По следам Индианы Джонса - 30 лет со дня последнего крестового похода

May 24, 2019 22:03


30 лет назад, в далеком 1989-м, на мировые киноэкраны вышла заключительная часть трилогии великого режиссера, лауреата премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Эмми» Стивена Спилберга об археологе и искателе приключений Индиане Джонсе. Картина называлась «Индиана Джонс и последний крестовый поход», и предполагалось, что она станет последней историей о похождениях отважного героя Харрисона Форда. Сегодня мы предлагаем вспомнить эту увлекательную ленту вместе с нами.



А началось все в 1984 году с работы над сценарием, которая оказалась долгой и непростой. Джордж Лукас сделал первые наброски сюжета, но Спилберг отказался от них, увидев явные отсылки к «Полтергейсту», который он продюсировал. Но одно озвученное Лукасом предложение в итоге стало главной темой фильма - это Святой Грааль, древнехристианский артефакт в виде чаши, дарующий бессмертие его обладателю. По легенде, из него пил Иисус Христос во время Тайной вечери накануне казни. Лукас выдал проект-набросок на 11 страницах, который назывался «Индиана Джонс и Король обезьян». В нем Индиана противостоял шотландскому призраку, а в конце находил источник вечной молодости в Африке.



Далее Спилберг привлек к работе над сценарием Криса Коламбуса («Гремлины»), с которым он уже неоднократно сотрудничал. Коламбус написал целых два варианта сценария, которые не были использованы в постановке, однако у них имелась общая черта - артефакт, дарующий вечную жизнь. Когда один из этих вариантов спустя годы попал в Интернет, поклонники трилогии решили, что это был набросок к сценарию четвертой части франшизы.



После того как критики указали Спилбергу на то, что второй фильм «Индиана Джонс и Храм судьбы» вышел уж больно мрачным, он решил, что заключительная часть должна быть более светлой и жизнеутверждающей. Сценарий рождался в муках, и Спилбергу пришла в голову идея ввести в историю отца Индианы - Генри Джонса-старшего, роль которого блистательно исполнил лауреат премии «Оскар» Шон Коннери. Работу над сценарием продолжил Менно Мейес, а после него - Джеффри Боум, который окончательно оформил структуру всей истории, сделав акцент на взаимоотношениях Индианы с отцом. Здесь же вновь на сцене появились старые враги Джонса - немецкие нацисты, которые по приказу Гитлера ищут Святой Грааль, а также друг Индианы - Саллах (Джон Рис-Дэвис).



В третьем фильме мы наконец узнаем, откуда у Индианы страсть к поиску исторических артефактов, где он взял свою шляпу и знаменитый хлыст и почему он так боится змей. Раскрывается и тайна прозвища Джонса - оказалось, что Индианой звали его собаку. Спилберг, снимая последнюю, как он думал, часть, делал ее более стремительной, с большим количеством локаций, в отличие от предыдущей картины о приключениях Джонса в индийских джунглях.



События на экране разворачиваются настолько быстро, что зритель порой не успевает следить за ними: вот Джонс прилетает с доктором Броуди (Денхолм Эллиот) в Венецию в поисках отца, а через пару минут он уже бредет по подземелью с факелом, сделанным из берцовой кости неизвестного монаха, да еще и в компании обворожительной Эльзы Шнайдер (Элисон Дуди). Наличие красивой спутницы - непреложный закон жанра приключенческого кино, особенно если в нем играет Харрисон Форд. Отношения с женщинами у Индианы всегда были сложными, и на этот раз у него все вышло не очень красиво: Эльза оказалась на стороне нацистов, к тому же позже выяснилось, что она успела переспать с его отцом. И хотя в конце фильма она подыграла Джонсу-младшему, алчность все же погубила ее, несмотря на попытку Индианы ее спасти.



Для работы в Венеции съемочная группа заполучила популярный у туристов Гранд-канал. В целом же география съемок фильма впечатляет: США, Италия, Испания, Англия, Турция и Иордания. В Иордании снимали в древнем городе Петра, который в фильме показан как Храм Грааля.



Фильм насыщен трюками и комбинированными съемками. Визуальные эффекты и работа каскадеров - все было выполнено на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь когда за дело берутся такие мэтры, как Спилберг и Лукас, на выходе мы обязательно получим увлекательное кино, настоящий блокбастер. Отдельной похвалы заслуживает и музыка, написанная Джоном Уильямсом.



Поиски Святого Грааля во все времена были прообразом поиска истины, Бога, источника мудрости и вечной жизни. Спилберг, обращаясь к этому поиску в картине, говорит зрителю: кроме материальной ценности артефактов существует высшая, непостижимая ценность. И Индиана находит ее - это жизнь отца, которого он спасает с помощью Чаши Грааля.



Позже режиссер признался, что «Последний крестовый поход» - его любимый фильм с Индианой Джонсом. Сложно с ним не согласиться - эту картину можно пересматривать снова и снова. Чего стоит одна сцена с автографом Адольфа Гитлера! Кстати, немецкую форму для съемок шить не пришлось - ее в достаточном количестве нашли на складах в Германии. Так что все актеры в кадре ходят в настоящей форме времен Второй мировой войны.



Во время съемок было несколько интересных моментов. Например, в героя Шона Коннери стреляли из пистолета «Вальтер» - с таким же пистолетом Коннери играл своего Джеймса Бонда. Для съемок в подземелье были специально выращены больше тысячи крыс. Когда снимали сцену за столиком в дирижабле, стояла жара, и Коннери, а за ним и Форд, сняли брюки и обувь. В этой же сцене Джонс-старший держит перевернутую газету, а в сцене погони на самолетах их биплан преследуют тренировочные самолеты Pilatus, выпуск которых начался лишь в 1945-м, тогда как действия фильма происходят в 1938 году.



По мотивам приключений Индианы Джонса вышло множество комиксов, компьютерных игр, также было выпущено огромное количество игрушек. Образ Индианы популярен и в наше время. У него появился женский подражатель в лице Лары Крофт, которая с успехом раскрывает тайны древности и попутно спасает мир от очередной катастрофы.



Подводя итоги, можно с уверенностью сказать - Спилберг нашел свой Грааль. Фильм на самом деле получился интересный, зрелищный и запоминающийся. Где-то благодаря игре актеров, а где-то благодаря искрометному юмору и головокружительным трюкам. Картина собрала 474 миллиона долларов при бюджете 48 миллионов, а в первый день проката она установила абсолютный рекорд кассовых сборов, заработав более 11 миллионов. Фильм был отмечен в трех номинациях на премию «Оскар», в одной их которых он взял статуэтку - за «Лучший монтаж звука».



В 2008 году вышла четвертая часть франшизы - Спилберг не смог устоять от искушения и снял продолжение приключений Индианы Джонса. А в 2021-м на экраны должна выйти пятая часть, и Харрисону Форду к тому времени исполнится 79 лет. И хотя старики сейчас начнут ворчать, что «вот раньше было лучше», пока Стивен Спилберг сидит в своем кресле на съемочной площадке, а по ней бегает с хлыстом и в шляпе Харрисон Форд, нас ждет отличное времяпровождение у экрана. Индиана Джонс - один из величайших героев в истории кинематографа, и если вы устали от избытка компьютерной графики и однотипных сюжетов современных блокбастеров, то смело садитесь смотреть один из лучших в своем роде приключенческих боевиков эпохи VHS.

Источник: lostfilm.info

Индиана Джонс, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, кино, шедевр, история жанра

Previous post Next post
Up