Неделю назад (18 марта) Люк Бессон отметил 60-летие, в честь чего предлагаем пристальнее взглянуть на режиссерский стиль одного из самых успешных кинематографистов европейского кино: визионерство, влияние комиксов, культ оружия, авторская коммерция и «женщины Бессона».
Визионерство: «стильное кино» и эксперименты
Кадр из фильма «Голубая бездна» (1988)
В 1980-е годы, на заре его режиссерской карьеры Люка Бессона причисляли к движению французского кинематографа, которое получило целую россыпь различных названий: «новая новая волна», «стильное кино» (сinéma du look), «кинематограф внешнего вида», необарокко, маньеризм и так далее.
Представителей этого направления (а помимо Бессона к нему относили, например, Жан-Жака Бенекса и Леоса Каракса) отличал особый подход к изобразительному решению фильма. Визуальный ряд создавался подчеркнуто стильным, эстетским, пышным, ярким, даже избыточным. Из-за этого режиссеров часто обвиняли в пренебрежении драматургией. И напрасно делали, ведь в этом и была цель - создать форму, доминирующую над содержанием.
Бессон уже первой своей полнометражной работой заявил о себе, как о режиссере-визионере. Его черно-белый дебют «Последняя битва» стал достаточно редкой для мирового кино работой, в которой отсутствует вербальная речь. Весь фильм персонажи общаются жестами и мимикой, а значит история излагается только посредством изображения.
Кадр из фильма «Последняя битва» (1983)
В «Подземке» режиссер смело экспериментировал с визуальными канонами стилистики нуара, а также обозначил такие характерные для того времени источники вдохновения, как андеграундный пост-панк и эстетика клипов. Перейдя на нишу коммерческого кино, Бессон остался верен концепции доминирования визуала. С арт-хаусной смелостью и азартом он принялся смешивать прежние свои находки с изобразительными клише боевиков, научной фантастики и комиксов. К этому добавились широчайшие возможности эпохи цифровых эффектов, благодаря чему изобразительный ряд потихоньку стал все более и более вычурным. «Валериан и город тысячи планет» - яркий тому пример.
Арт-мейнстрим: маленький Люк и взрослый Бессон
На съемках фильма «Леон» (1994)
В кинодеятельности Люка Бессона слились две извечные условные оппозиции истории кинематографа: американская, точнее голливудская модель, предполагающая упор на бизнес и коммерцию, и французская модель, где первостепенно искусство и авторское высказывание.
Бессон прошел путь от маленьких арт-хаусных драм до крупнейших европейских блокбастеров. При этом он, несмотря, на работу в коммерческих жанрах, продолжает оставаться режиссером-автором, и, вопреки внушительному масштабу проектов (собственно, «Валериан и город тысячи планет» с бюджетом в районе $200 млн стал самым дорогим фильмом в истории европейского кино), собирает средства по принципу независимого кино. Кинематограф Бессона и есть то, что порой именуют арт-мейнстримом.
На съемках фильма «Пятый элемент» (1997)
Эта особенность берет свое начало в личности режиссера. Он часто признается в интервью, что был и остается юным в душе. В нем вынуждены уживаться взрослый режиссер-трудоголик Бессон и маленький ребенок-мечтатель Люк. И в итоге мужчина делает фильмы для мальчика. Это в свою очередь определяет и развлекательные жанры, и приключенческие сюжеты, и условность героев, и яркую визуальность. Что ж, чем не рабочая схема для режиссера? Очень рабочая, особенно если учесть, что Бессон - один из самых коммерческих успешных кинематографистов Европы. И если его режиссерские проекты не всегда оправдывают свою бюджет (у него знатно проваливались «Жанна д’Арк», «Ангел-А», «Необычайные приключения Адель», «Леди», «Валериан и город тысячи планет»), не будем забывать, что Бессон спродюсировал и написал сценарии таких долгоиграющих проектов, как «Такси», «Перевозчик» и «Заложница».
«Женщины Бессона»
Люк Бессон известен своей любвеобильностью. Прежде всего она проявляется в кадре. Трудно припомнить другого режиссера, который бы из фильма в фильм с такой же настойчивостью делал бы женщин центром своих историй (разве что Франсуа Озон, но он гомосексуал, или Альфред Хичкок, но там вообще история совсем другая).
На съемках фильма «Никита» (1990)
«Женщины Бессона» - это, можно сказать, особый феномен в кинематографе. Их отличительные черты: уникальная сила при внешней хрупкости, загадочность, отважность и, конечно же, сексуальность. По замечанию критика, это женщины «смоделированные», созданные под воздействием подросткового романтизма. Что ж, ничего удивительного и страшного, тем более, что о мальчике Люке внутри режиссера мы уже говорили.
Сам режиссер говорит, что в своих картинах старается отдавать «дань уважения «"сильному" слабому полу». В любом случае надо отдать Бессону должное. Ведь это он, благодаря своей влюбленности в женщин, проложил путь в известность Милле Йовович, Анн Парийо, Натали Портман и Луиз Бургуан. Кроме того, довольно примечательные для своих карьер роли у него исполнили Изабель Аджани, Розанна Аркетт, Мишель Пфайффер, Скарлетт Йоханссон и Кара Делевинь.
Мужские слабости
Совсем другая история у Люка Бессона с мужчинами. Мужские персонажи у него всегда одновременно и сложнее, и проще. Сложнее, потому что если это протагонист, то это зачастую антигерой. То есть персонаж сложный и противоречивый, которого нельзя оценивать однозначно. Как, например, вора и циника из «Подземки» или киллера из «Леона». Впрочем, протагонист может быть и героем, но тогда он, скорее всего, будет странным, неловким, чудаковатым.
Кадр из фильма «Леон» (1994)
Проще же мужские персонажи в тех случаях, когда это злодеи. У Бессона всегда честные злодеи, то есть злодеи на все 100%. Как персонажи Гари Олдмэна во все тех же «Леоне» и «Пятом элементе» (впрочем, в последнем злодей не так уж прост, ведь он не только зловещ, но еще и жалок).
Говоря о мужских персонажах своих картин, Бессон замечает, что ему интересно исследовать «слабости мужчин», ведь именно благодаря слабостям удается делать персонажей более интересными, многомерными, да и более правдоподобными. Добавим, что и среди актеров-мужчин Бессон сделал ряд важнейших для мирового кино открытий. Например, именно ему своей известностью обязаны Кристофер Ламберт и Жан Рено.
Поэзия андеграунда
Кадр из фильма «Подземка» (1985)
От «новой новой волны» Люк Бессон пронес через весь свой кинематограф определенный тип пространства - замкнутое, закрытое, напоминающее подземелье. В картинах режиссеров-маньеристов такой образ (это могло быть, например, парижское метро) использовался, чтобы подчеркнуть отчужденность героев, их оторванность от остального мира. В общем-то со схожими целями такие пространства встречаются и в лентах Бессона.
Надо отметить, что иногда режиссер работает с закрытым пространством особенно эффектно. Скажем, с метро в «Подземке» или с подводным миром в «Голубой бездне». Или отметим «Пятый элемент», где большая часть первых двадцати пяти минут действия происходят в закрытых пространствах, что создает сильный эффект контраста, когда затем действие внезапно переносится в фантастический мегаполис будущего.
Влияние комиксов
Фрагмент постера к фильму «Валериан и город тысячи планет» (2017)
Бессон всегда был большим фанатом комиксов. Правда, до прямой их экранизации добрался лишь не так давно - фильм «Необычайные приключения Адель» стал киноадаптацией одноименного комикса Жака Тарди, а «Валериан и город тысячи планет» - комиксов Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера «Валериан и Лорелин».
В то же время, и до этого во многих своих картинах Бессон опирался на рисованные истории. Например, образы города будущего и фантастического транспорта, а также отдельные кадры в «Пятом элементе» были во многом подсказаны все тем же «Валерианом и Лорелин». Супергеройское комиксовое влияние прослеживается и в фильме «Люси». В «Подземке» встречаются прямые отсылки к вселенной Бэтмена. Да и в классических «Ее звали Никита» и «Леоне» условность экранного мира явно напоминает о мире графических романов.
«Взгляд Бога» в падении
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997)
Возвращаясь к теме яркого визуального ряда, можно отдельно отметить особый, характерный и часто встречающийся у режиссера кадр. А именно съемка падения героя с верхней точки, то есть сверху вниз. Подобные кадры можно увидеть в фильмах «Ее звали Никита», «Пятый элемент», «Валериан и город тысячи планет». Конечно же, такой кадр всегда эффектен, поскольку дает необычный, яркий и захватывающий кадр пространства. Вместе с тем этот кадр можно рассматривать как особую вариацию «взгляда Бога», и тут открывается широкое поле для трактовок. Углубляться в философию киноязыка, пожалуй, не будем, однако заметим, что вполне вероятно этот тип кадра, ставший характерной чертой Бессона, был тоже позаимствован из комиксов. Во всяком случае, нечто подобное встречается в «Валериане и Лорелин».
Культ оружия
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997)
Обойдемся без фрейдистских трактовок, но не заметить не можем. В картинах Люка Бессона всегда очень много огнестрельного оружия и всегда очень много стрельбы. Очевидно, в пистолетах, револьверах, автоматах, винтовках, ружьях, пулеметах, гранатометах и прочих средствах уничтожения Бессон видит особую поэзию. И действительно, сцены с использованием оружия у него получаются не только эффектными и захватывающими (особенно в сочетании с музыкой), но порой даже и трогательными.
Возьмем, например, эпизод обучения стрельбе Матильды из «Леона». Что ж, опять все вполне закономерно, если вспомнить о существовании маленького Люка внутри большого Бессона. И к тому же вновь надо отметить изобретательность автора. Ведь каких только «пушек» и способов стрельбы он не изобрел. «Пятый элемент», где целые сцены посвящались «распаковке» фантастического вооружения, в этом плане был особенно изобретательным.
Источник: tvkinoradio