Рецензия на антологию Гарднера Дозуа «Лучшая зарубежная научная фантастика. Сумерки богов»

May 27, 2019 22:09


Редактор-составитель (а по совместительству писатель и литературный критик) Гарднер Дозуа - один из тех людей, которые сделали современную американскую фантастику такой, какой мы ее знаем. Он придумал знаменитый слоган «high tech, low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»), он первым назвал киберпанков «киберпанками» (позаимствовав словечко из рассказа Брюса Бетке) и за тридцать с лишним лет существования ежегодника «The Year's Best Science Fiction» опубликовал, кажется, всех лауреатов «Хьюго», «Небьюлы» и «Локуса», которые того заслуживают.



Сегодня серия «Лучшая зарубежная научная фантастика» своего рода путеводитель «кто есть кто в англо-американской НФ», а точнее - универсальный ответ на вопрос, «на каких авторов англо-американской НФ стоит обратить внимание даже если вы не следите за новинками». Сборники, составленные Гарднером Дозуа, в России переводят уже давно, но издатели не всегда выдерживают периодичность. Предыдущая антология вышла у нас в 2014-м, а чтобы подготовить к печати вот этот том - объемом в пятьдесят авторских листов - понадобилось еще три года (рецензия написана в 2017 году - прим. fanfanews).



В книгу «Сумерки богов» вошло тридцать с лишним повестей и рассказов, включая сочинения Брюса Стерлинга, Йена Макдональда, Питера Уоттса, Адама Робертса, Нэнси Кресс, Роберта Уилсона и других звезд разной величины и светимости. При таком изобилии непросто отыскать в этих текстах общее, объединяющее начало. Пожалуй, их связывает только отношение авторов к миру будущего: тут практически нет ярко выраженных утопий и антиутопий, никто не спешит живописать высокотехнологический ад или рай.

Социальное вообще задвинуто на второй план, а на авансцену выходит «частный человек» с его частными радостями и огорчениями, тревогами и заботами. Хотя проявляется эта тенденция, разумеется, по-разному: Брюс Стерлинг в рассказе «Черный лебедь», навеянном известной книгой Нассима Талеба, вспоминает о «роли личности в истории», а скептичный Пол Макоули в миниатюрной космоопере «Злодейство и слава», напротив, констатирует: «люди живут на манер мышей в стенах почти непостижимого для них мира». Правда, тут надо сделать оговорку: все это касается англо-американской фантастики 2010 года, когда двадцать седьмой выпуск ежегодника впервые увидел свет в США. Какие настроения царят среди лучших англоязычных авторов science fiction сегодня, узнаем, когда Ахилл догонит черепаху, а отечественные издатели - неутомимого Гарднера Дозуа.

Источник: gorky.media

антологии, книги, рецензии

Previous post Next post
Up