века). Она известная такими героями, как Баффи, Маска, Хеллбой, серией «Город грехов» (Sin City).
Недописанная современность
Начало XXI века всеми специалистами признается как современный этап в развитии комиксов. И на данный момент его можно считать достаточно благодатным для этого вида изданий и культурного феномена. Растет интерес к героям золотого, серебряного и бронзового веков: выходят новые фильмы, сериалы, игры, коллекционные предметы. Вместе с тем традиционный бумажный комикс не исчез. Конечно, на нем, как и на журналах, газетах и книгах, сказывается распространение аудиовизуального контента, однако растущая популярность вселенных, серий и отдельных героев позволяет говорить о том, что этой сфере вряд ли что-то угрожает.
Что будет дальше - появятся ли новые яркие герои и в каком направлении станет развиваться этот жанр, - покажет время, ведь история современного периода только пишется…
Источник: disima.ru