Однажды один волшебник создал Плоский мир - и не просто создал, а оживил его с помощью своего воображения и далеко не плоского юмора. С тех пор по страницам множества книг продолжает в космическом пространстве свой путь великая черепаха А’Туин, несущая на себе четырех слонов, на спинах которых находится Мир-диск, населенный забавными, сумасбродными, странными и очень похожими на нас жителями.
Если вы читали романы этого волшебника, сэра Терри Пратчетта, то наверняка воображали себе, как всё это - и черепаха, и континенты Плоского мира, и его обитатели, всё эти стражники, ведьмы, непобедимые воины, горе-волшебники и даже сама Смерть, - выглядело бы на самом деле. А один человек не только воображал всё это, но и рисовал, по старинке, карандашами-красками, в результате чуть больше четверти века назад он добился того, что стал официальным художником этой книжной вселенной, лучшей похвалой для которого прозвучали слова самого Пратчетта, как-то сказавшего «Я именно так и представлял своих персонажей!».
Речь о Поле Кидби, результатом многолетней работы которого и является этот роскошный артбук «
Имаджинариум», вышедший на русском языке.
Начинается артбук с иллюстраций Кидби к «детской» серии книг Пратчетта о маленькой ведьмочке Тиффани Боллен с Меловых холмов, в этом разделе есть портреты главной героини (юной дамы в шляпе, с метлой, котом, в огромных рабочих ботинках и без тени улыбки на лице, жизнь в глубинке - она такая, иногда и чугунную сковороду приходится брать в руки), пейзажам её родного Мела, над ландшафтами которого Пол потрудился с мастерством картографа, многочисленные рисунки маленького свободного народца и прочих обитателей этих мест, а также волшебных предметов, назначение которых поклонники данной серии наверняка знают лучше меня.
Забегая вперед, замечу, что в каждом разделе артбука представлены следующие виды работ - эскизы, нарисованные на картоне графитным карандашом, и их акриловые, цветные версии. Часто они расположены рядом: на одной странице - карандашный набросок, на соседней - финальный вариант. Есть работы, изображающие просто персонажей и локации, есть картины, иллюстрирующие то или иное произведение.
После знакомства с юной Тиффани, наш путь лежит в Овцепикские горы, в Ланкр, где живут уже более опытные ведьмы, вроде знаменитой Матушки Ветровоск, её кота Грибо и её товарок. Места в Ланкре, если верить Кидби, знатные, здесь и огромные горы, и зелёные просторы, и тихие уютные домики - если бы Пол взялся рисовать рекламные проспекты тур-фирм, дела бы у них однозначно пошли в гору. В этом разделе, кстати, находится и знаменитая пародия Кидби на «Мону Лизу», картина «Мона Ягг», а также здесь фанаты вкусной (?) и здоровой (?) пищи смогут увидеть поваренную книгу нянюшки Ягг.
Виды Анк-Морпорка, главного города серии, где происходит действие большинства книг, стартуют с типичных городских пейзажей хаотичной застройки и изображения толпы, вобравшей в себя множество ключевых персонажей. Лорды, обыватели, хмурые клоуны, гномы (и их гномий хлеб, после стольких лет ожидания и экспериментов с чёрствыми буханками на кухне я реально был счастлив его увидеть), вампиры, зомби, бродяги, разумные животные и не очень разумные туристы, рискнувшие своими жизнями, уличные группы, ну очень напоминающие «Битлов», драконы и множество других обитателей причудливого мегаполиса-паноптикума, попавшие под удар авторской сатиры.
Разумеется, нельзя обойти вниманием тех, кто старается обеспечить во всей этой толпище хоть какой-то порядок, хотя бы его видимость. Речь идёт о городских стражниках, этим героическим парням (и дамам, тут вообще царит равноправие и в рядах этой структуры рады всем, даже каменным троллям) посвящен большой раздел книги, а также их приключениям, описанным в серии романов про Стражу. Не забыты волшебники из Незримого Университета (как не забыт библиотекарь-орангутанг, одного взгляда на которого хватит, чтобы и думать забыть о том, как бы пошуметь в библиотеке). У Пратчетта всегда было много пародийных моментов, обыгрывающих тот или иной классический эпизод, знакомый всем, будь то сцена из фильма, крылатое высказывание или целое литературное произведение. Вот и здесь Кидби, отличающийся тем же талантом, переиначивает сцену из «Кинг-Конга» с залезанием на башню, когда не красавица находится в лапах чудовища, а совсем наоборот.
Следующая точка марштура - Убервальд, где вольготно чувствуют себя вампиры и оборотни, затем, пройдясь по сценам «Пехотной баллады» и «Поддай Пару!», мы оказывается во владениях говорящей ВОТ ТАКИМ голосом Смерти, как ни странно, одного из самых популярных героев Пратчетта. Мрачный жнец, его семья, ученик Мор, четыре всадника апокалипсиса, Смерть Крыс - вроде бы всё это должно приближать нас к мыслям типа memento mori, но сам Терри явно не разделял понятия Жизнь и Смерть как нечто абсолютно противоположное и трагичное в своей необратимости, Мрачного Жнеца не боялся и со смехом рассказывал о том, как этот говорящий скелет, имеющий довольно специфические познания о поведении и чувствах своих «подопечных», пытается быть хоть немного наравне с ними, то гоняя на байке как Призрачный гонщик, то желая вдарить настоящий рок.
Предпоследняя часть «Имаджинариума» посвящена приключениям горе-волшебника Ринсвинда, одного из первых персонажей этого мира. Невольно пародируя Мунковский «Крик», Ринсвинд отправляется в путешествие по Terra Incognita Плоского Мира, где повстречает старых героев типа Коэна-Завоевателя и его шайки (высмеивающей бесконечные фэнтези-сериалы про неубиваемых варваров), окажется в пустынях и в горах, узрит вечных богов и даже сможет посмотреть на свой мир со стороны - и абсурдно-сказочная космология этого мира благодаря величественному рисунку вызывает уже не улыбку, а трепет, хочется реально склонить голову перед великой черепахой и слонами, несущими свой груз. Многие арты перекочевали сюда из графического романа «Последний герой», он также издавался на русском, но достаточно давно.
Наконец, финальный раздел посвящен Демиургу Плоского мира, здесь портреты Терри в компании его созданий и, наверное, самая грустная и в то же время жизнеутверждающая, философская картина Кидби - Терри, играющий партию в шахматы со Смертью, как в фильме Бергмана «Седьмая печать». Пол так расположил фигуры на доске, что победа должна достаться Пратчетту, и так оно и получилось, если отталкиваться от истины о том, что человек жив, пока его помнят.
Так что «Имаджинариум» - одна из главных фигур, наравне с бесчисленными переизданиями романов английского писателя на разных языках, способная принести выигрыш в этой партии. Можно сказать, что это памятник автору, но не мрачный «мемориал» или солидный «монумент», а весёлое, яркое, озорное, но не лишенное серьезных мыслей и образов посвящение, путеводитель по делу всей его жизни, заразившей своим энтузиазмом многих людей, как того же Кидби, ставшего полноценным соТворцом. Кстати, своими мыслями и воспоминаниями Пол тоже поделится, в начале каждой главы есть его авторский текст.
Позитивно-фэнтезийная живопись для поднятия настроения. Копилка образов, которые вы не раз прокручивали в голове, читая «Цвет волшебства», «Стража! Стража!», «Вещих сестричек», «Незримых академиков» и другие романы. Образец того, как книжная иллюстрация может быть произведением искусства. В общем, отличный артбук, незаменимый для поклонников Пратчетта и не только.
Источник: wicomix.wordpress.com