Писатель Мария Стрелова в интервью Newsler.ru рассказала о том, как проходила работа над ее новой книгой «Призраки прошлого», которая скоро выйдет в популярной постапокалиптической серии «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
Мария Стрелова со своей первой книгой - "Изоляция"
- Мария, добрый день! Поздравляю с выходом новой книги - «Призраки прошлого». Уже скоро ее можно будет подержать в руках и почитать, естественно. А я хотел начать беседу с забавного: это Илья Лагутенко на обложке?
- Приветствую! Спасибо за поздравления, мне самой уже не терпится подержать книгу в руках, в отличие от первых двух частей она куда более выстраданная, и в силу нехватки времени, и в силу довольно непривычных для меня размышлений. На обложке не Лагутенко. Это стоковое фото, которое художник обработал для обложки, где-то наш картограф Леонид Добкач его даже нашёл и выложил в группу. А если серьёзно - герой на обложке вышел - то, что надо. С одной стороны, в нём есть что-то чуть отталкивающее, с другой - на него хочется смотреть и сочувствовать, художнику задача удалась на сто процентов.
- Хорошо, а как у вас началось знакомство с «Вселенной Метро 2033-35»? И как лично вы в нее попали?
- Ещё в школьные годы мне в руки чисто случайно попали книги Дмитрия Глуховского, причём, книгу купил дедушка, не ожидая увидеть под обложкой мутантов и хардкор, отдал книгу моему отцу, откуда она и попала в мои юные тогда ещё лапы. И я влюбилась, ждала «Метро 2034», потом начала читать серию. Я люблю книги о Москве, о тех местах, где я сама не раз бывала, что-то есть такое, цепляющее за душу, прочитать нечто безысходное и невозвратно потерянное о местах, которые отлично знаешь.
Собственно, так я в серию и попала: мне захотелось воплотить в стиле «Метро 2033» любимые места - Шуваловский корпус МГУ, Фрунзенскую, Мытищи - в университете я училась на историка и работала, в Мытищах жила, мне было интересно попробовать себя в описании разрушенного мира. Ну а потом уже в голову пришёл сюжет о выживании гуманитариев после ядерной войны. Один знакомый бросил мне фразу, что гуманитарии бесполезны, каждый физик напишет историю, но ни один историк не соберёт генератор. Мне даже как-то обидно за профессию, поэтому в «Изоляции» в центре сюжета - гуманитарии, историки и философы, выживающие в изолированном бункере.
А дальше - через самотёчную почту я отправила книгу в редакцию, два года она шла до Вячеслава Бакулина, потом ещё почти год - до печати.
- Сразу ли первая книга трилогии прошла отбор строгих редакторов? Приходилось ли переписывать?
- Первая книга, конечно же, не сразу. Переписывать, так, чтобы всё или большими кусками - к счастью, нет. Я тогда была чуть младше, куда более чувствительной, «Изоляция» - моя первая книга, я над ней тряслась, как над младенцем, и, признаюсь, если бы Вячеслав Бакулин потребовал бы существенных сюжетных правок, я бы психанула и просто забила и убрала книгу в стол. Ну а по мелочи, конечно, да, пришлось вставлять какие-то сцены, переписывать кое-что. Плюс - я описала изначально Шуваловский корпус МГУ, и хотя он довольно далеко от здания Университета и вполне автономен, всё равно попал под запрет Глуховского об Изумрудном городе. Но переписывать локацию не стали, просто решили, что это будет выдуманный Гуманитарный институт на Мичуринском проспекте, всё тот же район, всё та же удалённость от остальных локаций, чтобы не переписывать сюжетные линии, но формально запрет не нарушен. Ну и несколько сцен мы поменяли местами, кстати, я до сих пор полагаю, что это было зря. У меня одна из глав была полностью флешбэком, и он смотрелся органично, типа, повспоминали - и окей. А Вячеслав эту главу попросил разбросать по всему тексту мелкими кусками, и читатели до сих пор ругаются, что флешбэков слишком много, и они порой не к месту и нарушают сюжет. Вот говорили об одном - оп, воспоминания, зачем, почему? В первоначальном варианте так не было. Но - «Изоляция» вышла давно, пусть будет так.
К слову, с «Нас больше нет» приключилась куда более забавная история. Вячеслав Бакулин книгу не принял вообще. Сказал, что все герои мерзкие, а Мытищи вообще стоит выжечь дотла, раз там живут такие сволочи. Как раз это было почти перед его уходом, поэтому окончательное решение Вячеслав оставил за Вадимом Чекуновым, а ему, внезапно, книга понравилась, и он решил, что ей в проект быть. Но - год прошёл между окончанием книги и изданием.
С «Призраками прошлого» в этом плане оказалось проще всего, книгу я сдала в январе, и вот в апреле она уже выходит на бумаге.
- Сколько времени ушло на то, чтобы закончить всю трилогию? Как проходила работа над книгами?
- Времени по факту написания - немного. Я пишу достаточно быстро, литературными запоями, появилось вдохновение - могу выдать 20 вордовских листов текста и на неделю отложить. «Изоляция» была написана за три месяца, но я писала вот вообще без перерывов, меня это так увлекло, что я писала в метро, пока ехала на работу и с работы, писала на работе, писала дома ночи напролёт. «Нас больше нет» была написана где-то за 4-5 месяцев, но до этого долго вынашивалась сама идея, что именно я хочу воплотить. Дольше всего писались «Призраки прошлого», но - времени не хватало категорически, родилась дочь, нужно было защитить магистерскую диссертацию и поступать в аспирантуру, и пятое-десятое. Где-то чуть дольше, чем полгода, с большими перерывами. Вопрос в другом - первая часть была написана в апреле 2014 года, а увидела свет только в июле 2016. Вторая была закончена в марте 2017, но была издана лишь в июне 2018. Ну, собственно, только «Призраки…» - шли в печать всего лишь короткие 4 месяца. Так что, по факту, писались книги меньше года, а вот до печатного вида ползли на черепахе.
- Что интересного (если без спойлеров) ждет читателей в третьей части? Чем планируете удивить «метрошников» со стажем?
- Новые мутанты, конечно же. Возвращение к сюжету «Изоляции», я очень хотела ещё раз его коснуться. Необычные персонажи, которым вроде начинаешь сочувствовать, а потом ловишь себя на мысли: «Эй, чего это я, он же негодяй!». А удивлю эпилогом. Оооочень удивлю. Текст романа, кроме редакторов, пока видел Игорь Илюшин, наш автор, которого мы знаем по рассказу «Плакальщик» в недавнем сборнике и ждём его «Марионеток войны». Так вот Игорь видел развитие романа с самого начала и эпилогом был, мягко говоря, удивлён.
А остальное - в книге, а то очень хочется наспойлерить.
- Как родилась идея для «Призраков...»?
- Началось всё с того, что я подумала, что мне жалко отпускать мои локации и героев «Нас больше нет», я к ним очень прикипела. Но они ведь уже все мертвы, книга окончилась печально. Было решено писать побочный сюжет, ввести героя, который видел всё своими глазами, принимал активное участие. А дальше уже раскручивала мысль - какой он, герой? Не помню, с чего бы, то ли читала что-то, то ли с кем-то обсуждала, но в голове всплыла тема о раскаянии. Что должен сделать конченный негодяй и моральный урод, чтобы заслужить прощение? О, а вот у нас и главный герой готов - и к событиям «Нас больше нет» прекрасно дописывается, и дальше его так отлично можно закрутить в разные события, да и мотив неплохой для всяких геройствований - личное раскаяние. Примерно так всё и получилось.
- Скажи, а то разнообразие бункеров в Мытищах и Раменках, насколько оно близко к реальности? То есть это все реальные локации?
- Насчёт бункеров - не знаю. Что касается Раменок - как-то наш пожилой преподаватель на семинаре обмолвился, что под нашим Шуваловским корпусом есть некая станция линии Метро 2. Потом я пыталась его расспросить, но он упорно прикидывался шлангом, видимо, что-то лишнее сболтнул. Но идея мне понравилась, как раз тогда я уже загорелась идеей писать «Изоляцию», а тут такой подарок - почти реальный бункер. А почему бы и нет? Подземный город под МГУ есть, Метро-2 куда-то в сторону Раменок - непременно есть, ещё бы ему там не быть, столько стратегических объектов. Но пока по умолчанию считаем Раменки выдуманным бункером.
В Мытищах локации реальны, а вот про убежища придумывалось по логике вещей. Про военную часть знаю, что на их полигоне связи есть некие полузатопленные, заваленные мусором входы под землю, скорее всего, что-то типа небольших бункеров, мы в школьные годы с подругой часто там бродили, но внутрь так и не полезли, побоялись. Так что, думаю, что и под самой частью что-то есть.
«Метровагонмаш» - стратегический объект. Они и для Метро-2 строят вагоны. Ну вот не поверю, что у них нет нормального убежища. То же самое с Конструкторским бюро и Теплоцентралью, всё это старое, советское, чтобы в советские годы не выкопали под объектом чего-нибудь поглубже? Да не поверю! Но доподлинно мне неизвестно, конечно же, кто же мне скажет.
- А каких авторов - наших и зарубежных - сами предпочитаете читать? Кто повлиял на собственный авторский стиль?
- Если вы имеете в виду серию «Вселенная Метро 2033», то, на самом деле, не настолько я много всего читала из серии, чтобы на её основе формировать свой стиль, как начала писать сама - за книги серии берусь редко, боюсь себя сбить с настроя. Но наши авторы нравятся больше, в основном потому, что для меня важен мир, атмосфера, такая безысходность потерянных родных мест, ну, там, старые книги, которые попадают в руки героя в заброшенной и разрушенной квартире, или обрывок газеты в здании, где герой провёл почти все свои юные годы… У зарубежных авторов серии нет этого колорита.
Если же вопрос о том, каких авторов я читаю в принципе - а как пойдёт. Признаюсь честно - я и Донцову порой не прочь почитать для разгрузки мозга (восхищаюсь, кстати, этой женщиной). Сейчас в основном читаю профессиональную литературу по социальной антропологии, как на русском, так и на иностранных. Из классики - упомянутый в «Призраках прошлого» Морис Дрюон, Вальтер Скотт, Дюма. Из русской классики очень по душе Толстой, не сочтите за снобизм, но «Война и Мир» мне очень запала в душу.
Из современного - да что под руку попадётся, на самом деле, читаю всё подряд, если становится интересно, на днях буквально очень тронула книга Лейлы Слимани «Идеальная няня». Раньше, в школьные годы, читала в огромных количествах фэнтези, того же «Ведьмака» Сапковского, Тэда Уильямса, всяких «Гарри Поттеров» и «Таню Гроттер» глотала с огромным удовольствием, вперемешку с классикой, Глуховским и монографиями по истории Средних веков. Так что, из такой мешанины, что же сформировало мой стиль - да кто его знает, всё вместе, наверное.
- Какая ваша любимая книга серии «Метро» и почему?
- Мне понравилась книга «Увидеть солнце». Я её читала давно, но она весьма трогательная и написана очень красиво. Ещё очень зацепила «Муранча» и «Из глубин». «Муранча» жутковата, Руслану Мельникову прямо удалось создать ощущение приближающейся лавины этой гадости. А «Из глубин» - это, конечно, совершенно нетипичная для серии книга, но очень цепляющая именно своей какой-то такой… мифологичностью, наверное. Да в общем-то, в нашей Вселенной нет плохих книг, так или иначе, каждая имеет свои прекрасные особенности и изюминки, и каждая читается с удовольствием и замиранием сердца.
- По традиции в конце о планах: какие книги в ближайшее время планируется, что в работе?
- В проект «Метро 2033» - пока ничего, не знаю, буду ли я вообще что-то ещё писать, время покажет. Сейчас в работе есть роман в реализме, но, конечно, реализм меня уносит в очередные дебри жестокости и печали, но я была бы не я, если бы не помучила своих героев по полной программе. Рабочее название у него «Жизнь продолжается», увидит ли он когда-нибудь свет - надеюсь, но не загадываю.
Ну и в столе у меня лежат два исторических романа, про тамплиеров и про альбигойцев, но это настолько дальняя перспектива, что даже не задумываюсь, когда снова за них возьмусь.
Игорь Илюшин меня активно склоняет к совместному написанию чего-нибудь, как знать, может, и из этого что-то выйдет.
Пока что, планомерно и хотя бы как-то плодотворно, я пишу свою диссертацию, но в основном по причине карающего меча аспирантуры над головой. Надеюсь, время на творчество всё же останется, и мы ещё встретимся на страницах моих книг.