В 2016 году, когда в свет вышел роман «
Здесь живу только я», его автору, петербургскому поэту и журналисту Александру Пелевину пришлось долго доказывать, что он не фейк, не «ложный бренд», что это не просто очередная попытка немного заработать на совпадении фамилий. Второй роман, «
Калинова Яма» (2017), был встречен публикой более благосклонно и даже добрался до лонг-листа Международной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких. Ну, а новая книга «не того Пелевина», опубликованная в 2018-м, уже не вызвала никаких сомнений - по крайней мере у тех, кто следил за развитием событий. Называется этот роман кратко, без выкрутасов - «
Четверо».
Вопреки названию, центральных героев тут трое. Николай Степанович Введенский, следователь угрозыска, откомандированный в 1938 году из промозглого Ленинграда в прожаренный солнцем крымский городок Белый Маяк. Владимир Степанович Лазарев, капитан звездолета «Аврора», летящего к Проксиме Центавра. Павел Сергеевич Хромов, врач-психиатр из Санкт-Петербурга, отец и муж, сотрудник клиники Бехтерева, наш современник.
Каждый из них занят своим делом. Введенский ловит серийного убийцу, оставляющего в груди жертв металлическую звезду вместо вырезанного сердца. Лазарев руководит экипажем, который вот-вот вступит в контакт с инопланетным разумом. Хромов борется с алкоголизмом, пытается наладить отношения с семьей и лечит сложного пациента, славного и умного парня, уверенного, что с ним телепатически разговаривает инопланетянка. Три темы, три жанра: ретродетектив, научная фантастика, бытовая драма из современной жизни… Узнаваемо, привычно, как у людей.
Но на самом деле всё не так, как кажется. Безумец не такой уж славный, экипаж звездолета - не экипаж, а убийца не совсем убийца, да и вовсе не человек. Ну, а три истории, которые рассказывает однофамилец Виктора Олеговича, «единственного и неповторимого» - три части замысловатой головоломки, и только вместе, в комплекте, дают нужный эффект. Не пытайтесь читать этот роман «в лоб», чисто фабульно - внимание здесь стоит обратить прежде всего на неявную, символическую составляющую, на тайную подоплеку. Повествовательные линии не раз пересекутся (например, Лазареву покажут, как могла выглядеть инопланетная красотка, с которой общался пациент Хромова, и это - внимание, спойлер! - совсем не Аэлита), а к финалу сольются воедино. Но именно череда повторяющихся символов трассирующей очередью прошивает навылет все пространство романа. Звезда, море, вороной конь, белый маяк - эти образы преследуют героев повсюду, на крымском берегу и на далекой планете Проксимы Центавра, во сне и наяву. Иногда эти символы только упоминаются в беседе, иногда - являются во плоти, как угнанный с колхозной конюшни конь или те самые металлические звезды, на которых помешан маньяк-убийца.
Часть образов родом из поэзии Александра Введенского - неспроста один из центральных персонажей носит ту же фамилию. ОБЭРИУт, футурист и абсурдист, друг и коллега Даниила Хармса, Введенский в своих стихах для взрослых бросает вызов обыденной логике, перемешивает слои реальности, выбивает почву из-под ног читателя, привычного к традиционному нарративу, линейному ходу повествования. Лейтмотив книги задает программное стихотворение Введенского «Гость на коне»: «Я сидел и я пошел / как растение на стол, / как понятье неживое, / как пушинка или жук, / на собранье мировое / насекомых и наук, / гор и леса, / скал и беса, / птиц и ночи, / слов и дня. / Гость я рад, / я счастлив очень, / я увидел край коня» - и так далее. Связи рушатся, метафоры громоздятся друг на друга шизофренической Вавилонской башней, осмысленность уступает место всепобеджающему Ритму. Примерно то же происходит и на страницах романа «Четверо». Александр Пелевин отменно владеет искусством стилизации: он то прямо имитирует манеру Рея Брэдбери («Марсианские хроники») и Алексея Толстого («Аэлита»), то отсылает читателей к «Солярису» и всей советской «звездолетной» фантастике скопом, а его «крымская» линия вполне органично смотрелась бы в цикле ретродетективов Алексея Биргера, начатом романом «По ту сторону волков». Более четкое указание, куда должен двинуться сюжет, казалось бы, и придумать сложно - но ни одна из этих путеводных нитей не ведет к выходу из лабиринта. Убийцу вроде бы находят, но не благодаря дедуктивному методу и хитро расставленным ловушкам; контакт с иным разумом установлен, но это приносит герою мало радости; ну, а семейная идиллия петербургского психиатра и вовсе выливается в кровавый кошмар с расчлененкой.
Неминуемый слом жанрового канона запрограммирован в романе с первых же страниц. Абсурд торжествует над формульной упорядоченностью. Детективно-фантастический кич выливается в историю о поисках Бога, создателя вселенной, изначально несущей в себе семена распада. Того самого «Демиурга гностиков» из эпиграфа к «Отягощенным Злом» Аркадия и Бориса Стругацких, «творческого начала, производящего материю, отягощённую злом». Потому что любой другой Творец - мудрый, добрый, всепрощающий - просто не допустил бы того, что происходит на страницах этой книги.
К третьему роману А. Пелевин успел завоевать некоторую известность: Дмитрий Быков и Захар Прилепин хором называют его одним из самых многообещающих авторов молодого поколения, да и другие коллеги не оставляют вниманием. Но это, конечно, не идет ни в какое сравнение с популярностью автора «Чапаева и Пустоты». По статистике, число читателей Виктора Олеговича в России перевалило за миллион - для страны с населением 140 млн очень недурной результат. Александр Сергеевич известен пока куда более узкому кругу причастных лиц. Ситуация осложняется тем, что оба Пелевина играют на одном поле, оба скрещивают метафизику и поп-культуру - хотя и делают это, конечно, совершенно по-разному. Виктор саркастичен на грани цинизма, Александр открыт и искренен; Виктор работает с «текущей повесткой», взгляд Александра обращен в прошлое; Виктор отстранен, Александр вовлечен. И всё-таки, чтобы выйти из тени своего знаменитого однофамильца, А. С. Пелевину придется сделать что-то невозможное, небывалое, из ряда вон выходящее.
Роман «Четверо», может быть, еще и не совсем то, но хороший шаг в нужном направлении.
Источник: regnum