Уж много лет китайское кино прекрасно чувствуют себя в своём обособленном мире, не заботясь о том, интересно ли оно зрителям других стран. Чаще всего местные фильмы обращаются либо к реальным историческим событиям («Операция в красном море»), либо к специфичной народной мифологии («Охота на монстра») - темам, которые заочно близки «своему» зрителю и не слишком понятны остальным.
В этом смысле у «Блуждающей Земли», которую рекламируют как «первый китайский sci-fi фильм в истории», было больше всего шансов начать продвижение большого китайского кино на Запад. Но после короткого ограниченного проката в США и ряде других стран картина осела на Netflix, где ей сложно будет реализовать свои амбиции. И где на неё, судя по всему, мало кто обратил внимание - для масштабного блокбастера с впечатляющими сборами в 700 миллионов долларов «Блуждающую Землю» удивительно мало обсуждают в общественном поле.
Сценарий фильма основан на произведении Лю Цысиня - заслуженного китайского фантаста, которого на Западе как раз очень ценят и любят: его книги в разное время получали премии «Небьюла», «Хьюго» и «Локус», то есть все главные награды для авторов sci-fi.
От первоисточника, правда, в фильме осталась лишь экспозиция: рассказ о том, как Солнце вдруг решило внезапно разрастись до размеров Красного Гиганта и вынудило людей принимать экстренные меры по спасению человеческой расы.
Наскоро сформированное Объединённое Мировое Правительство решает проблему просто гениально: вместо того, чтобы строить привычные ковчеги для поиска новых планет, они решают создать огромные двигатели и с их помощью сдвинуть с орбиты всю Землю целиком, чтобы прямо на ней полететь сквозь звёздные системы к новому дому.
Дальше идут расхождения: там, где Цысинь фокусировался на социальных конфликтах и политической критике, фильм режиссёра Франта Гво предпочитает быть аполитичным (хотя про коммунистический посыл о равенстве и братстве не забывает). В его интерпретации единственным врагом человечества становится сама стихия - в какой-то момент мощная гравитация Юпитера ломает половину земных двигателей, угрожая притянуть планету к себе и уничтожить её.
Долгий рассказ об устройстве нового мира в «Блуждающей Земле» оказывается рудиментарным, и позднее сеттинг почти никак себя не оправдывает. Для Гво вся предыстория с межпланетной миграцией человечества - лишь повод начать гигантоманский спектакль взрывов и разрушений.
Одержимость большим и громким - вообще ключевая характеристика «Блуждающей Земли». Фильм будто хочет наверстать упущенное китайским кинематографом и оправдать звание первопроходца, охватить разом вообще всю популярную научную фантастику. Быть новой работой Кубрика, Спилберга, Майкла Бэя и Роланда Эммериха сразу.
В самом начале фильм делится на две обособленные истории: в одной парень Лю Ци с сестрой и дедом отправляются чинить один из повреждённых двигателей, в другой его отец-астронавт борется с разбушевавшимся искусственным интеллектом станции МКС.
Первая, очевидно, отсылает ко всем глуповатым фильмам-катастрофам девяностых и нулевых вроде «Армагеддона» и «Послезавтра». Вторая, чуть более спокойная, сначала похожа на нестройный пересказ «Космической Одиссеи» (сложно не узнать во вдумчивых интонациях местного злого ИИ по имени MOSS его двойника HAL-9000), затем - на подражателя «Гравитации» Альфонсо Куарона.
Со всеми заимствованными сюжетными структурами «Блуждающая Земля» обращается весьма своеобразно и, в общем-то, не слишком умело. Фильм слепо копирует голливудские блокбастеры, не очень при этом понимая, как они работают и как выстраивают свою драматургию.
Например, Франт Гво ставит центром историю тему семьи - потому что так, видимо, принято на Западе - но толком не фокусируется ни на одном из героев: давняя обида сына на отца или отношения брата и сестры интересуют автора примерно столько же, сколько и случайный военный, появляющийся в кадре на пять секунд.
Так чисто голливудский сценарный конструкт - где даже в самой масштабной истории обязательно должен быть конкретный герой, за которого зритель может переживать - накладывается на китайскую коллективную ментальность. Общество здесь важнее личности, и любой из огромного скопа персонажей заслуживает равных прав на экранное время. Насколько они при этом будут интересны - не слишком важно: характеры главных героев тут так и остаются на уровне набросков и глубиной не сильно отличаются от персонажей-статистов.
К слову о личности и обществе: по сюжету, ради спасения человечества мировое правительство пожертвовало примерно половиной населения - в Голливуде это наверняка бы стало центром главного конфликта. Но здесь это ни разу не осуждается.
Фильм работает исключительно с архетипами и трафаретами: если военный, то брутальный и исполнительный, если компьютерный мастер, то обязательно эксцентричный нёрд. Если русский астронавт (почему-то ещё и криво переозвученный), значит, где-то на МКС он наверняка запрятал бутылку водки.
В какой-то момент концентрация архаичных и абсурдных клише настолько превышает допустимые нормы, что начинает казаться приёмом совершенно намеренным. А сам фильм - странным любовным посланием всем идиотским блокбастерам прошлого, которым было плевать на физику, здравый смысл и прочие скучные условности, что отчаянно отказывались думать, а только взрывали, крушили и веселились.
90% хронометража «Блуждающей Земли» примерно это и происходит - экшена здесь так много, что в нём запросто можно потеряться, запутаться в параде бесконечных вспышек и красок и забыть, о ком вообще этот фильм и чем эти люди занимаются.
Лишь изредка фильм позволяет зрителю перевести дыхание - либо ради очередного странного гэга (хотя есть и парочка смешных), либо для того, чтобы полюбоваться грандиозными постапокалиптическими пейзажами и видами космоса. Которые здесь, надо сказать, и правда впечатляют: в статике фильм вообще выглядит потрясающе и невольно заставляет пожалеть, что у нас увидеть его на большом экране (для которого он, разумеется, и предполагался) невозможно.
А вот в экшен-сценах технологии больно бьют по «Блуждающей Земле» - CGI здесь берёт масштабом, а не качеством. До мелочей детализированные модельки в движении вдруг начинают «фальшивить», и всё действие быстро приобретает вид катсцены из игры середины 2010-х. Для фильма, где действия и так утомительно много, это, к сожалению, критично.
Понятно, что «Блуждающая Земля» - в первую очередь «проба пера», а не определяющий для китайского кинематографа фильм. И ругать его, пожалуй, не совсем честно: да, западному зрителю может быть сложно смотреть на хаотичный поток людей и событий, чрезмерное увлечение эффектами и полное отсутствие внятных героев. Но не для него авторы и старались. А их амбиции как минимум достойны уважения - пускай и вместо китайского «Дня независимости» у них вышел китайский «Геошторм».
Источник: dtf.ru