«Метабаронов» часто называют «величайшим комиксом, который вы наверняка не читали». Это грандиозная космическая опера, которая охватывает историю пяти поколений касты Метабаронов, величайших воинов во вселенной. Если описывать в двух словах секрет уникальности произведения, то этими словами будут Алехандро Ходоровски.
Ходоровски - один из гениев современности, который в свои 90 лет продолжает творить. Начав свою карьеру как авангардный режиссер-сюрреалист (непонятый современниками - после премьеры дебютной картины ему пришлось убегать от разъяренной толпы), он не ограничился кинематографом: писал книги, ставил спектакли, занимался музыкой, психологией, мистикой, эзотерикой, восточной философией. Последние увлечения помогли ему разработать собственную практику в психотерапии - «психомагию». Она предполагает изучение генеалогического древа пациента и последующую работу с его подсознанием.
Но самым масштабным и смелым его проектом должна была стать экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта, о которой впервые заговорили в 1975 году. Монструозный хронометраж почти в 14 часов, саундтрек от Pink Floyd, Сальвадор Дали с гонораром 100.000 долларов за один час съемок, дизайн декораций от Ганса Гигера и концепт-арты от одного из величайших комикс-художников Мёбиуса. Фильм-мечта, о создании которого вышел отдельный документальный фильм, попросту провалился под собственным весом. Инвесторы не разделяли тягу Ходоровски к чистому искусству без оглядки на коммерцию и закрыли проект.
Но даже будучи незавершенной, картина оказала влияние на мировой кинематограф. Один из ярчайших примеров - культовая сага «Звездные войны». Многие наработки позаимствовала и менее размашистая версия «Дюны» от Дэвида Линча, которая вышла десятилетие спустя. Эскизы Мёбиуса превратились в один из главных европейских комиксов «Инкал», а желание Ходоровски сделать свою «Дюну» обрело форму в «Метабаронах».
Свою историю он начинает с двух роботов-техников, которые служат последнему Метабарону. Пока их хозяин находится в скитаниях, они коротают время, рассказывая друг другу историю династии величайших воинов во вселенной. Она берет начало на отдаленной каменистой планете, где воспитывают благородных воинов, а в свободное время добывают мрамор для метрополии. Однако в недрах планеты томится уникальный ресурс, способный совершить настоящую техническую революцию. Когда о нем узнают в Империи, к планете направляются десятки звездных флотилий.
В планете узнается Арракис, а в ресурсе - спайс. Ходоровски не раз возьмет идеи из «Дюны» Фрэнка Герберта или ее несостоявшейся экранизации, но на этом фундаменте он пишет собственную историю о долге, чести, семье и любви. Его «Метабароны», подобно героям греческой трагедии, вызывают одновременно восхищение, страх и сочувствие. Каждый сын династии в детстве проходит испытание увечьем: отец калечит юношу, а тот с достоинством выносит боль, чтобы взамен получить кибернетический протез и стать сильнее. После долгих лет тренировок воин должен в честном поединке убить отца - показать, что он превзошел предка. Потому что честь, победа и любовь сильнее смерти - эти истины переходят из поколения в поколение Метабаронов и закреплены в их кодексе чести бушитаке, в котором чувствуется влияние традиций японского бусидо.
Когда два Метабарона сходятся в схватке, открываются черные дыры, материя рвется, целые народы и планеты исчезают. Но при всей своей мощи Метабароны обречены быть несчастными. История любви каждого барона - это чистая страсть, эмоции, драма. Даже зная, что их род продолжится, читатель не подозревает, на какие жертвы героям придется пойти, какую боль вынести.
Будучи эрудированным человеком, Ходоровски наполняет «Метабаронов» впечатляющим количеством культурных аллюзий. Его персонажи выглядят античными героями, почти что богами, которые творят свои подвиги, пока мелкие людишки плетут вокруг них интриги, пытаясь склонить на свою сторону или подчинить своей воле. На создание атмосферы работает и формат повествования - два робота рассказывают легенды в опустевшей крепости. А подзаголовок каждой главы («прадед», «мать»…) пересекается с психомагией Ходоровски.
Выстраивая мир «Метабаронов», Ходоровски проявляет себя как сюрреалист. Яркий образ - насилие, секс, магия, реинкарнация душ, двуликий Янус-Яна, величественные космические киты и невероятные звездные твари - для него важнее подробных и правдоподобных описаний. Всё это воспринимается на веру и ощущается подсознательно. Поэтому рассказывать о сюжете «Метабаронов» - довольно бессмысленная, пусть и интересная задача. Лучше прочувствовать это самому.
Ходоровски не называет конкретных эпох. Не уточняет, наш ли это мир или параллельный. Автор ограничивается небольшими штрихами-подсказками, чтобы каждый читатель смог дополнить историю «Метабаронов» на основании собственного восприятия и интеллектуального багажа. Сделать картину еще ярче помогает художник Хуан Хименес. Его бесподобная работа передает все величие и очарование выдуманного мира. Грандиозные космические баталии, занимающие весь книжный разворот, удивительные инопланетные твари - он тщательно рисует каждую деталь и вручную красит акрилом и гуашью.
«Метабароны» Ходоровски и Хименеса - настоящая жемчужина среди европейских комиксов. Оттолкнувшись от легендарной «Дюны», авторы смогли создать собственный чарующий, необъяснимый, жестокий и одновременно манящий мир, поражающий образами и идеями. Титаническая работа, на которую ушло 11 лет, заслуженно получила премию «Eagle» как лучший европейский графический роман и статус классики жанра.